Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Г.А. Радочинского,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
при участии представителей:
Администрации городского округа Щербинка: Т.Ю. Григорьевой,
в отсутствие представителей ООО "Аванстрой", о времени и месте заседания Комиссии уведомлены письмом Московского УФАС России исх. NТФ/41384/18 от 28.08.2018,
рассмотрев жалобу ООО "Аванстрой" (далее - Заявитель) на действия Администрации городского округа Щербинка (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по благоустройству территории жилой застройки городского округа Щербинка (Закупка N0148300041818000048) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх. NТФ/41384/18 от 28.08.2018.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
На основании п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. По мнению Заявителя, требования, установленные в аукционной документации к характеристикам товаров "Смеси асфальтобетонные дорожные горячие крупнозернистые", "Смеси асфальтобетонные дорожные горячие мелкозернистые" являются избыточными.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии Управления установлено, что в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих, что требования к показателям, указанным в жалобе к вышеуказанным товарам являются избыточными и определяются в процессе испытания товаров и не определяются производителями товаров в отрытом доступе; а также что такие показатели не являются качественными и функциональными характеристиками показателей товара, которые Заказчик устанавливает в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе.
Также, в составе жалобы отсутствуют документы и сведения, свидетельствующие о том, что вышеуказанные требования могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки, а также препятствуют корректному формированию Заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. Кроме того, Заявитель обжалует установление Заказчиком излишнего требования к товару "Песок", значения которого становятся известным при испытании определенной партии товара после его производства.
Согласно доводам Заявителя, требование "Модуль крупности": "0.8_3.5", установленное Заказчиком к вышеуказанному товару может препятствовать заполнению заявки на участие в электронном аукционе, поскольку, по мнению Заявителя, значения установленной характеристики не предоставляется производителями данного товара и может стать известным потребителю только после проведения испытаний определенной партии товара.
Вместе с тем Комиссией Управления установлено, что в ГОСТ 8736-2014 установлена ссылка, в том числе, на ГОСТ 8735-88 "Песок для строительных работ. Методы испытаний", согласно которому: - модуль крупности песка Мк без зерен размером крупнее 5 мм по результатам просеивания вычисляют по формуле:
где А2,5,А1,25,А063, А0315, А016 - полные остатки на сите с круглыми отверстиями диаметром 2,5 мм и на ситах с сетками N 1,25; 063; 0315; 016, %, то есть Мк определяют методом испытаний.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований к товарам, используемым при выполнении работ, вышеуказанным образом, а также не представил доказательств, подтверждающих возможность указания конкретных значений указанных характеристик на этапе подачи заявки на участие в электронном аукционе без проведения испытаний определенной партии товара после его производства. Также представитель Заказчика указал, что оспариваемое требование для товара "Песок" установлено в результате технической ошибки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товару "Песок" установлены в нарушение п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Согласно доводам жалобы техническая часть аукционной документации содержит требования к товару "Смеси асфальтобетонные дорожные горячие мелкозернистые": "Смеси асфальтобетонные типа": "тип В (тип1); тип Б (тип2)", при этом в смете отсутствуют такой товар как "Смеси асфальтобетонные тип В", то есть данный товар не является предметом закупки.
Согласно п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст.33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседание Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что все товары и материалы, описанные в техническом задании являются предметом закупки, поскольку их стоимость заложена в расчете начальной (максимальной) цены контракта. Так, в отношении оспариваемой позиции представитель Заказчика указал, что такой товар предусмотрен сметной документацией по позициям следующего наименования - "Смеси асфальтобетонные дорожные горячие мелкозернистые, марка I, тип Б". При этом подрядчик при исполнении контракта выполняет работы на основании аукционной документации, которая содержит в себе в том числе техническое задание и смету, дополняющие друг друга в совокупности описания работ и услуг, необходимых Заказчику в рамках закупки.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, а также свидетельствующие о невозможности формирования ценового предложения для подачи заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данные доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
4. На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам:
- "Смеси асфальтобетонные дорожные горячие мелкозернистые":
- "Смеси асфальтобетонные типа": "тип В (тип1); тип Б (тип2) %",
- "тип": "1",
- "Содержание щебня в смеси" "св.30 до 40 %",
- "тип": "2",
- "Содержание щебня в смеси" "св.40 до 50 %",
Согласно доводам жалобы для вышеуказанного товара установленно требование о соответствии положениям ГОСТ 9128-2013 "Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия", при этом в соответствии с п.4.1.5 данного ГОСТ такая характеристика "Содержание щебня в смеси" напрямую определяется в зависимости от типа смеси, что свидетельствует о том, что указанная характеристика является очевидной и излишне детализированной. На аналогичные нарушения при формировании Заказчиком требований для товаров "Смеси асфальтобетонные дорожные горячие песчаные", "Камни бетонные бортовые".
Кроме того, Заявитель указывает, что для характеристики "Смеси асфальтобетонные типа" Заказчиком ненадлежащим образом установлены единицы измерения - "%", что не позволяет определить потребность Заказчика.
- "Олифа для окраски": "Цвет по йодометрической шкале": "не более 1800 мг J2/100 см3",
Согласно доводам жалобы для вышеуказанного товара установленно требование о соответствии положениям ГОСТ 190-78 "Олифа оксоль. Технические условия", при этом в соответствии с таблицей 1 данного ГОСТ такая характеристика как "Цвет по йодометрической шкале" определяется следующей формулировкой: "Цвет по йодометрической шкале": "не темнее 800 мг J2/100 см3", то есть указанный Заказчиком предел предел диапазона цвета "не более 1800 мг J2/100 см3" не позволяет участнику закупки однозначно определить потребность Заказчика, сопоставив с требования, указанными в ГОСТ. Кроме того, Заявитель указывает, что согласно инструкции по заполнению заявки слова "не более" означают что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему, при этом участникам закупки не представляется указать конкретный показатель по оспариваемому показателю, поскольку согласно ГОСТ 190-78 "Олифа оксоль. Технические условия" для олифы для окраски определяется только предельное значение цвета по йодометрической шкале.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований к товарам, используемым при выполнении работ, вышеуказанным образом. Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что оспариваемые требования к вышеуказанным товарам установлены в результате технической ошибки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам установлены в нарушение п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, что также может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Аванстрой" на действия Администрации городского округа Щербинка обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам "Песок", "Смеси асфальтобетонные дорожные горячие мелкозернистые", "Смеси асфальтобетонные дорожные горячие песчаные", "Камни бетонные бортовые", "Олифа для окраски".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Л.Н. Харченко
Члены Комиссии Г.А. Радочинский
Е.А. Миронова
Исп. Г.А. Радочинский, 8 (495) 784-75-05 (доб. 077-124)
1. Администрация городского округа Щербинка
ул. Железнодорожная, д. 4,г Москва, г. Щербинка, 108851
2. ООО "Аванстрой"
ул. Орджоникидзе, д. 38, оф. 202А, г. Новосибирск, Новосибирская обл., 630099
3. ЗАО "Сбербанк-АСТ"
пер. Большой Саввинский, д. 12, стр. 9, г. Москва, 119435
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-10774/77-18 об устранении нарушении законодательства об осуществлении закупок
30.08.2018 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Г.А. Радочинского,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
на основании решения Комиссии от 30.08.2018 по делу N2-57-10774/77-18, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Аванстрой" (далее - Заявитель) на действия Администрации городского округа Щербинка (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по благоустройству территории жилой застройки городского округа Щербинка (Закупка N0148300041818000048) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии при рассмотрении заявок на участие в Аукционе, а также при заключении государственного контракта не учитывать неправомерные требования необходимым при выполнении работ товарам в соответствии с мотивировочной частью решения Московского УФАС России от 30.08.2018 по делу N2-57-10774/77-18.
2. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры осуществления закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 30.08.2018 по делу N2-57-10774/77-18.
3. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до 05.10.2018 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92), или электронной почте по адресу: Predpisanie44fz@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с ч.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Л.Н. Харченко
Члены Комиссии Г.А. Радочинский
Е.А. Миронова
Исп. Г.А. Радочинский
8 (495) 784-75-05 (доб. 077-124)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 30 августа 2018 г. N 2-57-10774/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.09.2018