Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
<_>,
при участии представителей:
- заказчика в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Автохозяйство Правительства Свердловской области" - <_>,
- уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области - <_>,
проведя внеплановую проверку действий (бездействия) заказчика в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Автохозяйство Правительства Свердловской области", уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссии при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона (извещение N 0162200011818001231) на поставку транспортных средств в части наличия нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закона о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Свердловское УФАС России поступила информация от Прокуратуры Свердловской области (вх. N 01-17505 от 16.08.2018) о нарушении заказчиком в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Автохозяйство Правительства Свердловской области", уполномоченным органом в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссией законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку транспортных средств (извещение N 0162200011818001231).
В обращении содержится информация о том, что аукционная документация составлена заказчиком в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Внеплановая проверка проведена в соответствии с п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе.
По обстоятельствам дела Комиссией установлено следующее.
29 июня 2018 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0162200011818001231 и аукционная документация на поставку транспортных средств. Начальная (максимальная) цена контракта составила 41 297 000,00 рублей.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (пункт 1);
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2).
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 10.2 Части I "Общая часть" аукционной документации детальное описание объекта закупки, содержится в Части II "Описание объекта закупки".
Согласно Таблице 1 Части II "Описание объекта закупки" установлено наименование и количество поставляемого товара:
N п/п |
Наименование товара |
Количество товара (шт.) |
1 |
Транспортное средство с функциональными (техническими) характеристиками (потребительскими свойствами), указанными в нижеприведенной таблице 2 *Поставляемые автомобили должны быть одной марки |
11 |
2 |
Транспортное средство с функциональными (техническими) характеристиками (потребительскими свойствами), указанными в нижеприведенной таблице 3 *Поставляемые автомобили должны быть одной марки |
10 |
В п. 3 Части II "Описание объекта закупки" установлено, что все характеристики поставляемого товара должны соответствовать техническим, эксплуатационным характеристикам, потребительским свойствам указанным в нижеприведенных таблицах 2 и 3.
Согласно Таблице 2 Части II "Описание объекта закупки" указаны следующие технические, эксплуатационные характеристики, потребительские свойства, в том числе:
N п/п |
Функциональные характеристики, потребительские свойства |
Инструкция участнику закупки по формированию предложения |
|
Наименование показателя |
Содержание (значение) показателя |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
8 |
Рабочий объем двигателя (см |
от 1998 до 3500 |
Указывается конкретное значение |
9 |
Мощность (л.с.) |
от 240 до 249 |
Указывается конкретное значение |
13 |
Тип трансмиссии |
АКПП |
Соответствие |
14 |
Количество передач (шт) |
не менее 6 |
Указывается конкретное значение |
19 |
Габаритная длина (мм) |
от 4885 до 4940 |
Указывается конкретное значение |
20 |
Габаритная ширина (мм) |
от 1820 до 1870 |
Указывается конкретное значение |
21 |
Габаритная высота (мм) |
от 1450 до 1470 |
Указывается конкретное значение |
22 |
Колесная база (мм) |
от 2820 до 2980 |
Указывается конкретное значение |
23 |
Колея задних колес (мм) |
от 1570 до 1630 |
Указывается конкретное значение |
24 |
Колея передних колес (мм) |
от 1580 до 1610 |
Указывается конкретное значение |
33 |
Легкосплавные колесные диски |
Наличие |
Соответствие |
45 |
USB разъем |
Наличие |
Соответствие |
52 |
Мультимедийная система с цветным дисплеем диагональю не менее 8 дюймов |
Наличие |
Соответствие |
62 |
Электропривод регулировки передних сидений |
Наличие |
Соответствие |
63 |
Сиденье водителя с поясничной опорой |
Наличие |
Соответствие |
Согласно Таблице 3 Части II "Описание объекта закупки" указаны следующие технические, эксплуатационные характеристики, потребительские свойства, в том числе:
N п/п |
Функциональные характеристики, потребительские свойства |
Инструкция участнику закупки по формированию предложения |
|
Наименование показателя |
Содержание (значение) показателя |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
7 |
Рабочий объем (см |
от 1990 до 2500 |
Указывается конкретное значение |
8 |
Максимальная мощность (л.с.) |
от 180 до 185 |
Указывается конкретное значение |
7 |
Тип трансмиссии |
АКПП |
Соответствие |
8 |
Количество передач |
не менее 6 |
Указывается конкретное значение |
13 |
Габаритная длина (мм) |
от 4880 до 4930 |
Указывается конкретное значение |
14 |
Габаритная ширина (мм) |
от 1820 до 1855 |
Указывается конкретное значение |
15 |
Габаритная высота (мм) |
от 1450 до 1470 |
Указывается конкретное значение |
16 |
Колесная база (мм) |
от 2820 до 2940 |
Указывается конкретное значение |
17 |
Колея задних колес (мм) |
от 1590 до 1620 |
Указывается конкретное значение |
18 |
Колея передних колес (мм) |
от 1570 до 1620 |
Указывается конкретное значение |
24 |
Легкосплавные колесные диски |
Наличие |
Соответствие |
37 |
Камера заднего вида |
Наличие |
Соответствие |
38 |
Дисплей диагональю не менее 7 дюймов |
Наличие |
Соответствие |
Описание объекта закупки устанавливается заказчиком самостоятельно, исходя из его потребностей, а также в соответствии с обязательными требованиями к описанию объекта закупки, предусмотренными ст. 33 Закона о контрактной системе. Из смысла содержания статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе определить в аукционной документации такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, его комплектности, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребности с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств. Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик товара в документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, моделям, видам товара.
Как пояснила на заседании Комиссии представитель заказчика, формируя данные требования к характеристикам товара, заказчик определил свои потребности с учетом специфики своей деятельности и имеющейся потребности в закупке транспортных средств, которые в свою очередь, являются значимыми для заказчика и необходимы для выполнения соответствующих функций заказчика.
Кроме того, представители заказчика пояснили, что сформированное техническое задание вместе с запросами коммерческих предложений было направлено в адрес потенциальных поставщиков. В качестве обоснования начальной (максимальной) цены контракта заказчик использовал информацию о ценах на товар, поступившую от трех хозяйствующих субъектов по таблице 2 Части II "Описание объекта закупки", в данных коммерческих предложениях содержится информация о возможности поставки транспортных средств Lexus ES350, Toyota Camry, BMW 530i xDrive; а также заказчик использовал информацию о ценах на товар, поступившую от трех хозяйствующих субъектов по таблице 3 части II "Описание объекта закупки", в данных коммерческих предложениях содержится информация о возможности поставки транспортных средств Toyota Camry, Lexus ES250, Mercedes-benz E200.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что объектом закупки является поставка транспортных средств, а не производство транспортных средств, ввиду чего поставщиком такого товара может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и не его производитель.
Таким образом, описание объекта закупки соответствует требованиям ст. 33 Закона о контрактной системе, установленные показатели позволяют оформить заявку на участие в электронном аукционе, предложив товар, отвечающий потребностям заказчика.
Доказательств обратного Комиссии Свердловского УФАС России предоставлено не было.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. В действиях заказчика в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Автохозяйство Правительства Свердловской области", уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
2. Заказчику в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Автохозяйство Правительства Свердловской области", уполномоченному органу в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 22 августа 2018 г. N 90-В
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.08.2018