Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ТоннельГеоСтрой" (далее - Заявитель) на действия Комитета по конкурентной политике Московской области (далее - Уполномоченный орган), Администрации городского округа Красногорск Московской области (далее - Заказчик) при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, аукционной комиссией Администрации городского округа Красногорск Московской области (далее - Аукционная комиссия), ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение полного комплекса строительно-монтажных работ по реконструкции канализационного коллектора 2Ф-1200 мм от КНС-1 Павшино до врезки в Московскую систему канализации на участке от точки "А" в районе вантузной камеры на левом берегу реки Москвы до камеры с регулирующими задвижками у пешеходного моста на правом берегу с дюкерным переходом через реку Москву (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0148200005418000342) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Уполномоченного органа, Заказчика при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Уполномоченного органа, Заказчика:
1. В документации об Аукционе установлена ненадлежащая инструкция по заполнению формы требований Заказчика к качественным характеристикам (потребительским свойствам) и иным характеристикам товаров, используемых при выполнении работ (далее - Инструкция по заполнению заявок), не содержащая информации о порядке предоставления сведений в отношении характеристик товаров, сопровождающихся символами "/" "\" "]";
2. По ряду пунктов технического задания документации об Аукционе установлены ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ, которые вводят участников закупки в заблуждение;
3. По ряду пунктов технического задания документации об Аукционе неправомерно установлены требования к характеристикам товаров, использование которых не предусмотрено проектной документацией при выполнении работ в рамках закупки;
4. На заседании Комиссии представителями Заявителя заявлен дополнительный довод, согласно которому Уполномоченным органом, Заказчиком нарушены сроки предоставления разъяснений документации об Аукционе.
Представители Уполномоченного органа, Заказчика на заседании Комиссии не согласились доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Уполномоченный орган, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Уполномоченного органа, Заказчика 27.08.2018 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 28.08.2018.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 10.08.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 055 684 713,14 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 12.09.2018.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе установлена ненадлежащая Инструкция по заполнению заявок, не содержащая информации о порядке предоставления сведений в отношении характеристик товаров, сопровождающихся символами "/" "\" "]".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно документации об Аукционе в редакции от 10.08.2018 "Форма требований заказчика к качественным характеристикам (потребительским свойствам) и иным характеристикам товара, используемого при выполнении работ, и инструкция по ее заполнению" (далее - техническое задание документации об Аукционе) содержит следующие требования к товарам:
- N 1 "Щебень для строительных работ, ГОСТ 8267-93": "щебень из валунов/щебень из гравия/щебень из осадочных пород";
- N 7 "Гвозди строительные, ГОСТ 4028-63": "Диаметр стержня: [ 5/6 ] мм";
- N 17 "Швеллер стальной горячекатаный, ГОСТ 8240-97": "Серия: [П \ У]";
- N 21 "Раствор готовый строительный Тип1, ГОСТ 28013-98": "Назначение: [Штукатурный \ Кладочный]";
- N 24 "Трубы стальные Тип 1, ГОСТ 10704-91": "Наличие фаски: С фаской]; без фаски".
На заседании Комиссии установлено, что Инструкция по заполнению заявок не содержит сведений о порядке предоставления участниками закупки сведений в отношении характеристик товаров, сопровождающихся символами "/" "\" "]".
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что действия Уполномоченного органа, Заказчика, не установивших надлежащую Инструкцию по заполнению заявок документации об Аукционе в редакции от 10.08.2018, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, как установлено на заседании Комиссии, вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе Уполномоченным органом, Заказчиком устранено путем внесения изменений в документацию об Аукционе.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, по ряду пунктов технического задания документации об Аукционе установлены ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ, которые вводят участников закупки в заблуждение.
2.1 В частности, согласно жалобе Заявителя, по ряду пунктов технического задания документации об Аукционе установлены требования к характеристикам товара, не позволяющие указать в заявке на участие в Аукционе значения показателей товаров, одновременно соответствующие требованиям документации об Аукционе и значениям, предусмотренным ГОСТ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с Техническим заданием документации об Аукционе к товару N 1 "Щебень для строительных работ, ГОСТ 8267-93" установлено требование "Марка щебня по морозостойкости: F500".
Согласно ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" установлены следующие марки по морозостойкости щебня: F15; F25; F50; F100; F150; F200; F300; F400.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что указанный ГОСТ не содержит установленного в документации об Аукционе обозначения марки по морозостойкости щебня "F500".
В соответствии с техническим заданием документации об Аукционе к товару N 19 "Бетон тяжелый Тип4, ГОСТ 26633-2015" установлено требование "Морозостойкость F1100".
Согласно ГОСТ 26633-2015 "Межгосударственный стандарт. Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" установлены следующие марки по морозостойкости:
"По показателям качества бетоны подразделяют:
- по морозостойкости:
на марки по первому базовому методу: F150, F175, F1100, F1150, F1200, F1300, F1400, F1500, F1600, F1800, F11000;
на марки по второму базовому методу: F2100, F2150, F2200, F2300, F2400, F2500".
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что указанный ГОСТ не содержит установленного в документации об Аукционе обозначения марки по морозостойкости бетона "F1100".
В соответствии с Техническим заданием документации об Аукционе к товару N 34 "Трубы стальные Тип 1, ГОСТ 10704-91": "Наружный диаметр: 274 мм; Толщина стенки: [5,0]; 7 мм".
Вместе с тем, согласно ГОСТ 10704-91 "Межгосударственный стандарт. Трубы стальные электросварные прямошовные. Сортамент" при толщине стенки 5 мм или 7 мм наружный диаметр трубы стальной 274 мм не предусмотрен.
В соответствии с Техническим заданием документации об Аукционе к товару N 25 "Канат стальной двойной свивки, ГОСТ 3070-88" установлено требование "Диаметр каната: От 5,5 до 5,8 мм".
Согласно Инструкции по заполнению заявки "В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона не включая крайние значения".
Вместе с тем, в соответствии с ГОСТ 3070-88 "Канат стальной двойной свивки типа ТК конструкции 6х19(1+6+12)+1 о.с. Сортамент (с Изменением N 1)" установлены, в том числе, следующие диаметры каната: 5,5 мм и 5,8 мм, что исключает возможность предоставления участниками закупки конкретного показателя из данного диапазона, не включая крайние значения в соответствии с Инструкцией по заполнению заявки.
В соответствии с Техническим заданием документации об Аукционе к товару N 29 "Смесь асфальтобетонная горячая, ГОСТ 31015-2002" установлено требование: "марка: I; Тип: Б".
Согласно ГОСТ 31015-2002 "Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия" (далее - ГОСТ 31015-2002) "Щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси (далее - смеси) и щебеночно-мастичный асфальтобетон (далее - асфальтобетон) в зависимости от крупности применяемого щебня подразделяют на виды:
ЩМА-20 - с наибольшим размером зерен до 20 мм;
ЩМА-15 - " " " " 15 мм;
ЩМА-10 - " " " " 10 мм".
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что указанный ГОСТ не содержит установленных в документации об Аукционе обозначений марки бетона "I", типа "Б".
При этом, ГОСТ 31015-2002 распространяется на горячие щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси, в то время как в документации об Аукционе установлено требование о соответствии ГОСТ 31015-2002 смеси асфальтобетонной горячей.
В соответствии с техническим заданием документации об Аукционе к товару N 3 "Смеси бетонные, ГОСТ 7473-2010" установлено требование "Марка по водонепроницаемости бетона": "W2 и W4".
Согласно Инструкции по заполнению заявки "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз".
В соответствии с ГОСТ 7473-2010 (EN 206-1:2000) "Межгосударственный стандарт. Смеси бетонные. Технические условия" указать соответствие смеси бетонной одновременно двум маркам W2 и W4 не представляется возможным.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе в редакции от 10.08.2018 установлены требования к характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, не позволяющие указать в заявке на участие в Аукционе значения характеристик товаров, одновременно соответствующие требованиям технического задания документации об Аукционе и значениям, предусмотренным ГОСТ (в настоящем решении содержатся примеры, перечень которых не является исчерпывающим).
2.2. Кроме того, согласно жалобе Заявителя, в документации об Аукционе неправомерно установлены излишние требования к товарам, используемым при выполнении работ, не предусмотренные ГОСТ.
В соответствии с техническим заданием документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товарам:
- N 8 "Бруски, ГОСТ 8486-86": "Номинальный размер по длине; Номинальный размер по ширине; толщина";
- N 25 "Канат стальной двойной свивки, ГОСТ 3070-88": "Тип свивки: с точечным касанием проволок между слоями; Материал сердечника: [Натуральные волокна \ Химические волокна]";
- N 33 "Бруски необрезные хвойных пород Тип1, ГОСТ 8486-86": "Длина, Ширина, Толщина";
- N 41 "Бруски обрезные хвойных пород Тип2, ГОСТ 8486-86": "Длина; Ширина; Толщина".
Представители Уполномоченного органа, Заказчика на заседании Комиссии также пояснили, что требования технического задания документации об Аукционе установлены в соответствии с потребностью Уполномоченного органа, Заказчика и не противоречат положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, позволяющих Комиссии прийти к выводу о том, что установление вышеуказанных требований к товарам, противоречит положениям Закона о контрактной системе, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2.3. Также согласно жалобе Заявителя, в документации об Аукционе неправомерно установлены излишние требования к конкретным показателям материалов, компонентному составу, применяемому при изготовлении товаров, технологическим процессам изготовления указанных товаров, результатам испытаний.
Согласно техническому заданию документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие не предусмотренные ГОСТ требования, к товарам, используемым при выполнении работ:
- N 7 "Гвозди строительные, ГОСТ 4028-63": "предельное отклонение по длине; предельное отклонение от диаметра стержня";
- N 8 "Бруски, ГОСТ 8486-86": "Предельные отклонения от номинальных размеров по толщине; Предельные отклонения от номинальных размеров по длине; Предельные отклонения от номинальных размеров по ширине";
- N 25 "Канат стальной двойной свивки, ГОСТ 3070-88": "Предельное отклонение по диаметру каната";
- N 33 "Бруски необрезные хвойных пород Тип1, ГОСТ 8486-86": "Предельные отклонения от номинальных размеров по длине; Предельные отклонения от номинальных размеров по толщине";
- N 40 "Проволока горячекатаная в мотках, ГОСТ 3282-74": "Предельные отклонения от номинального диаметра".
Кроме того, техническим заданием документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ:
- N 2 "Камни бортовые прямые рядовые, ГОСТ 6665-91": "Расход бетона: [Не менее 0,043] м3";
- N 8 "Бруски, ГОСТ 8486-86": "Влажность: Не более 20%";
- N 21 "Раствор готовый строительный Тип1, ГОСТ 28013-98": "Объемная дозировка вяжущего в составе раствора; Объемная дозировка извести в составе раствора, Объемная дозировка песка в составе раствора";
- N 27 "Раствор готовый строительный Тип2, ГОСТ 28013-98": "Крупность зерен заполнителя; Объемная дозировка вяжущего в составе раствора";
- N 28 "Смола эпоксидно-диановая, ГОСТ 10587-84": "Время желатинизации";
- N 29 "Смесь асфальтобетонная горячая, ГОСТ 31015-2002": "Величина остаточной пористости";
- N 38 "Битумы нефтяные строительные, ГОСТ 6617-76": "Температура размягчения по кольцу и шару";
- 40 "Проволока горячекатаная в мотках, ГОСТ 3282-74": "Овальность".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе в редакции от 10.08.2018 устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретных показателях веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которого не является исчерпывающим).
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
2.4. Кроме того, согласно жалобе Заявителя, в документации об Аукционе неправомерно установлено требование к товару N 10 "Щебень из природного камня тип 2" о соответствии несуществующему ГОСТ 8267-2014.
В соответствии с техническим заданием документации об Аукционе к товару N 10 "Щебень из природного камня тип2, ГОСТ 8267-2014" установлено требование о соответствии товара требованиям Щебень из природного камня тип 2, ГОСТ 8267-2014.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что ГОСТ 8267-2014 не существует.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ по контракту, которые вводят участников закупки в заблуждение, нарушают пункты 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, как установлено на заседании Комиссии, вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе Уполномоченным органом, Заказчиком устранено путем внесения изменений в документацию об Аукционе.
3. Согласно жалобе Заявителя, по ряду пунктов технического задания документации об Аукционе неправомерно установлены требования к характеристикам товаров, использование которых не предусмотрено проектной документацией при выполнении работ в рамках исполнения муниципального контракта.
В соответствии с техническим заданием документации об Аукционе установлены требования, в том числе, к следующим товарам: N 6 "Кирпич, ГОСТ 530-2012", N 7 "Гвозди строительные, ГОСТ 4028-63"; N 8 "Бруски, ГОСТ 8486-86"; N 22 "Гвозди строительные круглого сечения с конической головкой Тип2, ГОСТ 4028-63", N 25 "Канат стальной двойной свивки, ГОСТ 3070-88", N 28 "Смола эпоксидно-диановая, ГОСТ 10587-84", N 29 "Смесь асфальтобетонная горячая, ГОСТ 31015-2002", N 30 "Гвозди строительные круглого сечения с конической головкой Тип3, ГОСТ 4028-63", N 33 "Бруски необрезные хвойных пород Тип1, ГОСТ 8486-86", N 35 "Трубы хризотилцементные безнапорные, ГОСТ 31416-2009", N 36 N "Болты с шестигранной головкой, ГОСТ 7798-70", N 40 "Проволока горячекатаная в мотках, ГОСТ 3282-74", N 41 "Бруски обрезные хвойных пород Тип2, ГОСТ 8486-86".
На заседании Комиссии представители Уполномоченного органа, Заказчика сообщили, что 27.08.2018 в 10:11 в ЕИС размещены изменения в извещение о проведении Аукциона и в документацию об Аукционе, согласно которым в техническом задании документации об Аукционе исключены перечисленные выше товары, при этом установлено требование в отношении товара N 3 "Кирпич, ГОСТ 530-2012". Представители Уполномоченного органа, Заказчика также пояснили, что вышеуказанный товар технического задания документации об Аукционе установлен в соответствии с потребностью Уполномоченного органа, Заказчика и его характеристики оказывают влияние на качество работ, выполняемых по муниципальному контракту.
На основании изложенного и учитывая, что представителем Заявителем в жалобе не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода жалобы, Комиссия приходит к выводу, что указанный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. На заседании Комиссии представителем Заявителя заявлен дополнительный довод, согласно которому Уполномоченным органом, Заказчиком нарушены сроки предоставления разъяснений документации об Аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии со сведениями, представленными Оператором электронной площадки, запрос о даче разъяснений положений документации об Аукционе поступил Заказчику 23.08.2018 в 17:17.
При этом, разъяснение положений документации об Аукционе от 27.08.2018 N РД1 размещены в ЕИС 27.08.2018 в 21:19, т.е. в течение двух дней с даты поступления указанного запроса.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
5. Согласно техническому заданию документации об Аукционе в редакции от 27.08.2018 к товару N 5 "Арматура, Р 52544-2006" установлено следующее требование: "Угол наклона поперечных ребер: 35 градусов".
Согласно Инструкции по заполнению заявок символ "" означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему.
В соответствии с ГОСТ Р 52544-2006 "Прокат арматурный свариваемый периодического профиля классов А500С и В500С для армирования железобетонных конструкций. Технические условия" установлены требования к параметрам периодического профиля арматурного проката, согласно которым "Угол наклона поперечных ребер: 35° - 60°", т.е. характеристика данного товара определена диапазоном значений с крайним значением 60°, следовательно, при указании в заявке значения более 60° участник будет соответствовать требованиям документации об Аукционе, но будет противоречить ГОСТ.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактный системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Согласно пункту 7 информационной карты документации об Аукционе "Начало выполнения работ: дата, наступающая по истечении 1 (Одного) рабочего дня с даты выполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных п. 4.2.1. Контракта".
В соответствии с пунктом 4.2.1 проекта муниципального контракта документации об Аукционе Заказчик обязуется "Передать Подрядчику не позднее даты начала работ: 4.2.1.1. Утвержденную Проектную и Рабочую документацию в отношении Объекта на бумажном и электронном носителях по акту приема-передачи (проектной и/или сметной) документации по исполнению муниципального контракта (Приложение N 8)".
Согласно статье 3 проекта муниципального контракта документации об Аукционе "Датой начала работ по Контракту является дата, наступающая по истечении 1 (Одного) рабочего дня с даты подписания настоящего Контракта".
При этом, согласно техническому заданию документации об Аукционе "Окончание выполнения работ: 9,9 мес. с даты подписания муниципального контракта".
На заседании Комиссии представители Уполномоченного органа, Заказчика пояснили, что исполнение обязательств по муниципальному контракту начинается с даты подписания муниципального контракта, при этом начало выполнения работ - дата, наступающая по истечении 1 рабочего дня с даты подписания муниципального контракта.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Уполномоченного органа, Заказчика, установивших противоречивые требования сведения в отношении даты начала выполнения работ нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Согласно части 7 статьи 30 Закона о контрактной системе типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" (далее - Постановление N 1466) в срок не более 5 рабочих дней со дня заключения договора с субподрядчиком, соисполнителем представить заказчику:
а) декларацию о принадлежности субподрядчика, соисполнителя к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации, составленную в простой письменной форме, подписанную руководителем (иным уполномоченным лицом) субъекта малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации и заверенную печатью (при наличии печати);
б) копию договора (договоров), заключенного с субподрядчиком, соисполнителем, заверенную поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно пункту 5.2.27.1 проекта муниципального контракта документации об Аукционе подрядчик обязуется "Представить заказчику в срок не более 5 рабочих дней со дня заключения им договора с субподрядчиком следующие документы:
копию документов, подтверждающих полномочия лиц, подписавших договор;
выписку из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица), выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для индивидуального предпринимателя) субподрядчика, которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты заключения договора с субподрядчиком".
Вместе с тем, предоставление вышеуказанных документов не предусмотрено положениями Постановления N 1466, при этом в перечне документов проекта муниципального контракта документации об Аукционе, направляемым исполнителем заказчику отсутствует необходимость предоставления декларации о принадлежности субподрядчика, соисполнителя к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации, составленную в простой письменной форме, подписанную руководителем (иным уполномоченным лицом) субъекта малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации и заверенную печатью (при наличии печати).
Таким образом, действия Уполномоченного органа, Заказчика, ненадлежащим образом установивших требование о предоставлении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) Заказчику документов, предусмотренных Постановлением N 1466, нарушают часть 7 статьи 30 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
8. В соответствии с частью 23 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Согласно Постановлению Правительства от 04.09.2013 N 775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию" (далее - Постановление N 775) установлены следующие размеры начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта, в том числе 1 млрд. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд; 100 млн. рублей - при осуществлении закупок для нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.
Вместе с тем, начальная (максимальная) цена контракта - 1 055 684 713,14 рублей.
Комиссия, изучив проект муниципального контракта документации об Аукционе, установила, что проект контракта не содержит положения об обязанности поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта в нарушение части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе и Постановления N 775.
Таким образом, вышеуказанные действия Уполномоченного органа, Заказчика нарушают часть 23 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в соответствии с частью 24 статьи 34 Закона о контрактной системе указанная в части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с частью 24 статьи 34 Закона о контрактной системе. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в проекте муниципального контракта не установлена ответственность в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) за непредоставление информации о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Таким образом, вышеуказанные действия Уполномоченного органа, Заказчика нарушают часть 24 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
9. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 постановления Правительства от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570) установлены:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063".
В соответствии с пунктом 5.4 проекта муниципального контракта документации об Аукционе "В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 570 от 15.05.2017 года Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению Контракта не менее 25% цены Контракта следующие виды и объемы работ: ____________ (выбрать из числа видов и объемов работ, указанных в п.38 Информационной карты документации о закупке). Заполняется на этапе заключения контракта по предложению Подрядчика".
Частью 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 Закона о контрактной системе протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона о контрактной системе, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Согласно части 6 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица.
Таким образом, указанными положениями Закона о контрактной системе предусмотрен исчерпывающей перечень сведений и документов, размещаемых (направляемых) Заказчиком и победителем Аукциона в ЕИС при заключении контракта.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не соответствуют требованиям частей 2, 6 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, требованиям Постановления Правительства N 570 и нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТоннельГеоСтрой" обоснованной в части установления ненадлежащей инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе, установления требований к товарам, используемым при выполнении работ, не позволяющих указать в заявке на участие в Аукционе значения характеристик товаров, одновременно соответствующие требованиям технического задания документации об Аукционе и значениям, предусмотренным ГОСТ, установления требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, не предусмотренных частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе сведений о товарах, используемых при выполнении работ, а также в части установления требования о соответствии товара N 10 "Щебень из природного камня тип 2" несуществующему ГОСТ 8267-2014.
2. Признать в действиях Уполномоченного органа, Заказчика нарушения части 7 статьи 30, частей 23, 24 статьи 34, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Уполномоченному органу, Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 28.08.2018 по делу N 18/44/105/1110 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 18/44/105/1110 о нарушении
законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
28.08.2018 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), на основании решения от 28.08.2018 по делу N 18/44/105/1110, принятого Комиссией по итогам рассмотрения жалобы ООО "ТоннельГеоСтрой" (далее - Заявитель) на действия Комитета по конкурентной политике Московской области (далее - Уполномоченный орган), Администрации городского округа Красногорск Московской области (далее - Заказчик) при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, аукционной комиссией Комитета по конкурентной политике Московской области (далее - Аукционная комиссия), ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение полного комплекса строительно-монтажных работ по реконструкции канализационного коллектора 2Ф-1200 мм от КНС-1 Павшино до врезки в Московскую систему канализации на участке от точки "А" в районе вантузной камеры на левом берегу реки Москвы до камеры с регулирующими задвижками у пешеходного моста на правом берегу с дюкерным переходом через реку Москву (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0148200005418000342) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Аукционной комиссии при рассмотрении заявок на участие в Аукционе не учитывать требование в отношении угла наклона поперечных ребер товара N 5 "Арматура, Р 52544-2006".
2. Уполномоченному органу, Заказчику при заключении муниципального контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) установить надлежащим образом дату начала выполнения работ, установить перечень документов, представляемых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) Заказчику в соответствии с Постановлением N 1466, установить обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта, установить ответственность в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) за непредставление информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта, а также исключить из проекта муниципального контракта документации об Аукционе требование о предоставлении на этапе заключения муниципального контракта сведений об видах и объеме работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту.
3. Уполномоченному органу, Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной система в сфере закупок и с учетом решения от 28.08.2018 по делу N 18/44/105/1110.
4. Уполномоченному органу, Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до 11.09.2018 исполнить настоящее предписание и представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (499) 755-23-24, а также по электронной почте eshieva@fas.gov.ru
В соответствии с частью 23 статьи 99 Закона о контрактной системе контракт не может быть заключен до даты исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 28 августа 2018 г. N 18/44/105/1110
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.09.2018