Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Агафонова Сергея Алексеевича (далее - индивидуальный предприниматель, заявитель) от 28.08.2018 N 28.08/Ф (вх. N 3018э. от 28.08.2018) на действия единой комиссии Управления финансов муниципального района "Печора", заказчика - администрации муниципального района "Печора" при осуществлении закупки посредством проведения электронного аукциона "Приобретение 2-х комнатной благоустроенной квартиры в г. Печора общей площадью не менее 38,4 кв.м", извещение N 0107300009518000266 (далее - закупка, электронный аукцион, жалоба),
УСТАНОВИЛА:
1. В адрес Коми УФАС России 28.08.2018 посредством электронной почты поступила жалоба индивидуального предпринимателя на действия единой комиссии Управления финансов муниципального района "Печора", заказчика - администрации муниципального района "Печора" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). В связи с этим, жалоба принята Коми УФАС России к рассмотрению.
Индивидуальный предприниматель, Управление финансов муниципального района "Печора", администрация муниципального района "Печора", закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее - ЗАО "Сбербанк - АСТ") надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены.
Управлением финансов муниципального района "Печора", администрацией муниципального района "Печора" в составе писем от 31.08.2018 N 691э. (вх. N 3124э. от 03.09.2018), от 03.09.2018 N 01-74-10418э. (вх. N 3116э. от 03.09.2018) заявлены ходатайства о возможности рассмотрения жалобы индивидуального предпринимателя в отсутствие представителей управления и администрации.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие на заседании Комиссии Коми УФАС России индивидуального предпринимателя, представителей Управления финансов муниципального района "Печора", администрации муниципального района "Печора", ЗАО "Сбербанк - АСТ" не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
2. Индивидуальным предпринимателем обжалуется действие единой комиссии в виде принятия решения об отказе заявителю в допуске к участию в электронном аукционе.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, заявка индивидуального предпринимателя единой комиссией была отклонена на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) по причине несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации об электронном аукционе, а именно: место нахождения квартиры: Республика Коми, г. Печора, проспект Печорский, д. 110, не соответствует характеристике дома, в котором располагается квартира, поскольку предлагаемая заявителем квартира находится в доме, ранее имевшем статус общежития, что по условиям документации об электронном аукционе не допустимо.
Заявитель считает, что сведения об отсутствии когда-либо статуса общежития ныне многоквартирного дома, поставляемого товара в составе первой части заявки не могут быть истребованы, так как бывший статус многоквартирного дома не является параметром товара и его технической характеристикой, согласно статье 33 Закона о контрактной системе.
По мнению заявителя, заказчик, установив подобные требования к составу заявки, нарушил положения части 1 статьи 64 и части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении выявленных нарушений, провести внеплановую проверку.
Управление финансов муниципального района "Печора", администрация муниципального района "Печора" в отзывах от 31.08.2018 N 691э., от 03.09.2018 N 01-74/10418э. на жалобу индивидуального предпринимателя заявлены возражения относительно позиции заявителя.
3. В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном настоящей главой, допускается в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не позднее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола. Жалоба на положения документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений. По истечении указанных в настоящей части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.
В извещении о проведении электронного аукциона N 0107300009518000266, документации об электронном аукционе установлена дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 27.08.2018 10:00.
Жалоба индивидуального предпринимателя от 28.08.2018 N 28.08/Ф получена Коми УФАС России посредством электронной почты 28.08.2018 в 11 ч. 27 мин.
Следовательно, индивидуальным предпринимателем пропущен установленный срок для обжалования действий заказчика - администрации муниципального района "Печора" в виде установления в документации об электронном аукционе условия об отсутствии когда-либо статуса общежития ныне многоквартирного дома.
Пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в том числе в случае получения обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего.
Таким образом, по указанному заявителю доводу Комиссией Коми УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки.
4. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, пришла к нижеследующим выводам.
Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явилась администрация муниципального района "Печора", уполномоченным органом - Управление финансов муниципального района "Печора".
Наименование объекта закупки - "Приобретение 2-х комнатной благоустроенной квартиры в г. Печора общей площадью не менее 38,4 кв.м".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 376 000,00 рублей.
Источником финансирования закупки явились средства бюджета муниципального образования муниципального района "Печора": в рамках реализации муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на 2013-2018 годы", утвержденной постановлением администрации муниципального района "Печора" от 08.04.2013 г. N 608/1.
Извещение о проведении электронного аукциона N 0107300009518000266, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт), на электронной торговой площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" www.sberbank-ast.ru - 17.08.2018.
Документация об электронном аукционе утверждена и.о. главы муниципального района - руководителя администрации 17.08.2018.
5. В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе определено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 2 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
В силу части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В пункте 29 "Требования к содержанию, составу первой части заявки на участие в электронном аукционе" раздела II "Информационная карта" документации об электронном аукционе заказчиком установлено:
"В соответствии с требованиями настоящей документации об электронном аукционе и Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ первая часть заявки должна содержать:
- согласие участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
- конкретные показатели (наименование товара, характеристики товара, место нахождения приобретаемого имущества (адрес), ед. измерения, количество), соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения предлагаемого для поставки товара.
Порядок оформления первой части заявок в части указания показателей товара:
По каждому помеченному специальным знаком (*) показателю участники закупки указывают конкретные значения через "и" либо запятую. При этом слова "не менее", "не более", "или" должны быть исключены.
По всем остальным показателям значения не подлежат изменению и указываются участниками закупки в соответствии с описанием объекта закупки".
Раздел III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об электронном аукционе (далее - Техническое задание) содержит описание объекта закупки, включающее в себя характеристики объекта недвижимости.
Так в пункте 9 "Характеристика дома, в котором располагается квартира" Технического задания заказчиком установлено одно из требований:
"Многоквартирный жилой дом ранее не имел статуса общежития".
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе определено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается (часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе).
Согласно части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок.
Как следует из материалов жалобы, по результатам рассмотрения единой комиссией первых частей заявок на участие в электронном аукционе участнику закупки, подавшему заявку с номером 165 (индивидуальный предприниматель), отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе по причине того, что сведения, содержащиеся в первой части заявки на участие в электронном аукционе, не соответствовали информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации об электронном аукционе, а именно: квартира, предлагаемая участником закупки по адресу: Республика Коми, г. Печора, д. 110, кв. 65, расположена в доме, ранее имевшем статус общежития.
Указанное решение зафиксировано в протоколе единой комиссии от 27.08.2018 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе "Приобретение 2-х комнатной благоустроенной квартиры в г. Печора общей площадью не менее 38,4 кв.м".
Комиссия Коми УФАС России считает действие единой комиссии в виде принятия решения об отказе участнику закупки, подавшему заявку с номером 165, в допуске к участию в электронном аукционе правомерным в силу следующего.
Как было указано ранее, единая комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно постановлению администрации муниципального образования "Город Печора и подчиненная ему территория" от 05.07.2002 N 1003 "Об изменении статуса жилых домов" жилой дом, расположенный по адресу: Печорский проспект, д. 110, ранее имевший статус общежития, исключен из числа общежитий.
Таким образом, принимая во внимание, что заказчиком в документации об электронном аукционе установлено одно из требований к характеристике объекта недвижимости, а именно к характеристике дома, в котором располагается квартира - "многоквартирный жилой дом ранее не имел статуса общежития", квартира, предлагаемая индивидуальным предпринимателем в составе первой части заявки, расположенная в доме по адресу: Республика Коми, г. Печора, Печорский проспект, д. 110, кв. 65, не соответствует требованиям документации об электронном аукционе, поскольку жилой дом, в котором расположена указанная квартира, ранее имел статус общежития.
Следовательно, заявка индивидуального предпринимателя на участие в электронном аукционе подлежала отклонению на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Действие единой комиссии в виде принятия решения об отказе участнику закупки, подавшему заявку с номером 165, в допуске к участию в электронном аукционе не противоречит части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
6. По результатам внеплановой проверки, проведенной в ходе рассмотрения жалобы, Комиссией Коми УФАС России установлено следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Раздел III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об электронном аукционе содержит описание объекта закупки, включающее в себя характеристики объекта недвижимости.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
На основании анализа указанных норм следует, что заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона.
Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.
Включение в аукционную документацию условий, которые приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих целям такой закупки (выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности, результативности осуществления закупок), не могут рассматриваться как ограничение доступа к участию в электронном аукционе и не является нарушением Закона о контрактной системе.
По мнению Комиссии Коми УФАС России, условие, установленное заказчиком в Техническом задании, о том, что многоквартирный жилой дом ранее не имел статус общежития, относится к качественной характеристике объекта недвижимости и является значимым для заказчика.
Таким образом, у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют основания полагать, что действие заказчика - администрации муниципального района "Печора" в части описания объекта закупки противоречит пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в том числе ограничивают количество участников осуществления закупки.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу индивидуального предпринимателя Агафонова Сергея Алексеевича необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 4 сентября 2018 г. N 04-02/6217
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.09.2018