Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - Главного государственного инспектора отдела проверок государственных закупок Д.С. Грешневой,
Членов Комиссии:
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок С.Ш. Степановой,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок К.А. Сафиуллиной,
при участии представителей: М.И. Прыневой, А.В. Смирнова, Н.В. Артемовой,
ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России: О.Э. Черных,
ООО "Альтернатива": Т.С. Маркиной,
рассмотрев жалобу ООО "Альтернатива" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку офисной мебели для нужд Филиала ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России в Республике Башкортостан (Закупка N0337100017718000148) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N ТФ/40283/18 от 21.08.2018) документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся в неправомерном признании заявки победителя ООО "СПУТНИК СТИЛЬ ТРЕЙДИНГ" (заявка N 207) на участие в аукционе соответствующей требованиям аукционной документа, а также в неправомерном признании всех вторых частей заявок соответствующими требованиям аукционной документации, поскольку Заявитель сомневается, что в составе всех вторых частей поданных заявок предоставлены документы согласно Постановлению Правительства РФ от 05.09.2017 N 1072 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства N 1072).
1. В составе жалобы Заявитель обжалует действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся в неправомерном признании заявки победителя ООО "СПУТНИК СТИЛЬ ТРЕЙДИНГ" (заявка N 207) на участие в аукционе соответствующей требованиям аукционной документации, поскольку снижение цены Победителя составило 46% ввиду чего, по мнению Заявителя, победитель аукциона предложил Заказчику, некачественный, и в следствие более дешевый товар, несоответствующий требованиям Заказчика, отраженным в документации об аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0337100017718000148-3 от 14.08.2018 все вторые части заявок поданные на участие в аукционе, а именно, заявки N 207, N53, N255 и N226 признаны соответствующими требованиям аукционной документации, победителем признано ООО "СПУТНИК СТИЛЬ ТРЕЙДИНГ" (заявка N 207).
В соответствии с п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком в технической части аукционной документации установлены требования к максимальным и (или) минимальным значениям показателей, а также к значениям показателей, которые не могут изменяться для поставляемых товаров.
В соответствии с ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в первой части заявки N 207 дано согласие на поставку товаров на условиях аукционной документации, а также указаны конкретные показатели товаров соответствующие значениям, установленным аукционной документацией, ввиду чего, у аукционной комиссии Заказчика отсутствовали правовые основания для признания указанной заявки не соответствующей требованиям аукционной документации.
На основании ч.1 ст.67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе, установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредставления информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Таким образом, в силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако, в составе жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о несоответствии указанных в заявке N207 параметрах товаров требованиям аукционной документации, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют основания для признания Заказчиком нарушившим требования Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований.
Комиссия Управления также отмечает, тот факт, что Победителем предложена цена контракта ниже начальной (максимальной) цены контракта на 46% не может свидетельствовать о предложении в составе первой части заявки такого участника товаров не соответствующих требованиям аукционной документации.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
2. На заседании Комиссии Управления также рассмотрен довод жалобы относительно неправомерного признания всех вторых частей заявок (N 207, N53, N255 и N226) соответствующими, поскольку, по мнению Заявителя в составе указанных заявок могут быть не представлены документы по перечню постановления Правительства N 1072.
Согласно п.7 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 Закона о контрактной системе, указываются, в частности, условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
На основании ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
В силу ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства N 1072 установлен запрет на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, по перечню согласно приложению.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона Заказчиком указан следующий код по ОКПД2: 31.01.12.190, который в свою очередь входит в группировку кода по ОКПД2 31.01.12 "Мебель деревянная для офисов".
Вместе с тем, в силу приложения к постановлению Правительства N 1072 код по ОКПД2 31.01.12 "Мебель деревянная для офисов" включен в перечень отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 2 постановления Правительства N 1072 установлено, что Подтверждением производства товаров в случаях, указанных в пункте 1 постановления Правительства, является представление следующих документов:
- копия специального инвестиционного контракта, заверенная руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), являющейся стороной указанного контракта;
- акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, определенном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
- заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
- сертификат о происхождении товара (продукции), выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - участника Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. по форме СТ-1, приведенной в приложении 1 к Правилам определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, являющемся неотъемлемой частью Соглашения.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в документации Заказчиком установлен запрет на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, в соответствии с постановлением Правительства N 1072.
Комиссией Управления установлено, что в пп.е п.2.3.2.3 аукционной документации установлено, что вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Федерального закона N 44-ФЗ, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов:
- копия специального инвестиционного контракта, заверенная руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), являющейся стороной указанного контракта;
или
- акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, определенном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
или
- заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
или
- сертификат о происхождении товара (продукции), выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - участника Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. по форме СТ-1, приведенной в приложении 1 к Правилам определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, являющемся неотъемлемой частью Соглашения).
Также указанным положением аукционной документации установлено, что, при отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с п.6 ч.5 ст.66 Закона о контактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со ст.14 Закона о контактной системе, или копии этих документов.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что, по мнению Заказчика, в случае, если страной происхождения товара является Российская Федерация документы установленные пунктом 2 постановления Правительства N 1072 предоставлять не нужно, поскольку запрет установлен только для иностранных товаров, при этом, в составе всех первых частей заявок продекларирована страна происхождения Россия, Республика Беларусь, кроме того, победителем в составе второй части заявки представлена декларация о соответствии ТС N RU Д- RU.АИ62.В.00576 согласно приложению к которой все предложенные к поставке указанным участником товары произведены в Российской Федерации.
В подтверждение правомерности допуска заявок N 207, N53, N255 и N226 представители Заказчика представили на USB-носителе заявки указанных участников.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления установлено, что победителем (заявка N 207) в составе второй части заявки представлена декларация о соответствии ТС N RU Д- RU.АИ62.В.00576 согласно приложению к которой все предложенные к поставке указанным участником товары произведены в Российской Федерации.
В составе второй части заявки N53 представлены сертификаты о происхождении товара (продукции), выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - участника Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. по форме СТ-1, приведенной в приложении 1 к Правилам определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, являющемся неотъемлемой частью Соглашения (далее - сертификат по форме СТ-1) на все предложенные к поставке товары.
В составе второй части заявки N255 представлен сертификат по форме СТ-1 только на кресла, а также представлена декларация участника о стране происхождения согласно которой предлагаемые к поставке столы эргономичный, тумбы мобильные, подставки под системный блок, гардеробы и шкафы для документов обладают страной происхождения - Российская Федерация, а товар рабочее кресло сотрудника произведен на территории Республики Беларусь.
В составе второй части заявки N226 представлена декларация участника о соответствии товара, оказываемой работы или услуги, согласно которой все предлагаемые к поставке товары произведены на территории Российской Федерации.
Таким образом, по мнению Заказчика, участниками надлежащим образом подтверждена информация о странах происхождения товаров, ввиду чего заявки указанных участников признаны соответствующими как требованиям Закона о контрактной системе и постановления Правительства N 1072 так и требованиям аукционной документации.
Указанные возражения Заказчика не могут быть приняты Комиссией Управления в качестве подтверждения правомерности действий аукционной комиссии Заказчика, ввиду того, что по смыслу постановления Правительства N 1072 участникам закупки необходимо подтвердить соответствие предлагаемых ими к поставке товаров, запрету установленному указанным постановлением, при этом таким подтверждением является предоставление в составе второй части заявки документов установленных пунктом 2 постановления Правительства N 1072. При этом декларации о стране происхождения предлагаемых к поставке товаров и сертификаты, предоставленные в составе вторых частей заявок N 207, N255 и N226 в отношении товаров, не являются документами, подтверждающими факт соответствия установленному запрету, поскольку не предусмотрены в качестве таковых действующим законодательством.
Таким образом, участниками закупки с заявками N 207, N255 и N226 не предоставлены документы, предоставление которых является обязательным в силу требования п.6 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе.
При таких обстоятельствах, учитывая положения постановления Правительства РФ N 1072, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что аукционная комиссия неправомерно признала заявки участников закупки N 207, N255 и N226 соответствующими требованиям документации об аукционе.
В соответствии с ч. 1 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с ч. 19 ст. 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
Таким образом, решение аукционной комиссии Заказчика о соответствии заявок N 207, N255 и N226 требованиям законодательства об осуществлении закупок, а также аукционной документации является неправомерным и принято в нарушение п. 3 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Альтернатива" на действия аукционной комиссии ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России обоснованной в части неправомерного признания соответствующими требованиям законодательства об осуществлении закупок, а также аукционной документации заявок N 207, N255 и N226.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение п. 3 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Д.С. Грешнева
Члены Комиссии С.Ш. Степанова
К.А. Сафиуллина
Исп. Грешнева Д.С. 8 (495) 784-75-05 (доб. 077-181)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 23 августа 2018 г. N 2-57-10498/77-1
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.09.2018