Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
в отсутствии представителей: ООО "Айсмед" (далее - Заявитель); в присутствии представителя ГБУЗ РБ ЦГБ г.Сибай (далее - Заказчик) - Вахитов Р.О. (директор); рассмотрев жалобу Заявителя на положения документации, (номер извещения 0301300021818000180 "Закупка расходных материалов") (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба Заявителя на положения документации, при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя указанному в жалобе, его права и законные интересы нарушены следующими действиями аукционной комиссии:
1. Описание объекта закупки составлено без учета положений указанных в постановлении Правительства N145 от 08.02.2017 г. "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил пользования каталога товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Описание объекта закупки установлено в нарушение п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе характеристики установлены не в соответствии с ГОСТ ISO 8537-2011, ГОСТ ISO 7886-1-2011. Установлены требования, о соответствии недействующим ГОСТ, а также стандарту иностранного государства. Характеристики о цветной кодировке коробок установлены не в соответствии с ГОСТ.
3. Требование к конкретному типу упаковки - блистер является неправомерным установленным в нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя): 1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - <электронный аукцион >;
3) начальная (максимальная) цена контракта - < 499 437 ,00 > рублей;
4) на участие в Аукционе подано < 5 > заявки.
5) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - <16.08.2018>;
6) по результатам рассмотрения первых частей заявок допущены были все заявки.
7) победителем закупки признано Общество с ограниченной ответственностью "Гамма" с ценой контракта 252 098,62 руб.
8) Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
9) Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
10) В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, уполномоченным учреждением была представлена информация по электронному аукциону.
1.
В соответствии с ч.4 ст.23 Закона о контрактной системе, наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу ч.5,6 ст.23 Закона о контрактной системе, формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Указанным выше нормативным актом является постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145).
Согласно п.4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 (далее - Правила), Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Датой начала обязательного использования для закупаемых Заказчиком шприцев является 01.03.2018 г.
В силу п.6 Правил, в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Комиссией УФАС установлено, что на весь перечень, закупаемых заказчиком товаров в КТРУ предусмотрено описание объекта закупки и различные варианты описания для шприцев, например, коды позиции КТРУ: 32.50.13.110-03201, 32.50.13.110-03197, 32.50.13.110-03199, 32.50.13.110-03195, 32.50.13.110-03193, 32.50.13.110-03183, 32.50.13.110-03181, 32.50.13.110-03171, 32.50.13.110-03169.
Вместе с тем, Комиссией УФАС установлено, что описание объекта закупки составлено без учета КТРУ в нарушение Правил утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145.
Также документация не содержит обоснования необходимости использования использованных Заказчиком характеристик.
Доводы Заказчика, о невозможности указания описания объекта закупки в соответствии с КТРУ в связи с проблемами интеграции с внешней системой РИКС Комиссией УФАС признаются несостоятельными, так как данный факт не снимает обязанности с Заказчика устанавливать требования к объекта закупки в соответствии с вышеуказанными требованиями.
Следовательно, доводы жалобы в указанной части находят свое подтверждение, являются обоснованными в действиях Заказчика установлено нарушение ч.4 ст.23 Закона о контрактной системе.
2.
В силу п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами.
Использует при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с описанием объекта закупки, приведенном в документации об Аукционе (далее - Техническое задание) Заказчиком установлено требование "прозрачная герметичная колба", вместе с тем, указанное требование установлено в нарушение действующего на шприцы ГОСТ ISO 7886-1-2011, поскольку указанный ГОСТ не содержит такого понятия как "колба".
Кроме того, в п.4 Технического задания установлены также требования: трехкомпонентный шприц 1 мл с универсальной шкалой инсулин/туберкулин.
Согласно п.9.1 ГОСТ ISO 8537-2011 для инсулиновых шприцов, шкала должна быть нанесена в единицах инсулина и обозначать только одну концентрацию инсулина.
Согласно, п.10.1.1. ГОСТ ISO 7886-1-2011 применительно к туберкулиновым шприцам двойная шкала также не допускается.
Следовательно, наличие двойной шкалы инсулин/туберкулин не соответствует требованиям, установленным в указанных ГОСТах.
Кроме того, Заказчиком установлены требования о соответствии следующим стандартам: ISO 10993, DIN EN 30993, 24861-91, 25046-81 и стандартам серии ГОСТ Р ИСО 10993-99, вместе с тем, стандарт DIN EN 30993 является немецким и не действует на территории Российской Федерации, стандарты серии ГОСТ Р ИСО 10993-99, 24861-91, 25046-81 являются не действующими, на момент публикации извещения.
Более того, Заказчиком в Техническом задании установлено требование о цветовой кодировке коробок для быстрого определения размера шприца. В рамках настоящей закупки Заказчику требуется шприца объемом: 2, 20, 5, 1 мл.мл.
Вместе с тем, действующим на момент публикации извещения ГОСТ ISO 7886-1-2011, ГОСТ ISO 8537-2011 не содержит требований к цветовой кодировке упаковок шприцев в зависимости от их объем.
Обоснования указания вышеназванных сведений и характеристик документация не содержит.
Таким образом, доводы жалобы, в указанной части также находят свое подтверждение, являются обоснованными, в действиях Заказчика установлены нарушения п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
В указанных действиях Заказчика содержатся признаки наличия состава административного правонарушения предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
3.
Заявителем жалобы указывается, что указание типа упаковки - блистер является нарушением описания объекта закупки указанном в п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в обоснование приводится позиция изложенная ФАС России в письме от 23.04.2017 г. N ИА/24716/17 "О формировании документации на закупку медицинских шприцов" (далее - Письмо ФАС России).
Вместе с тем, Комиссия УФАС критически относится к данному доводу Заявителя, полагает данный довод несостоятельным и не подтвержденным имеющимися материалами дела в силу следующего.
В Письме ФАС России делает вывод, что указание конкретного типа упаковки - блистер, может привести к ограничению конкуренции. То есть факт ограничения количества участников, должен устанавливаться в каждом конкретном случае.
Согласно обзору Президиума Верховного Суда России от 28 июня 2017 г. "Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" сам факт указания конкретной характеристик не свидетельствует об ограничении количества участников п.1,2 Обзора.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В рассмотренном деле указание заказчиком на необходимость поставки в упаковке блистере обусловлено спецификой назначения и способа его применения.
Таким образом, медицинским учреждением в аукционной документации установлены требования к лекарственному препарату с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В силу ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявителем не представлено доказательства ограничения количества участников закупки. Комиссией УФАС факты ограничения не изысканы в виду отсутствия объективных сведений позволяющих сделать такие выводы.
Вместе с тем, Заказчиком представлена сравнительная таблица, согласно которой под описание объекта закупки попадают товары трех производителей: ООО МПК Елец (Россия); Шаньдун Жибо Шаньчюань Медикал Инструментс Ко Лтд (Китай); ООО "Стерин" (Россия).
В силу п.3 ст.1 ч.5 ст.10 ГК РФ установлена презумпция добросовестности, то есть в случае, отсутствия доказательств недобросовестности, такая добросовестность предполагается.
Следовательно, у Комиссии УФАС нет оснований не учитывать сведения представленные Заказчиком, которые опровергают доводы Заявителя об ограничении количества участников закупки.
В рассматриваемом деле Заявителем не представлено доказательств того, что сформулированные заказчиком требования к объекту закупки привели к необоснованному ограничению количества участников аукциона; на участие в настоящем Аукционе подано пять заявок, в которых поставщики предлагали поставить товар в блистерах.
Следовательно, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
В соответствии с абз.2 п.3.35 приказа ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Учитывая, что на участие в настоящей закупке подано 5 заявок, все заявки были допущены до участия в аукционе, доказательств невозможности участия в аукционе Заявителем представлено не было, Комиссия УФАС считает возможным не выдавать предписание, об устранении нарушений Закона о контрактной системе, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу, ООО "Айсмед" на положения документации составленной ГБУЗ РБ ЦГБ г.Сибай при определении поставщика путем проведения электронного аукциона N 0301300021818000180 необоснованной, в части оспаривания типа упаковки - блистер, в остальной части жалоба ООО "Айсмед" признается обоснованной.
2. В действиях Заказчика содержится нарушение ч.4 ст.23, п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика.
4. Передать материалы дела должностному лицу Башкортостанского УФАС России для принятия мер административного реагирования и решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 20 августа 2018 г. N ГЗ-886/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.08.2018