Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок С.Ш. Степановой,
при участии представителя Администрации поселения Филимонковское:
Т.Ю. Григорьевой,
в отсутствие представителей ООО "Аванстрой", уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 31.08.2018
N ТФ/41850/18,
рассмотрев жалобу ООО "Аванстрой" (далее - Заявитель) на действия Администрации поселения Филимонковское (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту объектов дорожного хозяйства по следующим объектам: дорога внутри населенного пункта, дер. Середнево, дер. Верхнее Валуево, ул.5-я Валуевская, дер. Верхнее Валуево, ул. Лесная, дер. Верхнее Валуево, ул. 4-я Валуевская, подъездная дорога к кладбищу дер. Середнево, подъездная дорога к СНТ "Черный луг", дер. Нижнее Валуево, ул. Еловая, дер. Бурцево, подъездная дорога к СНТ "Родничек", дер.Верхнее Валуево, дер.Пушкино, подъездная дорога к СНТ "Строитель" (Закупка N0148300014718000011) (далее - электронный аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в формировании аукционной документации в нарушение требований Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 31.08.2018
N ТФ/41850/18.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы жалобы о неправомерном установлении в аукционной документации по п.2 "Камни бетонные бортовые" показателя "расход стали на один камень", поскольку, в соответствии с положениями Таблицы 16 ГОСТ 6665-91 "Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия", требования о соответствии которому установлены в аукционной документации, расход стали на один камень зависит от марки камня. При этом положения ГОСТ 6665-91 описывают, что марка камня содержит обозначение типа камня, длину, высоту и ширину камня в сантиметрах.
Таким образом, например, для камня типа БР длиной 1000 мм, высотой 300 мм, и шириной 150 мм условное обозначение марки камня является БР100.30.15, в связи с чем, на основании таблицы 16 ГОСТ 6665-91, расход арматурной стали класса А-I составляет 0,32 кг.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе, лица права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что формировании требований к данному товару руководствовался таблицей 12 ГОСТ 6665-91, согласно которой значения расход стали на один камень отличаются от показателей таблицы 16 ГОСТ 6665-91.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что расход стали на один камень по таблице 12 также зависят от марки камня.
Таким образом, при указании участником закупки размеров камня, а также с учетом выраженного согласия участника закупки на выполнение работ на условиях аукционной документации с использованием товара, соответствующего требованиям ГОСТ, Заказчику заведомо известны значения расхода стали на один камень.
Также Заявитель указывает на неправомерные требования по п.2 "Камни бетонные бортовые" по показателю "масса петель на 1 камень", поскольку в соответствии с Таблицей 15 ГОСТ 6665-91, масса петель на 1 камень зависит от марки изделия.
Так, например, в аукционной документации по п.2 "Камни бетонные бортовые" установлено: "Петли: П1, П2; П1, П3; П1". Таким образом, согласно положениям Таблицы 15 ГОСТ 6665-91, для марки П1 масса петель на 1 камень равна 0,16 кг.
Таким образом, при указании участником закупки марки петель, а также с учетом выраженного согласия участника закупки на выполнение работ на условиях аукционной документации с использованием товара, соответствующего требованиям ГОСТ, Заказчику заведомо известны значения масса петель на 1 камень.
Вместе с тем представитель Заказчика затруднился пояснить установление требований к данному товару подобным образом, в связи с чем Комиссия Управления приходит к выводу, что установление требований подобным образом вводят в заблуждение участников закупки и препятствуют формированию заявки на участие в аукционе.
Также Заявитель обжалует неправомерное установление требований к параметрам применяемого при выполнении работ товара по п.7 "Щебень для строительных работ", в частности, "Содержание зерен слабых пород не более 15 % по массе".
Согласно положениям п.4.5 ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия", содержание зерен слабых пород в щебне и гравии в зависимости от вида горной породы и марки по дробимости не должно быть более указанного в таблице 7.
Таким образом, с учетом положений Инструкции по заполнению заявки (слова "не более" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему), участнику закупки не представляется возможным указать конкретный показатель.
Аналогичные требования установлены в технической части аукционной документации к показателю "содержание глины в комках".
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе, на заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено документов и сведений, подтверждающих, что участники закупки при формировании первой части заявки на участие в аукционе имеют возможность указать конкретные значения вышеуказанных характеристик применяемых товаров без проведения испытаний определенной партии товара.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при установлении неправомерных требований к товарам, что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
2. Согласно доводам жалобы, в технической части аукционной документации предъявлены требования к товару по п.5 "Смесь асфальтобетонная мелкозернистая", а именно: "тип смеси: А;В", при этом Заявитель указывает, что данный товар с типом B не содержатся в сметном расчете, что не позволяет участнику закупки определить количество используемых материалов, необходимых при выполнении работ.
В соответствии с п.2 ст.42 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления установлено, что сметная документация содержит расчет вышеуказанного необходимого при выполнении работ товара.
При этом Комиссия Управления отмечает, что сметная документация является обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, в то время как требования о качественных, технических и функциональных характеристиках требуемых при выполнении работ товаров установлены Заказчиком в Приложении N 1 к Техническому заданию.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих данный довод жалобы, а также свидетельствующих о невозможности определения участниками закупки количества используемых материалов, необходимых при выполнении работ.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Аванстрой" на действия Администрации поселения Филимонковское обоснованной в части неправомерного установления требований к товарам по п.2 "Камни бортовые", п.7 "Щебень для строительных работ".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в Арбитражном суде г. Москвы в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ, в течение 3 (трех) месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии: Д.С. Грешнева
Члены Комиссии: Е.А. Миронова
С.Ш. Степанова
Исп. Е.А. Миронова
8-495-784-75-05, доб.077-179
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 3 сентября 2018 г. N 2-57-10958/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.09.2018