Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия), в составе:
<_>-начальникаотдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_> - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_>- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Строй Лес" (далее - ООО "Строй Лес", заявитель, Общество): не явились, надлежащим образом уведомлены,
от заказчика Администрации муниципального района "Абыйский улус (район)"(далее -Администрация МР "Абыйский улус (район)", заказчик):не явились, представили письменные пояснения;
рассмотрев жалобу ООО "Строй Лес" на действия заказчика Администрации МР "Абыйский улус (район)"при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания по ППМИ "Дом дружбы" на внутренние работы (изв. N 0116300026818000019), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступилажалобаООО "Строй Лес".
Из текста жалобы ООО "Строй Лес" следует, что, по мнению заявителя, в аукционной документации допущены следующие нарушения Закона о контрактной системе:
1. Указаны требования относительно участия субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, вводящие участников в заблуждение.
2. Заказчик допустил разночтения в части установления сроковокончания подачи заявок на участие в закупке, рассмотрения заявок участников закупки, проведения электронного аукциона в извещении о проведении электронного аукциона и в аукционной документации.
3. Заказчиком установлен некорректный срок предоставления разъяснений положений электронной документации.
4. В аукционной документации отсутствует условие в соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
5. В нарушение Закона о контрактной системе в требованиях заказчика по материалу/товару "брусок" установлено значение по показателю "толщина" не в соответствии с ГОСТ 18288-87.
Просят признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Из письменных пояснений заказчика следует, что секретарем единой комиссии допущена опечатки, прикреплен черновик аукционной документации.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
1) извещение N 0116300026818000019 об осуществлении закупки размещено на официальном сайте ЕИСwww.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), а также на сайте оператора электронной площадкиЗАО "Сбербанк-АСТ"-01.08.2018 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта -2 378 300,50 руб.;
4) на участие в электронном аукционе поступила1 заявкаот участника закупки;
5) единственная заявка участника закупки признана соответствующей требованиям аукционной документации;
6) электронный аукцион признан несостоявшимся.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Строй Лес" частично обоснованной в силу следующего.
Довод в части того, что указаны требования относительно участия субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, вводящие участников закупки в заблуждение, признан необоснованным в силу следующего.
Согласно части 4 статьи 27 Закона о контрактной системе преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона предоставляются при осуществлении закупок:
1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;
2) организациям инвалидов;
3) субъектам малого предпринимательства;
4) социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Извещением о проведении электронного аукциона установлены ограничения и запреты "К участию в закупке допускаются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации", также установлены преимущества: "Субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям".
Пунктом 2 "Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации" раздела 1 "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА" части 1 "Общие условия аукциона" аукционной документации установлено следующее:
"Только для СМП и СОНКО".
Между тем, любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений Закона о контрактной системе, нуждается в доказывании. На это, в частности, указывает часть 9 статьи 105 Закона о контрактной системе: участник закупки, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Заявителем жалобы в материалы дела не представлены доказательства нарушения Закона о контрактной системе, также отсутствует указание каким образом указанные требования вводят в заблуждение участников закупки.
Довод заявителя не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
Довод в части допущения разночтения в части установления сроков окончания подачи заявок на участие в закупке подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
Пунктом 6 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: срок, место и порядок подачи заявок участников закупки.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
- дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В извещении о проведении электронного аукциона установлено следующее.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе - 09.08.2018 года 11:00.
В Информационной карте аукционной документации установлено следующее.
8 |
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе |
01.08.2018 г. 21:00 местного времени |
Таким образом, довод жалобы признан обоснованным, действия заказчика нарушают положения пункта 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Довод в части указания некорректного срока окончания предоставления разъяснений участникам закупки подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса от участника электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно материалами дела в пункте 31 Информационной карты аукционной документации установлены даты начала и окончания предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе - с 01.08.2018 г. по 05.07.2018 г.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона срок окончания подачи заявок на участие в закупке установлен на 09.08.2018 года.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, в аукционной документации указан ненадлежащий срок предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе.
Таким образом, заказчик нарушил пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Довод в части отсутствия в аукционной документации условия в соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе признан обоснованным в силу следующего.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт включаются обязательные условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Между тем, проект контракта не содержит вышеуказанное условие.
Заказчиком нарушены пункт 2 части 13 статьи 34, часть 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Довод в части установления заказчиком требования по материалу/товару "брусок" значения по показателю "толщина" не в соответствии с ГОСТ подлежит признанию обоснованным на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Из толкования п. 1. ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик самостоятельно определяет перечень товаров и материалов, которые должны быть использованы подрядчиком для выполнения работ, предусмотренных предметом закупки. При этом Закон о контрактной системе устанавливает обязательные требования, которым должно удовлетворять описание объекта закупки в части установления заказчиком функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик товаров, используемых подрядчиком для выполнения работ.
Вместе с тем, из смысла указанной нормы, в том числе следует, что требования аукционной документации, предъявляемые к товарам, используемым при выполнении работ, должны быть однозначно определены, а допустимые значения показателей таких товаров, устанавливаемые заказчиком, должны быть однозначно заданы аукционной документацией.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Материалами дела установлено, что таблица "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" приложения N2 аукционной документации содержит следующее.
9 |
Бруски обрезные хвойных пород длиной не менее 4, но не более 6,5 м, шириной не менее 75, но не более 150 мм, толщиной не менее 150 мм, не выше II сорта, |
м3 |
3.34368 |
|
Согласно информации с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения" устанавливает термины и определения понятий в области лесопильного производства, обязательны для применения во всех видах документации и литературы, входящих в сферу действия стандартизации или использующих результаты этой деятельности.
Пунктом 20 ГОСТа 18288-87 дано определение термину "Брусок".
Так, брусок - это пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины.
Таким образом, заказчик нарушил пункт 2 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, поскольку установленное требование по применяемому материалу/товару "брусок" не соответствует определению, установленному ГОСТ 18288-87. Довод жалобы признан обоснованным.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
1)Извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" - 01.08.2018 года.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Разделом 1 "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА" части 1 "Информационная карта, Инструкция по заполнению заявки" аукционной документации установлено следующее:
226 |
Условия признания победителя электронного аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта |
Победитель аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если: 1.В сроки, предусмотренные статьей 70 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона. 2.Направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 70 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, по истечении 13 дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов аукциона. 3. Не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ(в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на 25 % и более от начальной (максимальной) цены контракта). |
Между тем, статья 70 Закона о контрактной системе признана утратившей силу с 01 июля 2018 года в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, заказчик нарушил часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Между тем, материалами дела установлено, что идентификационный код закупки отсутствует в аукционной документации в том числе и в проекте контракта.
Таким образом, заказчиком нарушена ч.1 ст. 23 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Строй Лес" частично обоснованной.Обоснованными признаны доводы в части установления сроков окончания подачи заявок на участие в закупке, довод в части указания некорректного срока окончания предоставления разъяснений участникам закупки, вчасти отсутствия в аукционной документации условия в соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, в частиустановления заказчиком требования по материалу/товару "брусок" значения по показателю "толщина" не в соответствии с ГОСТ.
2. Признать заказчика Администрации МР "Абыйский улус (район)" нарушившимчасть 3 статьи 7, часть 1 статьи 23, пункт 2 части 1 статьи 33, пункт 2 части 13 статьи 34, пункты 1 и 11 части 1 статьи 64, часть 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Администрации МР "Абыйский улус (район)"предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии: <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 17 августа 2018 г. N 06-891/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.08.2018