Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего: Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Члена Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.С. Спиряковой,
при участии представителя ГБУ города Москвы "Жилищник района Вешняки": Е.А. Иванчикова,
а также в отсутствие представителей ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ВАО", ООО "ХОЗТОРГ", о времени, месте рассмотрения уведомлены письмом Московского УФАС России (исх. N ТФ/40546/18 от 20.08.2018),
рассмотрев жалобу ООО "ХОЗТОРГ" (далее - Заявитель) на действия ГБУ города Москвы "Жилищник района Вешняки" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на обустройство заездных карманов для остановки общественного транспорта (Закупка N0373200006218000835) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По результатам рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N ТФ/40546/18 от 22.08.2018), Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
1. В составе жалобы указано, что в разделе "Ограничения" Извещения о проведении электронного аукциона Заказчиком установлено следующее: "закупка осуществляется среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций", что, по мнению Заявителя является неправомерным, поскольку, согласно ч. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации. По мнению Заявителя, деятельность указанных организаций не относится к объекту закупки, ввиду чего указанные ограничения не могут быть установлены Заказчиком.
В соответствии со ст. 30 Закона о контрактной системе установлены особенности участия субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках, частью 1 указанной статьи установлено, что Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, при этом, указанной статьей не установлено, что закупки у таких субъектов могут проводится Заказчиками исключительно при проведении закупок направленных на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в Российской Федерации.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии, а также в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе. Кроме того, Заявителем не указаны конкретные положения Закона о контрактной системе, которые, по мнению Заявителя, нарушены Заказчиком, ввиду чего Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. П.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
На основании п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст.33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В составе жалобы также указано, что Заказчиком в аукционной документации установлены неправомерные требования к товарам по п.4 "Гвозди строительные", п.17 "Болты с шестигранной головкой (в комплекте с гайками и шайбами)", п.25 "Болты с шестигранной уменьшенной головкой с фланцем", п.18 "Мешковина", п.19 "Лента полимерная", п.20 "Доски хвойных пород обрезные", п.10 "Эмульсии битумные дорожные", п.3 "Раствор строительный тип 1", п.5 "Раствор строительный тип 2", п.7 "Раствор строительный тип 3", которые, по мнению Заявителя, не являются объектом закупки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что расчет начальной (максимальной) цены контракта является обоснованием начальной (максимальной) цены контракта в соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, при этом обжалуемые товары учтены Локальной сметой, что не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов, подтверждающих обоснованность данного довода жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. На основании п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1)в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2)использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель обжалует установление в аукционной документации неправомерных требований к товарам, а именно:
- по п.1 "Смеси асфальтобетонные горячие": "дорожно-климатеическая зона: II"; "для приготовления смесей и асфальтобетонов применяются битум марки: БНД 40/60 или БНД 60/90 или БНД 90/130 или БНД 130/200", поскольку согласно ГОСТ 22245-90 "Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия (с Изменением N 1)", соответствие положениям которого установлены в аукционной документации, для дорожно-климатической зоны II битум марки БНД 40/60 не применяется.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно таблице 2 ГОСТ 22245-90 битум марки БНД 40/60 применяется, в том числе для дорожно-климатическая зоны II.
- по п.4 "Гвозди строительные": "условный диаметр стержня: 1.8, 3.0; 1.6; 2.5, 2.0 мм", "длина гвоздя: от 25 до 80 мм". По мнению Заявителя, вышеуказанные требования к товару по п.4 являются неправомерными, поскольку положениями ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры (с Изменениями N1, 2, 3)", соответствие положениям которого установлено в аукционной документации, длина гвоздя 30 мм не предусмотрена.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что при заполнении заявки на участие в закупке относительно параметра "уловный диаметр стержня" участнику закупки необходимо руководствоваться Инструкцией по представлению сведений в составе первой части заявки на участие в закупке (далее - Инструкция), согласно которой "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны одновременно с использованием символов "точка с запятой", "запятая", - участнику закупки необходимо представить в заявке значения или диапазоны значений, разделенных символом "точка с запятой", а также положениями ГОСТ 4028-63, в таблице 1 которого установлены значения параметра "Длина гвоздя" в зависимости от условного диаметра стержня.
- по п.8 "Смеси асфальтобетонные песчаные горячие": "Тип смеси: Д или Г", "Марка: от I* до III*", поскольку согласно ГОСТ 9128-2013 "9128-2013 Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия", соответствие положениям которого установлено в аукционной документации, для типа смеси Д марка I не предусмотрена.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что при формировании заявки на участие в электронном аукционе участнику закупки необходимо руководствоваться как положениями Инструкции, согласно которым "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ. В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона не включая крайние значения", так и положениями ГОСТ 9128-2013, согласно таблице 1 которого тип смеси Д применяется для марки II и III, тип смеси Г для I, II, III.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В составе жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие об ограничении количества участников закупки, а также подтверждающие невозможность формирования первой части заявки на участие в электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данные доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
4. Ч.4 ст.33 Закона о контрактной системе требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком установлены противоречивый гарантийный срок товаров, а именно: п.5.4 технического задания предусмотрено следующее: "12 месяцев со дня подписания Акта сдачи-приемки работ Заказчика", при этом, согласно п.8.2.1 проекта Государственного контракта предусмотрено следующее: "24 месяца с даты подписания акта о приемке выполненных работ".
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы, а также пояснил, что при указании гарантийного срока товаров в проекте Государственного контракта произошла техническая ошибка, при этом верный гарантийный срок товаров установлен в п.5.4 технического задания.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33, п.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
5. В составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком установлены излишне детализированные требования к товарам по по п.1 "Смеси асфальтобетонные горячие", п.11 "Бетон тяжелый", поскольку согласно положениям регламентирующих стандартов для однозначной идентификации, например, смеси как изделия, достаточно указания параметра "Тип в зависимости от содержания в них щебня"
Также в составе жалобы указано, что Заказчиком в аукционной документации установлены неправомерные требования к используемым при выполнении работ товарам, поскольку для определения конкретных показателей таких характеристик необходимо провести испытания конкретной партии товара а именно:
- по п.13 "Смеси бетонные": "Наибольшая крупность заполнителя 10; 20; отсутствует";
- по п. 14 "Земля растительная (грунт питательный)": "Пористость земли: 42*-60*%", "Кислотность земли PHKCl: 4,0*-6,0*", "Содержание балластных инородных механических включений", Включения камней и других посторонних предметов более 0,5 см: 0%", "Включения камней и других посторонних предметов менее 0,5 см: 5 %";
- по п.16 "Краска дорожная": "Фракция микростеклошариков: 100-600; отсутствие";
- по п.8 "Смеси асфальтобетонные песчаные горячие": "Содержание минеральных материалов [песка с минеральным порошком]: 91%".
На заседании представитель Заказчика согласился с данными доводами жалобы, а также пояснил, что указанные требования к товарам установлены ввиду технической ошибки.
Также в составе жалобы указано, что Заказчиком в аукционной документации установлены неправомерные требования к используемым при выполнении работ товарам по п.1 "Смеси асфальтобетонные горячие": "использование ПАВ: используется; не используется", п.8 "Смеси асфальтобюетонные песчаные горячие": "наличие в составе смеси природного песка: наличие; отсутствие", "наличие в составе смеси песка из отсевов дробления: наличие; отсутствие", "наличие в составе смеси ПАВ: наличие ; отсутствие", п.11 "Бетон тяжелый": "воздухововлекающие добавки: применяются или не применяются", п.13 "Смеси бетонные": "наличие воздухововлекающих (газообразующих) добавок в смеси: наличие; отсутствие", п.16 "Краска дорожная": "микростеклошарики: наличие; отсутствие", поскольку подобные требования не определяют потребность Заказчика, описывая весь спектр возможных значений, что свидетельствует о том, что для Заказчика не имеет значения наличие или отсутствие перечисленных параметров
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, ввиду чего Заказчиком подобным образом установлены требования к вышеуказанным товарам.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ХОЗТОРГ" на действия ГБУ г. Москвы "Жилищник района Вешняки" обоснованной в части.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, п.2 ч. 1, ч.2 ст. 33, п.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г.Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Л.Н. Харченко
Заместитель председателя Комиссии Д.С. Грешнева
Член Комиссии А.С. Спирякова
Исп.Спирякова А.С. 495 784-75-05 (доб.077-189)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 24 августа 2018 г. N 2-57-10561/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.09.2018