Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "СПЕКТРОМЕД" на действия государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Республиканская клиническая больница" Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия - Алания (далее - ГБУЗ "РКБ" МЗ РСО-Алания, Заказчик) при проведении электронного аукциона N0310200000318002037 на поставку медицинского оборудования, согласно техническому заданию (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
22 августа 2018 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "СПЕКТРОМЕД" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "РКБ" МЗ РСО-Алания при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В жалобе Заявитель указал, что в Техническом задании Аукционной документации (далее - ТЗ) Заказчиком установлено требование фетальным мониторам для антенатального мониторинга жизнедеятельности плода/плодов, являющихся предметом закупки, о том, что, помимо прочего, они должны производить расчет степени выраженности нарушений реактивности сердечно-сосудистой системы в соответствии с программным показателем состояния плода/плодов (4-х балльная шкала), что по мнению Заявителя, нарушает положения статьи 33 Закона о контрактной системе и необоснованно ограничивает конкуренцию, так как данная методика оценки плода разработана профессором Демидовым В.Н. исключительно для автоматизированных кардиотокографов марки "Уникос", используется только на продукции данной компании, является уникальным и не встречается больше ни у одного прибора во всем мире.
В объяснении по существу жалобы ГБУЗ "РКБ" МЗ РСО-Алания указала, что из смысла Закона о контрактной системе следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований, более того при планировании и осуществлении закупок заказчики должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
Так же задачей законодательства о контрактной системе является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
При этом, согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Следовательно, Заказчик вправе включить в документацию такие требования к характеристикам товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций учреждения. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки, поскольку поставка медицинского оборудования, не соответствующего требованиям Заказчика, может отрицательно отобразиться на качестве медицинской помощи, состоянии здоровья пациентов, а также привести к срыву лечебного процесса.
В целях реализации вышеназванных норм при описании объекта закупок Заказчиком было сформировано ТЗ с глубоким изучением рынка медицинского оборудования, а также с учетом требований, которые отвечают потребностям Заказчика (необходимы для оказания высокотехнологичной медицинской помощи населению, то есть являются значимыми для него).
Также ТЗ не содержит требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки. При описании объекта закупки Заказчиком использованы стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся характеристик объекта закупки.
Кроме того, Заказчик указывает на то, что родильный дом ГБУЗ "РКБ" МЗ РСО-Алания является родовспомогательным учреждением III уровня республиканского значения, в связи с чем указанное отделение оказывает экстренную медицинскую помощь (преждевременные и осложненные роды) гражданам республики с различными соматическими патологиями и осложненным течением беременности, а так же с врожденными пороками развития плода.
При таких обстоятельствах, метод автоматического анализа кардиотокографии (КТГ), описанный в технических характеристиках фетального монитора для антенатального мониторинга жизнедеятельности плода/плодов позволяет наиболее точно (из всех существующих методов) определить тяжесть состояния плода, что является архиважным в сложных случаях и позволяет оперативно принимать решения об экстренном родоразрешении без потери драгоценного времени.
Таким образом, требования к товару, установленные в извещении и документации об аукционе, обусловлены объективными потребностями Заказчика в приобретении медицинского оборудования с определенными техническими характеристиками.
Также, Заказчик указал, что с 2017 года Заказчик использует автоматический фетальный монитор "Уникос", при этом имея большой опыт используемого ранее фетального монитора с ручным анализом по Фишеру, вышеуказанный монитор расширил перинатальные возможности родильного дома ГБУЗ "РКБ" МЗ РСО-Алания и оптимизировал работу акушер-гинекологов учитывая, что специалист по расшифровке кардиотокографии в род доме ГБУЗ "РКБ" МЗ РСО-Алания отсутствует.
Кроме того, об эффективности использования фетального монитор "Уникос" свидетельствует, в том числе и статистические показатели рождаемости за 2017 год в Республике Северная Осетия - Алании, а также значительное снижение процента преждевременных родов в сравнении с 2015 - 2016 г.
Вышеуказанные показатели свидетельствуют об улучшение качества оказания медицинской помощи, которые стали возможны только с использованием уникального и не имеющего аналогов в мире фетального монитора "Уникос".
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
20 августа 2018 года в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) Управлением Республики Северная Осетия - Алания, как уполномоченным органом, были размещены извещение N0310200000318002037 о проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования, согласно техническому заданию (далее - Извещение) и документация для проведения указанного Аукциона, утвержденная 20.08.2018 года главным врачом ГБУЗ "РКБ" МЗ РСО-Алания (далее - Аукционная документация).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта.
Таким образом, статьей 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.
Согласно Аукционной документации, объектом закупки является поставка монитора медицинского фетального матери и плода в соответствии с Техническим заданием, приложенным к Аукционной документации.
При этом, Техническое задание содержит технические характеристики товара, установленные заказчиком, в том числе по пункту 3.9 Технического задания, такое требование как закупаемое оборудование должно производить расчет степени выраженности нарушений реактивности сердечно-сосудистой системы в соответствии с программным показателем состояния плода/плодов (4-х балльная шкала).
Заявитель утверждает, что функция расчета степени выраженности нарушений реактивности сердечно-сосудистой системы в соответствии с программным показателем состояния плода/плодов по 4-х балльной шкале является частью методики состояния плода разработанной профессором В.Н. Демидовым, используемой исключительно в приборах компании ООО "РПТ УНИКОС", что в свою очередь делает их уникальными в своем роде.
Представители заказчика подтвердили указанный довод Заявителя.
Таким образом, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Техническое задание, приложенное к Аукционной документации содержит требования к поставляемому товару, которое влечет за собой ограничение количества участников Аукциона.
Действия должностного лица ГБУЗ "РКБ" МЗ РСО-Алания, выразившиеся в установлении требований к товарам с нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "СПЕКТРОМЕД" на действия государственного заказчика - ГБУЗ "РКБ" МЗ РСО-Алания при проведении электронного аукциона N0310200000318002037 на поставку медицинского оборудования, согласно техническому заданию.
2. Признать в действиях ГБУЗ "РКБ" МЗ РСО-Алания при проведении электронного аукциона N0310200000318002037 нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать государственному заказчику - ГБУЗ "РКБ" МЗ РСО-Алания предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела NА241-08/18 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностного лица ГБУЗ "РКБ" МЗ РСО-Алания, виновного в совершении выявленного нарушения, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 29 августа 2018 г. N А241-08/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.09.2018