Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок К.А. Сомова,
при участии представителей:
ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России: Бузина С.В., Трепыхалиной С.Г.,
ООО "РосФарМ": Истоминой Л.В.,
рассмотрев жалобу ООО "РосФарМ" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на товары и изделия медицинского назначения, сроком службы менее 1 года, для центральных стерилизационных отделений (Закупка N0373100045918000087) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NТФ/41152/18 от 27.08.2018.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
На основании п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
1. Заявитель в жалобе указывает на установление Заказчиком неправомерного требования о совместимости поставляемого товара по п.24 "Термозапаиваемые рулоны" с низкотемпературными плазменными стерилизаторами Стеррад, поскольку потребности Заказчика соответствует товар единственного производителя ООО "Джонсон&Джонсон".
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя представил информационное письмо ООО "Джонсон&Джонсон" Nб/н от 20.07.11, согласно которому расходные материалы к плазменным стерилизационным системам Стеррад, в том числе термозапаевыемые рулоны, прошедшие тест на совместимость в стерилизаторах Стеррад, являются единой системой и разрешены ООО "Джонсон&Джонсон" к применению во всех моделях установок. Кроме того, производитель ООО "Джонсон&Джонсон" указывает на то, что применение расходных материалов других производителей в стерилизаторах Стеррад не рекомендуется, поскольку исследований на соответствие таких материалов необходимым параметрам стерилизации в данной системе не проводилось, что может привести к выходу из стоя внутренних узлов оборудования.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе, лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика факт соответствия товара по п.24 технического задания единственному производителю ООО "Джонсон&Джонсон" не отрицал.
Таким образом, установление Заказчиком в технической части аукционной документации требований к указанным параметрам нарушает п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводу жалобы, Заказчиком установлены неправомерные требования к поставляемым товарам по пп.28, 29, 53, в частности: "В зависимости от потенциального риска применения, индикаторы относятся к медицинским изделиям класса 1 по ГОСТ 31508-2012", поскольку определение класса потенциального риска применения проводится исключительно при регистрации и сертификации медицинских изделий.
Комиссией Управления установлено, что согласно разделу 1 "Область применения" ГОСТ 31508-2012 "Изделия медицинские. Классификация в зависимости от потенциального риска применения. Общие требования" положения указанного стандарта применяют при проведении регистрации и сертификации МИ для определения объемов работ, правил и процедур контроля над соответствием МИ и систем качества их производства требованиям нормативных документов.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления в аукционной документации указанных требований к поставляемым товарам.
Таким образом, установление Заказчиком в технической части аукционной документации требований к указанным параметрам нарушает п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком установлено неправомерное требование к определенному виду микроорганизмов "Вид микроорганизма: Geobacillus stearother-mophilus ВКМ В-718" к поставляемому товару по п.37 "Индикатор автономный биологический одноразовый для контроля стерилизации парами перекиси водорода" без возможности поставки товара с эквивалентными типами спор, поскольку весь список микроорганизмов выполняет одну функцию в составе индикатора.
Комиссией Управления установлено, что согласно положениям п.4.2.2 ГОСТ ISO 11138-1-2012 "Стерилизация медицинской продукции. Биологические индикаторы. Часть 1. Технические требования" тест-микрорганизмы, используемые для изготовления инокулированных носителей, должны принадлежать к определенному штамму, взятому из обязательной коллекции культур, и однозначно идентифицироваться с эталонным номером этой культуры.
Кроме того, согласно инструкции по применению индикаторов биологических одноразовых для контроля воздушной стерилизации "БоиТЕСТ-В1-ВИНАР" N154.422.12ИП, РУ N ФСР 2012/14117 от 22.06.2015, в соответствии с ГОСТ ISO 11138-1-2012 и ISO 11138-4:2006 (Е) в качестве тест-микроорганизмов могут применяться и другие штаммы Bacillus licheniformis, либо Bacillus atrophaeus, либо Bacillus subtilis, обладающие эквивалентными свойствами.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления в аукционной документации указанных требований к поставляемым товарам.
Таким образом, установление Заказчиком в технической части аукционной документации требований к указанным параметрам нарушает п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
4. Заявитель в жалобе указывает на установление Заказчиком неправомерного требования "В упаковке: индикатор биологический - не менее 24 шт." к поставляемому товару по п.37 "Индикатор автономный биологический одноразовый для контроля стерилизации парами перекиси водорода", поскольку потребности Заказчика соответствует товар единственного производителя ООО "ВИНАР".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить какие индикаторы в части количества штук в упаковке, помимо указанных в жалобе, отвечают потребности Заказчика.
Таким образом, установление Заказчиком в технической части аукционной документации требований к указанным параметрам нарушает п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
5. По мнению Заявителя, требования к характеристикам поставляемых товаров, указанных в технической части аукционной документации, являются излишне завышенными, конкретные показатели которых не указываются производителями в открытых источниках, а также в товаро-сопроводительных документах, что препятствует корректному формированию и подаче заявки на участие в аукционе, поскольку не представляется возможным достоверно указать значения таких характеристик, в частности: "Прочность на растяжение в сухом состоянии в машинном направлении не менее 2,3 кН/м", "Прочность на растяжение в сухом состоянии в поперечном направлении более 1,6 кН/м", "Прочность на растяжение во влажном состоянии в машинном направлении более 0,6 кН/м", "Прочность на растяжение во влажном состоянии в поперечном направлении, более 0,5 кН/м", "Прочность на продавливание, 180-200 кПа", "Пористость, не менее 25 мкм", "рН водного экстракта 5-8", "Содержание сульфатов менее 0,25%", "Содержание хлоридов не более 0,05%", "Флюоресценция - 0%".
Комиссией Управления установлено, что конкретные значения по вышеуказанным и подобным характеристикам не представляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и приводит к ограничению количества участников закупки. Кроме того, обжалуемые значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его характеристик путем проведения лабораторных испытаний приводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено документов и сведений, подтверждающих возможность указания конкретных показателей вышеуказанных характеристик в составе первой части заявки без проведения испытаний конкретной партии товара.
Таким образом, установление Заказчиком в технической части аукционной документации требований к указанным параметрам нарушает п.1,2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
6. Согласно доводу жалобы, Заказчиком неправомерно объединены в 1 лот товары как включенные в перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 341 "О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта" (далее - постановление Правительства РФ N341), так и не включенные в указанный перечень.
Комиссией Управления установлено, что объектом закупки является закупка товаров, обладающих следующими кодами ОКПД2: 17.22.12.130; 17.23.13.110; 20.59.52.192; 22.22.19.000, вместе с тем коды ОКПД2 17.22.12.130 и 22.22.19.000 включены в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ N341, при этом товары с кодами ОКПД2 17.23.13.110 и 20.59.52.192 не включены в указанный перечень.
Согласно ч.3 ст. 29 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), Заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни.
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона Заказчиком не установлены преимущества организациям инвалидов в соответствии с постановлением Правительства РФ N341.
Согласно п.5.1 постановления Правительства РФ N341 предметом одного контракта (одного лота) не могут быть товары, работы, услуги, включенные в перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов, утвержденный постановлением Правительства РФ N341, и не включенные в него.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что объединение в один лот Заказчиком товаров, включенных в перечень в соответствии с положениями постановления Правительства РФ N341, и не включенных в него нарушает ч.3 ст.29 Закона о контрактной системе.
7. Заявитель в жалобе указывает на то, что Заказчиком установлено требование о предоставлении при поставке товаров копий сертификатов в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии", что, по мнению Заявителя, является ограничением количества участников закупки, поскольку не все товары соответствующие требованиям аукционной документации обладают требуемыми сертификатами, при этом, все поставляемые товары обладают в силу действующего законодательства регистрационными удостоверениями.
Комиссией Управления установлено, что согласно пп. "в" п.6.1 раздела 6 "Порядок приемки товара" проекта государственного контракта при приемки товаров Заказчик осуществляет проверку наличия необходимых документов (копий документов) на товар, а именно: "Регистрационных удостоверений, документов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии".
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать потребность в установлении требования об обязательном предоставления при поставке товаров заверенных копий добровольных сертификатов соответствия.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования к товарам установлены в нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
8. По мнению Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к поставляемым товарам, вводящие участников закупки в заблуждение, а также препятствующие корректному формированию и подачи заявки на участие в аукционе, а именно: п.10 "Бумага крепированная мягкая для медицинской воздушной, паровой, газовой и радиационной стерилизации": "Упаковка должна иметь маркировку на русском, на которой должно быть указано: наименование товарам (в том числе содержащее текст "мягкая").
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика представил информацию от производителей (поставщиков) бумаги крепированной, согласно которой указанную бумагу подразделяют на следующие подвиды: стандартная, мягкая, усиленная, из нетканого материала.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих установление Заказчиком неправомерных требований к товарам, вводящих участников закупки в заблуждение, а также препятствующих корректному формированию и подачи заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что указанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
9. Согласно доводу жалобы, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам по пп.12, 15, 17, 19, 20, 21, 22, 23, 25, 26, 27: "На пакетах в зоне боковых швов должны быть нанесены следующие обозначения: товарный знак (при наличии), маркировка размера, направления вскрытия упаковки, запрет на использование в случае повреждения упаковки, номер партии продукции, дата начала/окончания срока годности".
Комиссией Управления установлено, что положениями ГОСТ ISO 11607-2011 "Упаковка для медицинских изделий, подлежащих финишной стерилизации. Общие требования" не установлены требования о нанесении номера партии продукции и даты окончания срока годности в зоне боковых швов.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления в аукционной документации указанных требований к поставляемым товарам.
Таким образом, установление Заказчиком в технической части аукционной документации требований к указанным параметрам нарушает п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
10. Заявитель в жалобе указывает на то, что Заказчиком установлены неравномерные требования к товарам по пп.10, 30, 31, 33, 53, 56, 57, а именно: "Срок сохранения стерильности в двойной упаковке из бумаги крепированной мягкой должен составлять не менее 12 месяцев", "Срок сохранения стерильности не менее 9 месяце", поскольку согласно методическим указаниям по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения, утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации, стерилизация паровым методом обеспечивает срок сохранения стерильности - 20 суток, воздушным методов - 20 суток соответственно.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления в аукционной документации указанных требований к поставляемым товарам.
Таким образом, установление Заказчиком в технической части аукционной документации требований к указанным параметрам нарушает п.1,2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "РосФарМ" на действия ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам, а также в части объединения в один лот товаров, включенных в перечень согласно постановлению Правительства РФ N341, и невключенных в него.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.3 ст.29, пп.1,2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Д.С. Грешнева
Члены Комиссии К.А. Сомов
Д.А. Сологов
Исп. Сомов К.А. (495) 784-75-05 (077-178)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 30 августа 2018 г. N 2-57-10735/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.09.2018