Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
<__..>,
Члены Комиссии:
<__..>,
в присутствии:
<__..>,
рассмотрев 03 сентября 2018 года жалобу ООО Центр делового сотрудничества "ГАРАНТИЯ" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса N 0809500000318001675 на оказание услуг по проведению 10-часового обучающего семинара государственных гражданских и муниципальных служащих по теме "Реформа государственного и муниципального заказа в 2018 году" (далее - Открытый конкурс) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 27 августа 2018 г. поступила жалоба от Заявителя на действия конкурсной комиссии.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 28.08.2018 N 642 рассмотрение жалобы назначено на 30.08.2018 года в 15 часов 30 минут. В процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв до 16 часов 00 минут 03 сентября 2018 года.
В своей жалобе Заявитель указывает на то, что конкурсной комиссией неверно составлен протокол вскрытия конвертов с заявками, в частности то, что в протоколе отражены не все документы содержащиеся в заявках участников, но оцененные на этапе оценки заявок. Также от Заявителя поступили дополнения к жалобе в части неверного составления протокола оценки заявок участников Открытого конкурса.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы, действия конкурсной комиссии и аргументы его представителей, исследовав имеющиеся в деле доказательства, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
Заказчиком 26.07.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение N 0809500000318001675 на оказание услуг по проведению 10-часового обучающего семинара государственных гражданских и муниципальных служащих по теме "Реформа государственного и муниципального заказа в 2018 году" (изменения извещения о проведении открытого конкурса от 30.07.2018 NИИ2).
Начальная (максимальная) цена контракта: 237 600 рублей 00 копеек.
Дата и время окончания подачи заявок: 21.08.2018 в 09:00
Дата и время вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам (по местному времени): 21.08.2018 в 09:00
Дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе: 24.08.2018 г.
При рассмотрении доводов жалобы установлено.
1. Согласно доводу Заявителя, конкурсной комиссией неверно составлен протокол вскрытия конвертов с заявками, в частности то, что в протоколе отражены не все документы содержащиеся в заявках участников.
В соответствии с ч.1 ст.52 закона о контрактной системе конкурсная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в открытом конкурсе после наступления срока, указанного в конкурсной документации в качестве срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
В соответствии с ч.6 ст.52 Закона о контрактной системе информация о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника открытого конкурса, конверт с заявкой которого вскрывается, наличие информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения контракта, указанные в заявке на участие в открытом конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе, объявляются при вскрытии данных конвертов и вносятся соответственно в протокол.
В соответствии с пояснениями представителя Заказчика, Уполномоченного учреждения протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в Открытом конкурсе содержит всю информацию предусмотренную Законом о контрактной системе.
Также, в процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России, представитель Заявителя согласился с представителями Заказчика.
Таким образом, данный довод Заявителя не обоснован.
2. В соответствии с доводом жалобы, конкурсная комиссия неверно присвоила баллы заявке <__..> по показателю "Опыт участника по оказанию услуг сопоставимого характера и объема (опыт проведения семинаров, курсов повышения квалификации в сфере государственной культуры и национальной политики государственных гражданских и (или) муниципальных служащих)" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", приняв к оценке информацию о контрактах <__..>.
В соответствии с ч.6 ст.106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Следовательно, рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в Открытом конкурсе.
При проведении на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данного Открытого конкурса установлено следующее.
1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона N 44-ФЗ документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона N 44-ФЗ порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил для оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) стоимостные критерии оценки, в том числе цена контракта;
б) нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - квалификация участников закупки).
В соответствии с положениями пункта 8 Правил для оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке не менее двух критериев оценки, одним из которых должен быть критерий "цена контракта".
Следовательно, заказчик для оценки заявок на участие в закупке вправе также установить в конкурсной документации как один из нестоимостных критериев, так и оба нестоимостных критерия, за исключением особенностей оценки заявок на выполнение строительных работ, указанных в пункте 11 Правил.
Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "квалификация участников закупки", за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Правил. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона N 44-ФЗ конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона N 44-ФЗ на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках участников закупки, которые не были отклонены.
На основании изложенного, в целях выявления лучшего условия исполнения контракта, документация о закупке должна содержать:
предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;
зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (показателям критерия) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
пропорциональную зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "квалификация участников закупки" (показателям критерия), учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию, возможна количественная оценка;
инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
В случае установления в документации о закупке показателя "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "квалификация участников закупки" заказчик раскрывает содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг с предметом осуществляемой закупки, в том числе указывает единицу измерения объема.
Установлено, что предметом закупки является оказание услуг по проведению 10-часового обучающего семинара государственных гражданских и муниципальных служащих по теме "Реформа государственного и муниципального заказа в 2018 году" для обеспечения нужд Республики Мордовия.
В соответствии с пояснениями представителя Заказчика при раскрытии понятия "услуг сопоставимого характера" в конкурсной документации установлено неверное требование подтверждения опыта исполнения услуг по проведению семинаров, курсов повышения квалификации в сфере государственной культуры и национальной политики государственных гражданских и (или) муниципальных служащих, не относящиеся к предмету Открытого конкурса.
На заседании Комиссии ФАС России установлено, что порядок оценки заявок, установленный Заказчиком в Конкурсной документации, не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку Заказчиком оцениваются контракты (договоры) исключительно по проведению семинаров, курсов повышения квалификации в сфере государственной культуры и национальной политики государственных гражданских и (или) муниципальных служащих, не относящиеся к предмету Открытого конкурса.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно положениям Конкурсной документации по показателю "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" предметом оценки является в том числе "Наличие у участника закупки опыта оказания услуг по контрактам (договорам) по организации и проведению семинаров, курсов повышения квалификации в сфере государственной культуры и национальной политики государственных гражданских и (или) муниципальных служащих".
Изучив заявку <__..>, Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что заявка содержит копии контрактов в том числе соответствующие предмету закупки - оказание услуг по проведению семинара государственных гражданских и муниципальных служащих по теме "Реформа государственного и муниципального заказа в 2018 году", но не соответствующие критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", а конкретно: Наличие у участника закупки опыта оказания услуг по контрактам (договорам) по организации и проведению семинаров, курсов повышения квалификации в сфере государственной культуры и национальной политики государственных гражданских и (или) муниципальных служащих, подтверждающегося копиями контрактов.
К заявке <__..> не было приложено копий контрактов на оказания услуг по контрактам (договорам) по организации и проведению семинаров, курсов повышения квалификации в сфере государственной культуры и национальной политики государственных гражданских и (или) муниципальных служащих.
Согласно возражениям Заказчика от 30.08.2018 года N13-01/289 заявка <__..> оценивалась конкурсной комиссией Заказчика не по критерию, установленному конкурсной документацией, а по опыту оказания услуг в отношении объекта закупки - оказание услуг по проведению семинара государственных гражданских и муниципальных служащих по теме "Реформа государственного и муниципального заказа в 2018 году", по которому <__..> подтвердил опыт работы и приложил 5 копий контрактов.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 24.08.2018 N ПРО1 заявке <__..> были присвоены баллы по критерию Наличие у участника закупки опыта оказания услуг по контрактам (договорам) по организации и проведению семинаров, курсов повышения квалификации в сфере государственной культуры и национальной политики государственных гражданских и (или) муниципальных служащих, подтверждающегося копиями контрактов, а не по критерию "Оказание услуг по проведению семинара государственных гражданских и муниципальных служащих по теме: "Реформа государственного и муниципального заказа в 2018 году".
Таким образом, Конкурсная комиссия заказчика, оценив заявку <__..> по критерию неустановленному конкурсной документации, нарушила порядок оценки заявок, установленный конкурсной документацией.
Указанные действия Конкурсной комиссии заказчика противоречат требованиям части 5 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно пункту 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).
Согласно пункту 5.4 Информационной карты Конкурсной документации участник закупки должен являться субъектом малого предпринимательства или социально-ориентированной организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в проекте государственного контракта документации об Аукционе не установлен размер штрафа в соответствии с пунктом 4 Правил.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, документация Открытого конкурса требует внесения соответствующих изменений в целях приведения ее в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, приказом Мордовского УФАС России N 78-од от 05.08.2016 года "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия Мордовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО Центр делового сотрудничества "ГАРАНТИЯ" на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса N 0809500000318001675 на оказание услуг по проведению 10-часового обучающего семинара государственных гражданских и муниципальных служащих по теме "Реформа государственного и муниципального заказа в 2018 году" для обеспечения нужд Республики Мордовия необоснованной.
2. Признать действия Заказчика нарушением ч.8 ст.34, п. 1 ч. 1 ст. 50, ч.5 ст.53 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
<__..>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 3 сентября 2018 г. N 557
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.09.2018