Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.А. Кутейникова,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.С. Спиряковой,
при участии представителей:
ГКУ "Дирекция ЖКХиБ САО": С.М. Черного,
ООО "Группа С": В.И. Цымбаловой, Н.С. Климовой,
в отсутствие представителей ГБУ города Москвы "Жилищник района Ховрино", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх. NТФ/40982/18 от 27.08.2018),
рассмотрев жалобу ООО "Группа С" (далее - Заявитель) на действия ГБУ города Москвы "Жилищник района Ховрино" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку материалов для обустройства пешеходных зон на подведомственных территориях района Ховрино в 2018 г. за счет средств социально-экономического развития районов и средств стимулирования управ района (Закупка N0373200018818001166) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
В соответствии с письмом Московского УФАС России исх. NТФ/40982/18 от 27.08.2018, на заседание Комиссии Заказчик обязан представить документы и сведения предусмотренные ч. 5 ст. 106 Закона о контрактной системе, в частности: документацию об аукционе, изменения в документацию об аукционе, заявки на участие в аукционе, протоколы рассмотрения заявок на участие в аукционе, протоколы аукциона, аудио, видеозаписи и иные документы и сведения, составленные в ходе размещения заказа или аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке. В нарушение требований ч. 5 ст. 106 Закона о контрактной системе, а также в нарушение требования Московского УФАС России исх. NТФ/40982/18 от 27.08.2018, на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы (вх. N42303-ЭП/18 от 22.08.2018) по существу Заказчиком не представлены запрашиваемые документы и сведения.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Заявитель обжалует установление в аукционной документации неправомерных требований к товарам, а именно:
- по п.9 "Элемент средней части искусственной дорожной неровности из резины, усиленный металлокортом, со светоотражающей разметкой": "Износостойкость: должны обладать высокой стойкостью к деформации и воздействию реагентов и масел и дорожной химии и УФ лучей и атмосферных осадков или температурных перепадов", поскольку производители указывают весь указанный перечень характеристик по изностойкости, при этом согласно Инструкции по представлению сведений в составе заявки "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны одновременно с использованием союзов "или", "и", то, слово "и" имеет приоритет над словом "или" (пример: 1 или 2 и 3 - должно быть указано два значения, слева и справа от "и", соответственно значение слева должно быть выбрано с учетом правила чтения слова "или")". Таким образом, участнику закупки не представляется возможным определить потребность Заказчика в установлении вышеуказанного требования к товару по п.9.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, ввиду чего Заказчиком подобным образом установлены требования к поставляемому товару по п.9 относительно параметра "Износостойкость" с учетом того обстоятельства, что производители вышеуказанного товара указывают вкупе полный перечень износостойкости.
- по п.9 "Элемент средней части искусственной дорожной неровности из резины, усиленный металлокортом, со светоотражающей разметкой": "Высота протектора на поверхности от 3* до 5*мм". По мнению Заявителя, вышеуказанные требования вводят участника закупки в заблуждение, а также препятствует корректному формированию заявки на участие в закупке, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает на момент подачи заявок иметь товар в наличии.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлены документы и сведения, согласно которым конкретное значение по параметру "Высота протектора на поверхности" возможно указать участнику закупки без проведения испытаний конкретной партии товара.
- по п.5 "Песок" Заказчиком установлены требования к такому показателю, как "Фракция: [св. 0,16 до 0,315] или [св. 0,315 до 0,63] и [св. 0,63 до 1,25] или [св. 1,25 до 2,5]", при этом Заказчиком не установлены единицы измерения вышеуказанного параметр;
- по п. 7 "Столбик для ограды газонной из трубы профильной": "Тип стали: бесшовная холоднодеформированная; электросварная"; Тип стали: углеродистая; легированная". Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно установлены требования к двух идентичных параметрам "Тип стали" с использованием различных значений, при этом согласно п.1.3 ГОСТ 13663-86 "ГОСТ 13663-86 Трубы стальные профильные. Технические требования (с Изменениями N 1, 2, 3)" трубы изготовляют бесшовными горячедеформированными, бесшовными холоднодеформированными, электросварными, электросварными холоднодеформированными, электросварными горячекалиброванными, а также изготовленными методом печной сварки;
- по п.12 "Анкер-болт оцинкованный с пластиковой втулкой, для крепления искусственных дорожных неровностей": "Длина от 0.135* до 0.2*мм", "Длина резьбы от 50*", поскольку согласно ГОСТ 28778-90 "Болты самоанкерующиеся распорные для строительства. Технические условия" при диаметре резьбы М10 длина анкерного болта составляет 100 мм.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данными доводами жалобы, а также пояснил, что требования к товарам по п.5, п.7, п.12 установлены ввиду технической ошибки.
- по п.12 "Анкер-болт оцинкованный с пластиковой втулкой, для крепления искусственных дорожных неровностей". Заявитель указывает, что участнику закупки не представляется возможным определить, какой поставляемый товар необходим Заказчику, поскольку анкер-болт предполагает втулку из металла, при этом Заказчиком установлено требования к пластиковой втулке, что, в свою очередь, свидетельствует о том, что требуемые болты не будут анкерными.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что пластиковой втулкой является демфер, необходимый для предотвращения вибраций анкера, при этом представитель Заказчика затруднился пояснить, ввиду чего Заказчиком подобным образом установлены требования к вышеуказанному товару.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данных доводов жалобы и о нарушении Заказчиком п.1,2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Также Заявитель указывает, что в адрес Заказчика направлен запрос о даче разъяснений положений аукционной документации от 20.08.2018 NРД1, при этом Заказчиком должным образом не размещены в Единой информационной системе (далее - ЕИС) разъяснения положений аукционной документации по существу запроса.
Согласно ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Как следует из положений ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Комиссией Управления установлено, что разъяснение положений документации об электронном аукционе от 20.08.2018 NРД1 содержит , в том числе, следующий текст запроса: "П.12 Анкер-болт оцинкованный с пластиковой втулкой, для крепления искусственных дорожных неровностей. В форме вы запрашиваете длину от 0.135* до 0.2* мм, при этом длина резьбы данного болта от 50 мм. Из чего можно предположить, что в требованиях к материалам допущена ошибка. Уточните корректную длину болта. Исходя из данных ГОСТа 28778-90 при диаметре резьбы М10, которая требуется заказчику, длина анкерного болта 100 мм. Заказчику необходимы болты, которые изготавливаются не в соответствии с ГОСТом? Уточните. Так же просим уточнить, какой анкер-болт вам необходим? Анкер-болт предполагает наличие "втулки" из металла. Если заказчику необходима пластиковая втулка (дюбель?), то болты, с которыми они будут крепиться не будут анкерными, это может быть просто болт. Дюбель-болт". Вместе с тем, в ответе Заказчика содержится следующее: "Требуемый параметр длина не будет учитываться Заказчиком при рассмотрении первых частей заявок в связи с допущенной ошибки", что свидетельствует о том, что в нарушение ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе вышеуказанное разъяснение положений аукционной документации не содержит ответа по предмету запроса в полном объеме.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что на участие в электронном аукционе подано 7 заявок, при этом, аукционной комиссией Заказчика не принималось решение об отказе в допуске участникам закупки по вышеуказанным требованиям аукционной документации.
3. Заявитель в составе жалобы также указывает, что Заявителем в адрес Заказчика направлен запрос о даче разъяснений положений аукционной документации от 20.08.2018 NРД1, в том числе, следующего содержания: "В п.9 указано: "Износостойкость: должны обладать высокой стойкостью к деформации и воздействию реагентов и масел и дорожной химии и УФ лучей и атмосферных осадков или температурных перепадов". В соответствии с инструкцией: "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны одновременно с использованием союзов "или", "и", то, слово "и" имеет приоритет над словом "или" (пример: 1 или 2 и 3 - должно быть указано два значения, слева и справа от "и", соответственно значение слева должно быть выбрано с учетом правила чтения слова "или")". Все производители указывают весь перечень по износостойкости, хотелось бы уточнить, по какой причине Вам требуется только 1 параметр из "атмосферных осадков или температурных перепадов. Так же "Высота протектора на поверхности от 3* до 5* мм". Ни один производитель в технических характеристиках/паспортах качества не указывает данный параметр. Каким образом высота протектора 3 или 4 или 5 мм влияет на качество материала? Данный материал может быть выпущен разными партиями в одной с высотой 3 мм, в другой 4 мм, соответственно участнику необходимо сразу купить материал, чтобы указать точную высоту протектора? 44 ФЗ не обязывает участника иметь товар в наличии на момент подачи заявок", при этом Заказчиком должным образом не размещены в Единой информационной системе (далее - ЕИС) разъяснения положений аукционной документации по существу запроса.
Установлено, что Заказчиком 20.08.2018 в Единой информационной системе размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе следующего содержания: "Необходимо указать значение в соответствии с инструкцией. Заказчику необходимо уточнение по данным позициям до момента поставки товара, так как для нас это очень важный нюанс", что не нарушает положения ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода Заявителя жалобы.
4. Заявитель в составе жалобы указывает, что Заявителем в адрес Заказчика направлен запрос о даче разъяснений положений аукционной документации от 13.08.2018 NРД1 следующего содержания: "П.10 Наименование товара: Элемент краевой части искусственной дорожной неровности из резины, усиленный металлокортом, со светоотражающей разметкой. Количество крепёжных элементов от 5 шт. Элемент краевой части искусственной дорожной неровности из резины не существует со светоотражающей разметкой и усиленным металлокортом, а также количество крепежных элементов более 5. Прошу внести изменения в требования к материалам". При этом, по мнению Заявителя, Заказчиком не размещены в Единой информационной системе разъяснения положений аукционной документации по указанному запросу.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с ст.65 Закона о контрактной системе Заказчиком в Единой информационной системе Заказчиком опубликованы разъяснения положений аукционной документации от 20.08.2018 NРД1.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии Управления Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе, а также в составе жалобы отсутствует указание на то обстоятельство, почему, по мнению Заявителя, ответ, данный Заказчиком на запрос о разъяснении положений аукционной документации от 20.08.2018 NРД1, является неправомерным и нарушает положения Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что указанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
5. Заявитель также обжалует установление в аукционной документации неправомерных требований к товару по п.2 "Мешковина", поскольку, по мнению Заявителя, исходя из параметров длины и ширины Заказчиком установлены требования как продуктовых мешков, так и технических мешков. При этом, участнику закупки не представляется возможным определить потребность Заказчика в установлении требований к продуктовым мешкам с учетом того обстоятельства, что объектом закупки является поставка материалов для обустройства пешеходных зон.
Представитель Заказчика пояснил, что требования к товару по п.2 установлены в соответствии с потребностью Заказчика в получении качественных товаров.
На заседание Комиссии Управления представителем Заявителем не представлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность данного довода жалобы, свидетельствующие о невозможности формировании заявки на участие в аукционе, а также указывающие на конкретные нормы Закона о контрактной системе, которые, по мнению Заявителя, нарушены Заказчиком при установлении требований к товару по п.5 "Мешковина".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Группа С" на действия ГБУ города Москвы "Жилищник района Ховрино" обоснованной в части установления неправомерных требования к товарам, а также в части не размещенения в Единой информационной системе ответа на разъяснения положений аукционной документации по существу запроса.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1,2 ч.1 и ч.2 ст.33, ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результат закупки.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г.Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Л.Н. Харченко
Члены Комиссии А.С. Спирякова
А.А. Кутейников
Исп.Спирякова А.С. 495 784-75-05 (доб.077-189)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 28 августа 2018 г. N 2-57-10654/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.09.2018