Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела административных производств А.Т. Чшиева,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.С Спиряковой,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
при участии представителей:
ГУП г. Москвы "Мосгортранс": С.С. Горшенина, доверенность N99-26-1-51 от 22.08.2018, И.С. Чернышева, доверенность N99-16-364 от 22.08.2018,
Департамента города Москвы по конкурентной политике: Е.В. Богдановой, доверенность N77-13-87/8-36 от 24.07.2018,
ПАО СК "Росгосстрах": К.Ю. Проценко, доверенность N1877Д от 14.04.2016
САО "ВСК": А.А. Левкина, доверенность N0338-Д от 31.01.2018,
рассмотрев жалобу САО "ВСК" (далее - Заявитель) на действия ГУП г. Москвы "Мосгортранс" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (Закупка N0173200001418000937), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного открытого конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России NТФ/40213/18 от 21.08.2018 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении порядка оценки по показателю "Опыт оказания услуг сопоставимого характера" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Согласно п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки), применяемые в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
При этом согласно п.3 Правил оценки, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу пп.б п.4 Правил оценки Заказчик устанавливает в документации о закупке, в том числе, критерии оценки,характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п.10 Правил оценки в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с п.27 Правил оценки показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Установлено, что в конкурсной документации к порядку оценки заявок по показателю "Опыт оказания услуг сопоставимого характера" по нестоимостному критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" Заказчиком установлены следующие положения:
2.1.3. |
Опыт оказания услуг сопоставимого характера Объем выплат по обязательному страхованию гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров за 2 (два) завершенных года (2016, 2017) (НЦБ13i).В качестве подтверждения, Участник предоставляет: раздел 1 ФОРМЫ "Сведения о деятельности страховщика" за январь-декабрь 2016 год (Код формы по ОКУД 0420162), учитывается объем выплат, указанный в строке 197, столбец 9 данной формы отчетности раздел 1 ФОРМЫ "Сведения о деятельности страховщика" за январь-декабрь 2017 год, (Код формы по ОКУД 0420162), учитывается объем выплат, указанный в строке 197, столбец 9 данной формы отчетности
Оценка осуществляется по сумме выплат за 2016 и 2017 гг., подтвержденный формами отчетности. Непредставление указанных форм отчетности не является основанием для отклонения заявки участника. |
Величина значимости Показателя: 40% (коэффициент значимости Показателя - 0,40) Максимальное количество баллов -100
Количество баллов, присваиваемое по данному показателю, рассчитывается в соответствии с п. 23 постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085:
НЦБ13i = КЗ * 100 *(Ki/Kmax) КЗ - коэффициент значимости показателя; Ki - объем выплат по обязательному страхованию гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров за 2017год участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается. Kmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки. КЗ - коэффициент значимости, равный 0,40. |
По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлен порядок оценки заявок по показателю "Опыт оказания услуг сопоставимого характера", поскольку в левом столбце указано, что оценка объема выплат по обязательному страхования гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров будет проводиться за 2016 и 2017 года, при этом в правом столбце указано, что оценка объема выплат по обязательному страхования гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров будет проводиться исключительно за 2017 года.
Согласно ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что при формировании порядка оценки заявок по показателю "Опыт оказания услуг сопоставимого характера" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" допущена техническая ошибка в описании переменной Кi.
2. Также Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении неправомерного порядка оценки заявок нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Установлено, что в конкурсной документации к порядку оценки заявок по нестоимостному критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" Заказчиком установлены следующие положения:
2.1.1 |
Деловая репутация Участника закупки. Оценивается наличие рейтинга надежности, присвоенного одним из рейтинговых агентств, аккредитованных Банком России по состоянию на дату объявления закупки (НЦБ11i). Подтверждается заверенной участником копией свидетельства о присвоении рейтинга. |
Величина значимости Показателя: 20% (коэффициент значимости Показателя - 0,20) Максимальное количество баллов -100
Количество баллов присваивается в соответствии с нижеуказанным порядком.
Информация об аккредитованном рейтинговом агентстве приведена на сайте Банка России http://www.cbr.ru/finmarket/supervision/sv_ra/
Количество баллов, присваиваемое по данному показателю, рассчитывается в соответствии со следующей формулой: НЦБ11i=КЗ* (Кi), где Кi - количество баллов, присвоенное заявке участника закупки. КЗ - коэффициент значимости, равный 0,20 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.1.2. |
Наличие финансовых ресурсов. Размер уставного капитала Участника закупки. (НЦБ12i) Предметом оценки является документально подтверждённый размер уставного капитала участника закупки, который подтверждается бухгалтерским балансом страховой организации (Код формы ОКУД 0420125) на 31.12.2017, строка 41 Непредставление указанной формы отчетности не является основанием для отклонения заявки участника. |
Величина значимости Показателя: 40 % (коэффициент значимости Показателя - 0,40) Максимальное количество баллов -100 Количество баллов, присваиваемое по данному показателю, рассчитывается в соответствии с п. 24 постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085: в случае если Kmax<Kпред,- по формуле: НЦБ12i = КЗ * 100 * (Ki/Kmax) 2) в случае если Kmax НЦБ12i = КЗ * 100 * (Ki/Kпред); при этом НЦБ12max = КЗ * 100
КЗ - коэффициент значимости показателя; Ki - размер уставного капитала участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается. Kmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки. Кпред - предельно необходимое заказчику максимальное значение для показателя "Размер уставного капитала Участника закупки" равно 10 (десять) миллиардов рублей
НЦБ12max - количество баллов по показателю, присуждаемых участникам открытого конкурса, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение. КЗ - коэффициент значимости, равный 0,40. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.1.3. |
Опыт оказания услуг сопоставимого характера Объем выплат по обязательному страхованию гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров за 2 (два) завершенных года (2016, 2017) (НЦБ13i).В качестве подтверждения, Участник предоставляет: раздел 1 ФОРМЫ "Сведения о деятельности страховщика" за январь-декабрь 2016 год (Код формы по ОКУД 0420162), учитывается объем выплат, указанный в строке 197, столбец 9 данной формы отчетности раздел 1 ФОРМЫ "Сведения о деятельности страховщика" за январь-декабрь 2017 год, (Код формы по ОКУД 0420162), учитывается объем выплат, указанный в строке 197, столбец 9 данной формы отчетности Оценка осуществляется по сумме выплат за 2016 и 2017 гг., подтвержденный формами отчетности. Непредставление указанных форм отчетности не является основанием для отклонения заявки участника. |
Величина значимости Показателя: 40% (коэффициент значимости Показателя - 0,40) Максимальное количество баллов -100
Количество баллов, присваиваемое по данному показателю, рассчитывается в соответствии с п. 23 постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085:
НЦБ13i = КЗ * 100 *(Ki/Kmax) КЗ - коэффициент значимости показателя; Ki - объем выплат по обязательному страхованию гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров за 2017год участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается. Kmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки. КЗ - коэффициент значимости, равный 0,40. |
По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлен порядок оценки заявок по показателям "Деловая репутация Участника закупки", "Наличие финансовых ресурсов", "Опыт оказания услуг сопоставимого характера" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", поскольку сведения каждого страховщика по вышеуказанным показателям являются публичными и общедоступными.
Так, например, сведения о рейтинге каждого страховщика опубликованы на сайте ЭкспертРА: https:/raexpert.ru/rating/insurance/?scale_type_id=1&sort=rating&type=asc , а также на сайте АКРА: , сведения о размере уставного капитала, а также о размере выплат по виду страхованию ОСГОП за 2017 год опубликованы на сайте Банка России в разрезе каждого страховщика: , при этом с учетом установленного порядка оценки заявок иные участники кроме АО "Согаз" лишены возможности стать победителем закупки, поскольку по показателю "Опыт оказания услуг сопоставимого характера" относительно объема выплат по обязательному страхованию гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров за 2 (два) завершенных года (2016, 2017) АО "Согаз" получит максимальный балл.
При этом представитель Заявителя также пояснил, что в части возможного выбора показателей, которые не являются публичными и общедоступными, необходимо отметить следующие: превышение фактического размера маржи платежеспособности участника над нормативным за последний завершенный отчетный период; количество положительных отзывов контрагентов о работе участника при оказании аналогичных услуг (страхование ОСГОП); количество сотрудников участника, задействованных в урегулировании страховых случаев; количество территориальных подразделений Страховщика для приема заявлений о выплате.
В свою очередь, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, ввиду чего Заказчиком подобным образом установлен порядок оценки заявок с учетом того обстоятельства, что сведения каждого страховщика по обжалуемым показателям нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" являются публичными и общедоступными.
Выслушав пояснения сторон, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком установлены критерии оценки в соответствии с Правилами оценки, вместе с тем при формировании порядка оценки заявок нарушены положения п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе, поскольку установленный порядок оценки заявок, в части касающейся объема выплат по обязательному страхованию гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров за 2 (два) завершенных года (2016, 2017) предусматривает получение АО "Согаз", при участии его в данной закупке, максимального балла.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу САО "ВСК" на действия ГУП г. Москвы "Мосгортранс" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г.Москвы в течение 3 (т рех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.
Председатель Комиссии А.Т. Чшиев
Члены Комиссии Д.А. Сологов
А.С. Спирякова
Исп.Спирякова А.С. 495 784-75-05 (доб.077-189)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 24 августа 2018 г. N 2-57-10480/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.09.2018