Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
- Казаковой Е.А. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
- Козлова А.А. - начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии;
- Сарычева А.А. - специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии Управления;
при участии:
со стороны заявителя - ООО "Перспектива": представитель не явился (о времени и месте рассмотрения настоящей жалобы общество уведомлено надлежащем образом),
со стороны уполномоченного органа - Администрации Пачелмского района Пензенской области:
- Кадомцевой Н.А. - представителя по доверенности от 27.08.2018 N 6,
- Медведевой Е.Н. - представителя по доверенности от 27.08.2018 N 4,
со стороны муниципального заказчика - Администрации Решетинского сельсовета Пачелмского района Пензенской области:
- Клейменова Р.А. - главы администрации Решетинского сельсовета Пачелмского района Пензенской области, действующего на основании Решения Комитета местного самоуправления от 28.04.2017 N 03-68/5,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" на положения документации при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по объекту "Строительство сельского дома культуры на 150 мест в с. Решетино Пачелмского района Пензенской области" (извещение N 0155300036918000058 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 24.07.2018), проводимого уполномоченным органом - администрацией Пачелмского района Пензенской области для нужд муниципального заказчиком - администрации Решетинского сельсовета Пачелмского района Пензенской области, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
23 августа 2018 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее - Пензенское УФАС России) из ФАС России поступила жалоба ООО "Перспектива" на положения документации при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по объекту "Строительство сельского дома культуры на 150 мест в с. Решетино Пачелмского района Пензенской области" (извещение N 0155300036918000058 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 24.07.2018), проводимого уполномоченным органом - администрацией Пачелмского района Пензенской области для нужд муниципального заказчиком - Администрации Решетинского сельсовета Пачелмского района Пензенской области.
По мнению подателя жалобы, заказчиком допущены следующие нарушения Закона о контрактной системе:
1) заказчиком не соблюдены требования Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570), а именно в проекте контракта установлен неправильный объем работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, а также не установлена ответственность подрядчика за неисполнение указанного требования;
2) заказчиком в нарушении части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе неправильно указаны пени за нарушение обязательств по контракту,
В соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе жалоба ООО "Перспектива" была принята и назначена к рассмотрению на 14 часов 15 минут 27.08.2018.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу от 27.08.2018 N 191, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Представители уполномоченного органа с доводами жалобы также не согласились по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу от 27.08.2018 N 3314, считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
В связи с необходимостью дополнительного анализа представленных сторонами документов и сведений в заседании Комиссии Управления объявлен перерыв до 28.08.2018, после чего рассмотрение жалобы по существу продолжено.
От заказчика и уполномоченного органа поступили ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствии представителей.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системы внеплановой проверки, Комиссия Управления в отношении доводов жалобы установила следующее.
24.07.2018 уполномоченным органом - администрацией Пачелмского района Пензенской области для нужд муниципального заказчиком - администрации Решетинского сельсовета Пачелмского района Пензенской области на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение N 0155300036918000058 и документация об электронном аукционе "Строительство сельского дома культуры на 150 мест в с. Решетино Пачелмского района Пензенской области".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 46 430 375,00 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок - 23.08.2018 в 23:59.
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 24.08.2018.
Дата проведения аукциона в электронной форме - 27.08.2018.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
1. Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 утверждены виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 определено:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.;
в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств Правилами определения размера штрафа.
В пункте 6.1.1 проекта муниципального контракта содержится следующее указание "В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом", Подрядчик обязуется выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по настоящему Контракту виды и объемы работ по настоящему Контракту из числа возможных видов и объемов работ, указанных в Техническом задании (приложение 1 к Контракту), из числа видов работ, утвержденных указанным постановлением. Конкретные виды и объемы работ из числа возможных видов и объемов работ определены по предложению Подрядчика, по форме приложения N 5 к Контракту и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении составляют не менее 15% цены Контракта.
Приложение N 5 к проекту муниципального контракта "Конкретные виды и объемы работ из числа возможных видов и объемов работ определенные по предложению Подрядчика для самостоятельного их выполнения" содержит только перечень видов работ.
Таким образом, заказчиком в документации об электронном аукционе:
- в нарушении требований подпункта "а" пункта 2 Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 не определены возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств;
- в нарушении требований подпункта "б" пункта 2 Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 указан неправильный процент стоимости работ, которые должны исполняться подрядчиком самостоятельно, а именно 15% цены муниципального контракта, вместо 25 % цены муниципального контракта, учитывая, что извещение о проведении электронного аукциона опубликовано после 01.07.2018.
Также Комиссией Управления установлено, что заказчиком в нарушение требований подпункта "в" пункта 2 Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 в проекте контракта не предусмотрен штраф за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц.
Довод представителя заказчика и уполномоченного органа о том, что в рассматриваемом случае следует применять норму, касающуюся 15% цены контракта, т.к. правоотношения по закупке начались до 01.07.2018, Комиссия Управления отклоняет в связи со следующим.
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
Учитывая, что извещение о закупке было опубликовано после 01.07.2018, то на данную закупку распространяется норма, устанавливающая объем самостоятельных работ 25%.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Управления считает рассматриваемый довод жалобы обоснованным.
2. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В нарушение указанных норм, заказчиком в проекте муниципального контракта установлены следующие виды ответственности:
- пункт 9.2.1 проекта контракта: "Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Заказчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Заказчиком;
- пункт 9.3.1 проекта контракта: "Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Подрядчиком".
Таким образом, Комиссия Управления считает рассматриваемый довод жалобы обоснованным.
Также в рамках проведения внеплановой проверки при рассмотрении жалобы Комиссия Управления установила следующее:
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о контрактной системе планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 21 Закона о контрактной системе в план-график включается, в том числе, информация об установлении дополнительных требований к участникам закупки (при наличии таких требований) и обоснование таких требований.
В плане-графике N 2018015530003860020001, опубликованном заказчиком (на момент рассмотрения жалобы) в отношении рассматриваемой закупки "Строительство сельского дома культуры на 150 мест в с. Решетино Пачелмского района Пензенской области" (извещение N 0155300036918000058, ИКЗ 183582800130958280100100050014120414) дополнительные требования к участникам закупки не указаны.
В соответствии пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
- финансовых ресурсов для исполнения контракта;
- на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
- опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
- необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона должно содержать требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В извещении о проведении закупки, а также в пункте 16 информационной карты документации об электронном аукционе установлены требования, предъявляемые к участникам электронного аукциона, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, а именно: "участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства - подтверждается выпиской (либо копией выписки) из реестра членов саморегулируемой организации по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58 (срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи). В соответствии с частью 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации член саморегулируемой организации имеет право осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
а) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4, 55.16 Градостроительного кодекса РФ;
б) если совокупный размер обязательств по договорам строительного подряда не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ. Количество договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
В случаях, предусмотренных частями 2.1, 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства".
Также извещением о проведении закупки, пунктом 17 информационной карты документации об электронном аукционе предусмотрены дополнительные требования к участникам аукциона в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям", а именно, "наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ* строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
*требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014. При этом используется следующая группа работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства".
Согласно части 12 статьи 21 Закона о контрактной системе не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.
Таким образом, требования к участникам закупки в извещении и документации об электронном аукционе установлены правомерно, однако не содержатся в плане-графике, т.е. заказчиком допущено нарушение части 12 статьи 21 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042, Правила определения размера штрафа), размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном пунктами 3 - 9 настоящих Правил, в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта (далее - цена контракта (этапа)).
Согласно пункту 6 Правил определения размера штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Проект муниципального контракта не содержит указанного вида штрафа.
В соответствии с Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2017 N 24-03-7/71731 штраф за каждый факт неисполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, которые не имеют стоимостного выражения, может быть установлен, например, за непредставление в срок, предусмотренный условиями контракта, документов и т.д.
В пунктах 6.1.7, 6.1.8 проекта контракта предусмотрены обязанности подрядчика по представлению информации о назначении представителя(ей) Подрядчика, ответственного(ых) за производство работ в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты заключения Контракта, а также представлению в течение 3 (трех) рабочих дней с даты заключения Контракта графика производства и оплаты работ.
Таким образом, проектом контракта предусмотрено выполнение подрядчиком обязательств, не имеющих стоимостного выражения, в тоже время, в нарушение части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункта 6 Правил определения размера штрафа, заказчиком не установлен предусмотренный законодательством о контрактной системе вид штрафа.
Согласно части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Пунктом 6.1.35 проекта контракта предусмотрена эта обязанность подрядчика.
В тоже время, Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию" установлен следующий размер начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта - 100 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.
В рассматриваемом случае, начальная (максимальная) цена контракта составляет 46 430 375,00 рублей, т.е. установление заказчиком в пункте 6.1.35 проекта контракта обязанности по предоставлению информации о всех субподрядчиках, является нарушением требований части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Следует отметить, что в извещении о проведении электронного аукциона, а также в плане-графике предусмотрена оплата выполненных работ в следующем порядке:
- 2018 год - 44 108 856,25 рублей;
- 2019 год - 2 321 518,75 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается, в том числе, условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В соответствии с частью 4 статьи 110.2 Закона о контрактной системе результатом выполненной работы по контракту, предметом которого являются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, является построенный и (или) реконструированный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.
Пунктом 8.1 проекта контракта предусмотрено, что "оплата выполненных по Контракту работ осуществляется Заказчиком на расчетный счет Подрядчика, указанный в Контракте, поэтапно в сроки и в размерах, которые установлены Графиком производства и оплаты работ "Строительство дома культуры на 150 мест в с. Решетино Пачелмского района Пензенской области" (приложение N 4 к настоящему Контракту), в срок не более 30 (тридцати) дней с даты подписания Заказчиком акта приемки выполненных работ".
В соответствии с пунктом 4 информационной карты документации об электронном аукционе установлены сроки выполнения работ: "В течении 1 года с даты подписания контракта. Виды работ и сроки их выполнения определяются графиком производства работ, который составляется подрядчиком и утверждается заказчиком перед подписанием муниципального контракта (Приложение 4 к муниципальному контракту).
Согласно пункту 4.1 проекта контракта "Срок выполнения работ: Подрядчик обязуется начать работы немедленно с даты подписания контракта и выполнить работу по строительству объекта в соответствии с техническим заданием (Приложение 1 к настоящему муниципальному контракту), проектной документацией (Приложение 2 к настоящему муниципальному контракту) и утвержденными локальными сметными расчетами (Приложение 3 к настоящему муниципальному контракту) в сроки, указанные в Контракте и в Графике производства и оплаты работ (приложение 4 к настоящему муниципальному контракту) в течении 1 года с даты подписания муниципального контракта".
При этом, в пункте 6.1.8 проекта контракта указана обязанность подрядчика "Предоставить Заказчику в течение 3 (трех) рабочих дней с даты заключения Контракта график производства и оплаты работ (Приложение 4 к настоящему муниципальному контракту), который является неотъемлемой частью настоящего Контракта".
Таким образом, информация, содержащаяся в информационной карте электронного аукциона, плане-графике и проекте муниципального контракта противоречит другу друг, что является нарушением части 12 статьи 21, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Оценив материалы дела и объяснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" на положения документации при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по объекту "Строительство сельского дома культуры на 150 мест в с. Решетино Пачелмского района Пензенской области" (извещение N 0155300036918000058 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 24.07.2018), проводимого уполномоченным органом - администрацией Пачелмского района Пензенской области для нужд муниципального заказчиком - администрации Решетинского сельсовета Пачелмского района Пензенской области обоснованной.
2. Признать заказчика - администрацию Решетинского сельсовета Пачелмского района Пензенской области нарушившим часть 12 статьи 21, части 5, 7, 8, 23 статьи 34, часть 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, пункт 6 Правил определения размера штрафа, пункт 2 Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570.
3. В связи с тем, что предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования закупки уже выдано заказчику, уполномоченному органу в рамках рассмотренной жалобы N 5-05/154-2018, предписание по настоящей жалобе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председатель Комиссии Е.А. Казакова
Члены Комиссии А.А. Козлов
А.А. Сарычев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 28 августа 2018 г. N 5-05/155-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2018