Резолютивная часть решения оглашена 21 августа 2018 года
В полном объеме решение изготовлено 24 августа 2018 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Гареевой Д.Ф. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная клиническая специализированная психоневрологическая больница N1" (далее - заказчик) о проведении внеплановой проверки действий заказчика по соблюдению требований законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку клозапина (извещение N0369200020518000093) в присутствии представителей заказчика Воронкиной О.Ю., Черкасова П.О., действующих на основании доверенностей от 20.08.2018, от 29.04.2018,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 13.08.2018 поступило обращение Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная клиническая специализированная психоневрологическая больница N1" о проведении внеплановой проверки действий заказчика по соблюдению требований законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку клозапина (извещение N0369200020518000093) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам, заказчик 24.07.2018 объявил о проведении аукциона путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 499 000,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 01.08.2018 в 11:00.
Согласно доводам, изложенным в обращении, заказчиком в рамках настоящего аукциона неправомерно установлены предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 ограничения допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Указанное обстоятельство привело к отклонению аукционной комиссией заявки участника, содержащей предложение о поставке препарата иностранного происхождения.
Заслушав пояснения заказчика, уполномоченного органа, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Согласно пункту 10 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
1.1. Как установлено материалами дела, заказчиком осуществляется закупка лекарственного препарата с МНН "Клозапин".
Распоряжением Правительства РФ от 23.10.2017 N 2323-р утвержден перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2018 год.
Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289) применяется в отношении лекарственных препаратов, включенных в указанный перечень.
Вместе с тем, закупаемый заказчиком лекарственный препарат "Клозапин" не включен в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 23.10.2017 N 2323-р, что, в свою очередь, исключает установление заказчиком в извещении о проведении аукциона, документации об аукционе ограничений, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289, а также требования о предоставлении участниками в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие предлагаемого товара данным ограничениям.
Однако, в нарушение пункта 10 статьи 42, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе заказчиком в рамках настоящего аукциона, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке установлены предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N1289 ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, а также требование о предоставлении участниками в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие предлагаемого товара данным ограничениям. Указанное обстоятельство привело к невозможности участия в закупке хозяйствующего субъекта, заявка которого содержала предложение о товаре, соответствующем потребности заказчика.
1.2. В соответствии с пунктом 1 Постановления заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Информация об установлении ограничения, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289, а также требование о предоставлении участниками документа, подтверждающего страну происхождения товара, содержатся в пунктах 9, 13 информационной карты документации об аукционе.
При этом, в пункте 9 информационной карты аукционной документации указано, что при отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Как установлено материалами дела, на участие в закупке подано три заявки.
Участниками с идентификационными номерами заявок 103577198, 103579973 к поставке предложен лекарственный препарат с торговым наименованием "Азалептин" (Россия). В заявке с номером 103580960 содержится предложение о поставке лекарственного препарата с торговым наименованием "Азалепрол" (Украина).
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 01.08.2018 участники допущены аукционной комиссией к участию в электронном аукционе.
По итогам рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционной комиссией принято решение о соответствии требованиям аукционной документации заявок участников с идентификационными номерами 103577198, 103579973. Заявка с идентификационным номером 103580960 отклонена аукционной комиссией в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 как содержащая предложение о поставке товара иностранного происхождения.
Вместе с тем, как установлено Комиссией Челябинского УФАС России, в составе заявок с идентификационными номерами 103577198, 103579973 отсутствует предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289, пунктом 9 информационной карты аукционной документации документ, подтверждающий страну происхождения товара. В соответствии с пунктом 9 информационной карты аукционной документации такие заявки приравниваются к заявкам, в которых содержатся предложения о поставке товаров иностранного происхождения.
Таким образом, на участие в определении поставщика не поданы заявки, содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов различных производителей, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза. В данном случае, отсутствуют основания для применения ограничений, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289.
С учетом указанных обстоятельств, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях аукционной комиссии нарушений частей 1, 2, 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, выразившихся в отклонении заявки с идентификационным номером 103580960, содержащей предложение о поставке товара украинского происхождения.
2. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) предусмотрены штрафы за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042).
Согласно пункту 6 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В пунктах 3.1.2, 3.1.3 проекта контракта предусмотрены, например, обязательства поставщика представлять по требованию заказчика информацию и документы, относящиеся к предмету контракта; незамедлительно информировать заказчика обо всех обстоятельствах, препятствующих исполнению контракта. По мнению Комиссии Челябинского УФАС России, указанные обязательства не имеют стоимостного выражения, в связи с чем заказчик должен установить в проекте контракта штраф, предусмотренный пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.
Вместе с тем, заказчиком в проекте контракта в отношении поставщика не предусмотрен штраф за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, которые не имеют стоимостного выражения. Данное обстоятельство не соответствует частям 4, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. В нарушение части 9 статьи 34 Закона о контрактной системе заказчиком в проекте контракта не предусмотрено условие о том, что сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Исходя из материалов внеплановой проверки, информации, представленной заказчиком Комиссия, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях заказчика нарушения частей 4, 8, 9 статьи 34, пункта 10 статьи 42, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушения частей 1, 2, 6 статьи 69 Закона о контрактной системе
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности по частям 2, 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Д.Ф. Гареева
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 21 августа 2018 г. N 127-СО-ВП/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2018