Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - А.А. Кирилловой, начальника отдела, Е.А. Шпаковской, государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Лидер" (далее - податель жалобы) на действия заказчика - Администрации Тугачинского сельсовета (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона работ по капитальному ремонту системы водоснабжения в п. Тугач, ул. Коммунальная, 21, размещенного на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119300035118000003, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Лидер" на действия заказчика при проведении электронного аукциона.
Существо жалобы: несоответствие аукционной документации требованиям Закона о контрактной системе.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы 29.08.2018 присутствовали:
- представитель заказчика Чернышов А.В. (доверенность б/н от 28.08.2018);
- представитель заказчика Сычев А.В. (доверенность б/н от 28.08.2018);
ООО "Лидер", уведомленное о времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей не направило.
Из содержания жалобы следует, что при формировании аукционной документации заказчиком были допущены нарушения положений Закона о контрактной системе, а именно: установлен размер обеспечения заявки на участие в электронном аукционе более 1 % начальной максимальной цены контракта, хотя цена контракта составляет менее 5 миллионов рублей.
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчиком были представлены в письменной форме возражения, согласно которым в оспариваемой части положения аукционной документации не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии и размещенные на официальном сайте ЕИС в сфере закупок, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту системы водоснабжения в п. Тугач, ул. Коммунальная, 21".
Частью 5 статьи 4 Закона о контрактной системе установлено, что в единой информационной системе размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом и положением о закупке.
В соответствии с частью 3 статьи 44 Закона о контрактной системе, в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с Законом о контрактной системе и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).
Согласно части 1 статьи 44 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает пять миллионов рублей, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 12.04.2018 N 439 "Об утверждении значения начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах" установлено, что значение начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах, в размере 1 млн. рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона на "выполнение работ по капитальному ремонту системы водоснабжения в п. Тугач, ул. Коммунальная, 21" указано, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 538 500,00 рублей, размер обеспечения заявки на участие в электронном аукционе - 35 385,00 рублей (1% начальной (максимальной) цены контракта).
Кроме того, согласно Письма ФНС России от 31.05.2018 N АС-4-5/10492 "О направлении разъяснения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ" (вместе с Письмом Минфина России от 23.05.2018 N 24-02-05/34911 "О рассмотрении обращения") с 01.07.2018 целесообразно устанавливать размер обеспечения заявок на участие в конкурсах и аукционах, начальная (максимальная) цена контракта в которых составляет от 1 млн. рублей до 5 млн. рублей, по аналогии права в пределах, установленных для контактов, размер начальной (максимальной) цены в которых составляет от 5 млн. рублей до 20 млн. рублей, то есть от одной второй процента до одного процента начальной (максимальной) цены контракта (пункт 1 части 16 статьи 44 Закона о контрактной системе).
Следовательно, заказчиком правомерно установлено требование об обеспечении заявки на участие в электронном аукционе в размере 1 %.
На основании изложенного, довод подателя жалобы о том, что заказчиком неправомерно установлен размер обеспечения заявки на участие в электронном аукционе в размере более 1 % начальной (максимальной) цены контракта является необоснованным.
В ходе проведения внеплановой проверки размещения закупки, установлены следующие нарушения.
1. В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом определены Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 (далее - Правила).
В пункте 3 Правил указано, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 настоящих Правил):
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей.
б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).
Согласно извещения о проведении электронного аукциона, начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 538 500,00 рублей.
При этом, в пункте 5.3 проекта контракта, заказчиком указан только тот случай, при котором цена контракта в ходе проведения аукциона будет снижена менее 3 млн. рублей.
Следовательно, заказчиком не предусмотрен случай, что в ходе проведения электронного аукциона участниками будет снижена цена контракта, которая составит более 3 млн. рублей.
Таким образом, действия заказчика, выразившиеся в неустановлении надлежащим образом размера штрафных санкций для поставщика, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при проведении электронного аукциона не будет снижена менее 3 млн. рублей является нарушением части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 9 Правил установлено, что за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
При этом, в пункте 5.4 проекта контракта, заказчиком предусмотрен размер штрафа для заказчика в случае просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в случае, если цена контракта составит менее 3 млн. рублей.
Так как, начальная (максимальная) цена контракта составляет более 3 мнл. рублей, заказчику следовало предусмотреть размер штрафных санкция для заказчика и в случае если цена контракта составит более 3 млн. рублей.
На основании изложенного, действия заказчика неустановившего размер штрафных санкций для заказчика в случае просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в случае, если цена контракта составит более 3 млн. рублей в ходе проведения электронного аукциона нарушают требования части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "Лидер" необоснованной.
2. Признать заказчика - Администрацию Тугачинского сельсовета нарушившим части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в проект контракта на этапе заключения такого контракта по результатам проведения электронного аукциона.
4. Передать материалы должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова |
|
Е.А. Шпаковская |
|
ООО "Лидер" 119330, г. Москва, ул. Дружбы, д. 4, корп. 1, пом. 17.
Администрация Тугачинского сельсовета 663580, Красноярский край, Саянский район, п. Тугач, ул. им. Антонова, 7
ЗАО "Сбербанк-АСТ" Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9 г. Москва, 119435
Извещение N 0119300035118000003 |
Предписание N 1065
об устранении нарушений законодательства Российской Федерации
в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
29 августа 2018 года г. Красноярск
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссии по рассмотрению жалоб) в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - А.А. Кирилловой, начальника отдела, Е.А. Шпаковской, государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Лидер" на действия заказчика - Администрации Тугачинского сельсовета (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона работ по капитальному ремонту системы водоснабжения в п. Тугач, ул. Коммунальная, 21, размещенного на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119300035118000003, предписывает заказчику совершить следующие действия, направленные на устранение нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:
1. На этапе заключения муниципального контракта по результатам проведения электронного аукциона внести изменения в части установления ответственности для сторон в проект такого контракта, являющийся неотъемлемой частью документации о проведении электронного аукциона, с учетом выводов, изложенных в решении Комиссии от 29.08.2018 N 1065.
2. Осуществить дальнейшее проведение процедуры электронного аукциона в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
3. Об исполнении предписания сообщить в адрес Красноярского УФАС России в течение 20 дней с момента получения настоящего предписания путем представления сведений с приложением подтверждений о внесении изменений в проект контракта.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова
Е.А. Шпаковская |
Шпаковская Екатерина Александровна (391) 265-02-19
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 29 августа 2018 г. N 1065
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.09.2018