Резолютивная часть оглашена
29.08.2018 года г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобу ООО "ОПТ-СНАБ" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по выборочному капитальному ремонту здания ГУ-ОПФР по Самарской области по адресу: г. Самара, ул. Л. Шмидта, 21 А (материально-техническая база) (извещение N 0242100000118000037) , начальная (максимальная) цена контракта - 4 000 000 ,00 руб.),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "ОПТ-СНАБ" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по выборочному капитальному ремонту здания ГУ-ОПФР по Самарской области по адресу: г. Самара, ул. Л. Шмидта, 21 А (материально-техническая база) (извещение N 0242100000118000037 (далее - закупка).
Согласно доводам Заявителя:
1. В извещении о проведении электронного аукциона отсутствует требования и исчерпывающий перечень документов, которые предусмотрены частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. Заказчиком установлены излишне многочисленные требуемые характеристики, требования к химическому составу и показателям товаров, значения которых становятся известными лишь при испытании определенной партии товара.
3. Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе содержит многочисленные требования, которые могут привести к необоснованному ограничению количества участников закупки.
4. Заказчик установил противоречивую информацию относительно сроков рассмотрения первых частей заявок участников.
Представители Заказчика против доводов Заявителя возражали, представил письменные возражения на жалобу.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об электронном аукционе, протоколы, заявки участников, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
1. В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с указанной статьей Закона о контрактной системе в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение и документация об электронном аукционе (формат *.docx), в которых содержится данная информация (пункт 25, пункт 26 Извещения о проведении электронного аукциона, и пункт 19, пункт 20 Документации об электронном аукционе).
При заполнении графы "Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе)" технический функционал ЕИС позволяет вставить текст содержащий 3 985 символов, а указанные требования, предъявляемые к участникам аукциона, указанные в извещении и документации об электронном аукционе, составляют 6 321 символов и 6 626 символов соответственно.
При заполнении указанной графы в ЕИС текстом, содержащимся в прикрепленных документах, он будет отображаться не полностью, что может ввести в заблуждение потенциального исполнителя. В связи с этим, на сайте было размещено извещение и документация об электронном аукционе в формате *.docx, позволяющим ознакомиться с предъявляемыми к участнику электронного аукциона требованиями и списком документов, которые необходимо представить участникам закупки в подтверждение соответствия единым требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частью 2 и частью 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В пункте 1 приложения N 1 к техническому заданию Заказчик предъявляет стандартные требования к умывальникам, а именно: "Умывальник необходим фаянсовый; фарфоровый в комплекте с сифоном, с пьедесталом. Может быть полукруглой; овальной формы. Ширина умывальника не должна быть более 600 мм. Должен быть термически стойкий и механически прочный. Длина умывальника не должна быть менее 500 мм. Высота умывальника должна быть не менее 135 мм. Должен быть с отверстием в полочках для установки смесительной арматуры. Водопоглощение не должно быть более 12%. Глазурь на изделиях должна быть термически и химически стойкой. Не должен иметь сквозных видимых и невидимых трещин, холодного треска и цека", предъявленные в соответствии с действующими государственными стандартами ГОСТ 15167-93 и ГОСТ 30493-96, на которые дана ссылка в приложении N 1 к техническому заданию.
В пункте 3 приложения N 1 к техническому заданию Заказчик предъявляет стандартные требования к праймеру битумному, а именно: "Должен представлять собой раствор нефтяных битумов в специально подобранных органических растворителях. Обладать должен высокой проникающей способностью, малым временем высыхания. Расход диапазон должен быть от 0,25 до 0,35 л/м2. Время высыхания не должно превышать 12 ч".
В пункте 5 приложения N 1 к техническому заданию Заказчик предъявляет стандартные требования к кровельному гидроизоляционному материалу, а именно: "Предназначен для устройства верхнего слоя. Толщина не более 4,6 мм. Разрывная сила, Н, не должна быть: в продольном направлении (полиэфир) <500, в поперечном направлении (полиэфир) <350. Теплостойкость не ниже 100°С. Масса 1 м 4,95-5,45 кг".
Данные требования предъявлены к основным характеристикам и свойствам которыми должны обладать товары, для указания которых не требуется иметь товар в наличии для проведения измерений, испытаний или исследований, так как это конкретные характеристики товара указанные на официальных сайтах производителей в сети интернет.
2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В Письме ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" указано следующее: "При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке".
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Самарского УФАС России установлено, что по позициям, указанным в жалобе Заявителя, участникам закупки требуется предоставление конкретных значений по показателям, конкретизировать которые на этапе подачи заявок возможно, о чем свидетельствует предоставленные Заказчиком сведения от производителей.
3. ООО "ОПТ-СНАБ" указывает, Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе содержит многочисленные требования, которые могут привести к необоснованному ограничению количества участников закупки.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что в документации закупки содержится Инструкция по заполнению заявок.
Заявитель не приводит конкретных положений Инструкции, которые противоречат друг другу, либо являются неисполнимыми.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации закупки требования Инструкции создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а так же каким-либо образом необоснованно повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
На основании изложенного, данный довод жалобы ООО "ОПТ-СНАБ" признается необоснованной.
4. В соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
07.08.2018 г. Заказчиком было принято решение о внесении изменений в документацию об электронном аукционе. Указанные изменения размещены в ЕИС 08.08.2018 г.
Таким образом, информация, содержащаяся в извещении об электронном аукционе и документации об аукционе, в отношении сроков проведения аукциона, в том числе срока окончания подачи заявок, не противоречит друг другу.
Запросов разъяснений положений аукционной документации в адрес Заказчика не поступало. Установлено, что на участие в закупке подано 13 заявок.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ОПТ-СНАБ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 29 марта 2018 г. N 1093-12331-18/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.09.2018