Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
<_>
при участии:
<_>
рассмотрев жалобуООО "СтройЛес" на действия заказчика ГКУ "СГЗ РС(Я)" при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Томпонская районная многопрофильная гимназия на 220 учащихся в п.Хандыга" (извещение N 0116200007918004170), проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалобаООО "Строй Лес".
В жалобе ООО "Строй Лес" приведены следующие доводы:
1. В плане-графике не указан планируемый срок окончания выполнения работ.
2. Проект контракта неправомерно содержит требование об обязанности представления нового обеспечения исполнения контракта.
3. Проект контракта не содержит требование в соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
4. Срок исполнения/действия контракта указан в плане-графике и проекте контракта некорректно.
5. Описание объекта закупки составлено с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика, уполномоченного органа с жалобой не согласились, поддержали письменные пояснения.
Комиссия, заслушав лиц, участвовавших в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение N 0116200007918004170 об осуществлении закупки размещено уполномоченным органом на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер", а также на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 31.05.2018 года;
2) в извещение о проведении закупки внесены изменения - 19.06.2018 года,27.06.2018 года, 31.07.2018 года;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
4) начальная (максимальная) цена контракта - 186 270 636,00 руб.;
5) на участие в электронном аукционе поступило 5 заявок от участников закупки;
6) 3 участника закупки допущенык участию в электронном аукционе:
7) дата проведения электронного аукциона - 24.08.2018 года, на момент рассмотрения дела процедура не осуществлена.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалоб по существу.
Комиссия считает жалобу ООО "СтройЛес" частично обоснованнойпо следующим основаниям.
1. Согласно пункту 2 части 3 статьи 21 Закона о контрактной системе в план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки: наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений статьи 33 настоящего Федерального закона, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно).
В плане-графике закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд ГКУ "СГЗ РС(Я) (в редакции, действовавшей на момент размещения извещения), размещенном в ЕИС в качестве документа по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 года N 554 в столбце 19 "Планируемый срок (периодичность) поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг" указано: "Периодичность поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг)": другое. Планируемый срок (сроки отдельных этапов) поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг): не указано".
При этом срок окончания выполнения работ содержится как в извещении, так и в аукционной документации: "30" ноября 2020 года.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Вместе с тем заявитель не явился на заседание Комиссии, а также не представил документы и сведения, подтверждающие обоснованность довода жалобы, в том числе свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов Общества.
Таким образом, довод заявителя не указания в плане-графике планируемого срока окончания выполнения работ признан необоснованным.
2. Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 7 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией.
Пунктом 17.1.9 проекта государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации установлено, в том числе следующее: "Если по каким-либо причинам обеспечение исполнения Контракта перестало быть действительным или иным образом перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком обязательств по Контракту (в том числе в случае отзыва лицензии у банка, выдавшего банковскую гарантию), Подрядчик обязуется предоставить Заказчику иное (новое) обеспечение исполнения Контракта".
Между тем, Законом о контрактной системе не запрещено установление в проекте контракта требований по предоставлению нового обеспечения исполнения контракта в случае, если обеспечение исполнения обязательств по контракту в ходе его исполнения перестало быть действительным.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Вместе с тем заявитель не явился на заседание Комиссии, а также не представил документы и сведения, подтверждающие обоснованность довода жалобы, в том числе свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов Общества.
Таким образом, довод заявителя в части содержания в проекте контракта требования об обязанности представления нового обеспечения исполнения контракта признан необоснованным.
3. Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт включаются обязательные условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Между тем, проект контракта не содержит вышеуказанное условие.
Таким образом, заказчиком нарушены пункт 2 части 13 статьи 34, часть 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, довод признан обоснованным.
4. Согласно пункту 2 части 3 статьи 21 Закона о контрактной системе в план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки: наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений статьи 33 настоящего Федерального закона, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно).
В плане-графике закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд ГКУ "СГЗ РС(Я) (в редакции, действовавшей на момент размещения извещения), размещенном в ЕИС в качестве документа по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 года N 554 в столбце 23 "Планируемый срок, (месяц, год)окончания исполнения контракта" указано: "12.2020".
В проекте контракта установлено следующее: "22.12. Настоящий Контракт вступает в силу и становится обязательным для Сторон со дня его подписания и действует до "30" мая 2021 г., а в части всех взаиморасчетов по Контракту до полного их завершения, в части исполнения гарантийных обязательств - до срока их истечения согласно разделу 12 настоящего Контракта".
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с п. 1 ст. 325 ГК РФ если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.
Согласно п. 3 ст. 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.
Следовательно, момент окончания срока действия контракта не равнозначен времени исполнения обязательств.
Таким образом, установление указанных сроков исполнения контракта и действия контракта не является нарушением Закона о контрактной системе, довод заявителя признан необоснованным.
5. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Материалами дела установлено, что в таблице "Требования к товарам" описание объекта закупки аукционной документации содержит следующие требования к применяемым материалам:
N п/п |
Характеристики товара |
Минимальное значение |
Максимальное значение |
Неизменяемое значение |
Значение на выбор |
Единица измерения значения характеристики (согласно ГОСТ 8.417-2002 или ОКЕИ) |
ГОСТ, регламент, стандарт или обоснование их не применения (п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ) |
7 |
Горячекатаная арматурная сталь гладкая |
|
|
|
|
|
|
7.1 |
Класс |
|
|
|
А-I или А-III(выбрать одно значение |
|
|
7.2 |
Диаметр профиля |
6 |
|
|
|
мм. |
|
7.3 |
Марка стали |
|
|
|
Ст3кп или Ст3пс или Ст3сп или Ст5сп или Ст5пс (выбрать одно значение) |
|
|
Следовательно, заказчику требуется класс либо А-I или А-III, а также марки стали, в том числе Ст5сп или Ст5пс, между тем, указанные марки стали согласно ГОСТ 5781-82 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия"используются только для изготовления арматуры класса А-II.
Материалами дела установлено, что в таблице "Требования к товарам" описание объекта закупки аукционной документации содержит следующие требования к применяемым материалам:
N п/п |
Характеристики товара |
Минимальное значение |
Максимальное значение |
Неизменяемое значение |
Значение на выбор |
Единица измерения значения характеристики (согласно ГОСТ 8.417-2002 или ОКЕИ) |
ГОСТ, регламент, стандарт или обоснование их не применения (п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ) |
1 |
Сваи железобетонные квадратного сечения сплошные |
|
|
|
|
|
|
1.1 |
Марка бетона по прочности на сжатие |
|
|
В25 |
|
|
|
1.2. |
Заполнитель для бетона |
|
|
Щебень |
|
|
|
1.3. |
Фракция заполнителя в диапазоне не шире |
20 |
40 |
|
|
мм |
|
Следовательно, заказчику требуется марка бетона по прочности на сжатиеВ25, между тем действующими ГОСТ 19804-2012 "Сваи железобетонные заводского изготовления. Общие технические условия", ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" не предусматривает показатель характеристики "марка бетона", вместо этого предусмотрен показатель характеристики "класс прочности на сжатие".
По позициям "Плиты из минеральной ваты" отсутствие указания на марку не противоречит требованиям закона о контрактной системе.
Таким образом, нарушенытребования пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, поскольку установлены некорректные требования к товарам "Горячекатаная арматурная сталь гладкая", "Сваи железобетонные квадратного сечения сплошные", довод признан обоснованным.
Вместе с тем, на момент рассмотрения дела у Комиссии отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Строй Лес" на действия заказчика ГКУ "СГЗ РС(Я)" при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Томпонская районная многопрофильная гимназия на 220 учащихся в п. Хандыга" (извещение N 0116200007918004170) частично обоснованной в отношении отсутствия в проекте контракта условия, предусмотренного пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, некорректного описания объекта закупки.
2. Признать заказчика Государственное казенное учреждение "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" нарушившим пункт 2 части 13 статьи 34, часть 4 статьи 64, пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Государственному казенному учреждению "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)"предписание об устранении допущенного нарушения.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 28 августа 2018 г. N 06-940/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.08.2018