Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечение государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: Т.А. Омаев, руководительЧукотского УФАС России;
Члены Комиссии:А.Н. Намцараев, главный специалист-эксперт Чукотского УФАС России, А.А. Повольских,ведущий специалист-эксперт Чукотского УФАС России,
в отсутствии представителейсторон, уведомленных надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Эко-Планета"(далее - Заявитель) на действия Федерального казенного предприятия "Аэропорты Чукотки" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по разработке проектов нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по филиалам аэропортам: Беринговский, Провидения", извещение N 0688100000118000158 (далее - Аукцион), в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента (утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу 20.08.2018года поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика по осуществлению закупок.
Из представленных материалов и информации, размещенной в Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) следует, что14.07.2018 года в ЕИС Заказчиком были размещены извещениеN0688100000118000158 и документацияоб электронном аукционе"Выполнение работ по разработке проектов нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по филиалам аэропортам:Беринговский, Провидения", с начальной (максимальной) ценой контракта 190 000,00 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок - 23.08.2018 10:00.
Дата окончания рассмотрения первых частей заявок участников - 24.08.2018.
Дата проведения аукциона в электронной форме - 27.08.2018.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1.В пункте "Требования к участникам закупки" и в других пунктах, на которые есть ссылки в пункте "Документации закупки" (Далее - "Пункт Документации") не предусмотрено соответствие участников закупки конкретным требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, поставки товаров, являющихся предметом закупки, а, именно, требованию о наличии у участника закупочной процедуры действующей "Лицензии", что не соответствует законодательству.
Подпункт 45 пункта 1 статьи 12 "Закона о лицензировании" устанавливает, что лицензированию подлежит деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 "Положения о лицензировании N1216" деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях включает в себя подготовку и предоставление потребителям прогностической, аналитической и расчётной информации о состоянии окружающей среды, её загрязнении (включая радиоактивное).
В соответствии со статьёй 1 "Закона об охране окружающей среды":
воздух, являясь компонентом природной среды, входит в совокупность компонентов природной среды, которые являются окружающей средой. Более кратко - атмосфера является частью окружающей среды. Следовательно, подпункт "в" пункта 2 "Положения о лицензировании N1216" распространяется на деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, включающую в себя подготовку и предоставление потребителям прогностической, аналитической и расчётной информации о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении.
Подраздел Технического задания "Документации закупки" предусматривает выполнение следующей работы: разработка "ПНПДВ".
Пункт 5 "Положения о нормировании N183" устанавливает, что при определении нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) применяются методы "Расчётов рассеивания". Таким образом, разработка "ПНПДВ" основывается на "Расчётах рассеивания".
Как доказано выше, "Расчёт рассеивания", проведённый согласно "МРР-2017", являетсяпроцессом подготовки и предоставления потребителям расчётной информации о состоянииатмосферного воздуха, его загрязнении.
Поэтому для "Расчёта рассеивания", а, равно, и для разработки "ПНПДВ" у Участниказакупки должна быть действующая "Лицензия".
Таким образом, отсутствие в "Пункте 3 Документации" требования к участнику закупочной процедуры о наличии у последнего действующей "Лицензии" (Далее - "Требование о лицензии"), противоречит "Закону о лицензировании".
Из пояснений заказчика следует, что необходимости в принятии мер по дополнению "Документации закупки" "Требованием о лицензии" не имеет, так как, ФКП "Аэропорты Чукотки" в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 и частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в информационной карте документации об электронном аукционе прописал необходимые требования для участия в электронном аукционе, а именно:
- пункт 12. "Требования, предъявляемые к участникам такого аукциона"
- пункт 16.1. "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе".
В вышеуказанных пунктах устанавливаются следующие единые требования к участникам закупки:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
- копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представлениеуказанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
На основании данных статей Закона о контрактной системе и перечисленных пунктов документации об электронном аукционе понимается, что к таким требованиям относится, в частности требование к участнику закупки о наличии лицензии, если соответствующий вид деятельности подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом Заказчик считает, что согласно Закона о контрактной системе:
- части 6 статьи 31 "Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона";
- части 6 статьи 66 "Требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается".
Изучив с материалы дела, Комиссия Чукотского УФАС России считает довод Заявителя обоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту 2) части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);
Согласно пункту 1) части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки
Статьей 49 ГК РФ Правоспособность лица установлено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ (третий абзац рассматриваемой статьи).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующее единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
К таким требованиям относится, в частности требование, к участнику закупки о наличии лицензии, если соответствующий вид деятельности подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Таким образом, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации объект закупки относится к лицензируемым видам деятельности, заказчики, осуществляющие закупки в рамках Закона о контрактной системе, в извещении о проведении закупки должны установить требование к участнику закупки о наличии соответствующей лицензии, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Таким образом, часть 1 статьи 2 Закона о контрактной системе устанавливает, что к отношениям, подпадающим под действие Закона о контрактной системе, применяются нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах, при условии соответствия таких норм Закону о контрактной системе.
На основании изложенного, исследовав представленные материалы Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьей 99, частью 8 статьей 106 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Эко-Планета" на действия Федерального казенного предприятия "Аэропорты Чукотки", при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по разработке проектов нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по филиалам аэропортам: Беринговский, Провидения", извещение N 0688100000118000158 -обоснованной
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункту 2) части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Председатель Комиссии_________________________ Т.А. Омаев
Члены Комиссии _________________________ А.Н. Намцараев
_________________________ А.А. Повольских
Решение может быть обжаловано в судебном порядке, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу от 27 августа 2018 г. N 104/01-44/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.08.2018