Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - Главного государственного инспектора отдела проверок государственных закупок Д.С. Грешневой,
Членов Комиссии:
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок С.Ш. Степановой,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок К.А. Сафиуллиной,
при участии представителей ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ЦАО": А.К. Теплякова, И.Н. Дюльгарова,
а также в отсутствие представителей ГБУ г. Москвы "Жилищник Мещанского района" и ООО "Аванстрой", о времени, месте рассмотрения уведомлены письмом Московского УФАС России (исх. N ТФ/40285/18 от 21.08.2018),
рассмотрев жалобу ООО "Аванстрой" (далее - Заявитель) на действия ГБУ г. Москвы "Жилищник Мещанского района" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на установку МАФ в рамках благоустройства территории района Мещанский ЦАО г. Москвы (Закупка N0373200081218000679) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По результатам рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N ТФ/40285/18 от 21.08.2018), Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
В жалобе Заявитель также указывает на установление требований к характеристикам товаров и материалов, а именно к следующим товарам: "Профили стальные электросварные квадратного сечения трубчатые", "Смеси асфальтобетонные горячие", "Профили стальные прямоугольного сечения трубчатые", "Сталь полосовая", "Сталь двутаврочная обычная", "Сталь швеллерная обычная общего назначения", "Песок", "Кирпич", "Сталь круглая и квадратная общего назначения", "Арматурные заготовки", которые являются излишне завышенными и зависят от параметров которые указывают все производители, а также являются требованиями, в том числе к сырью (в том числе к химическому составу), из которого изготавливаются товары используемые при выполнении работ, что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку, конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, требуемые значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
Так, например, Заказчиком установлено требование о предоставлении в составе первой части заявки конкретных показателей таких параметров как: наибольший размер минеральных зерен товара "Смеси асфальтобетонные горячие".
Также, например, к товару "Сталь полосовая" Заказчиком установлены требования к параметрам значения которых становятся очевидными при указании в заявке ширины и толщины полосы, а именно, Заказчиком установлено требование о предоставлении в составе первой части заявки конкретных показателей таких параметров как: ширина полосы, толщина полосы и масса 1 метра проката товара "Сталь полосовая", а также установлено требование о соответствии данного товара ГОСТ 103-2006, при этом, такой параметр как масса 1 метра напрямую зависит от ширины и толщины полосы. Таким образом, по мнению Заявителя, участник, выражая согласие на выполнение работ на условия документации, в том числе на соответствие товаров указанным Заказчиком государственным стандартам и указанием ширины и толщины полосы подтверждает, что товар будет соответствовать всем характеристикам которые установлены государственным стандартом для выбранных участником ширины и толщины полосы, поскольку на момент формирования первой части заявки на участие в аукционе участники не могут обладать информацией о всех конкретных значениях для установленных Заказчиком параметров товаров.
В составе жалобы Заявитель указывает на то, что Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, которые могут вводить участников закупки в заблуждение, а также ограничивать количество участников закупки, а именно:
- "Олифа для окраски": олифа: предназначаются для наружных и; или внутренних отделочных работ, при этом, Инструкция по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях, используемых участником закупки товаров (материалов) (далее - Инструкция) не содержит в себе правила чтения требований к параметрам товаров с одновременным использование знака ";" разделяющей союзы "и" и "или".
- "Скамейка без спинки": длина: не менее 3000; высота: не менее 650, что препятствует определению потребности Заказчика поскольку, в указанных параметрах не установлены единицы измерения.
- "Щебень": Фракция щебня (указать значение как предоставил Заказчик в диапазоне): свыше 10 до 15 включительно; свыше 20 до 40 включительно; свыше 10 до 20 включительно; свыше 15 до 20 включительно и свыше 5 до 10 включительно, что согласно доводам жалобы не позволяет однозначно определить потребность Заказчика, а также корректно сформировать первую часть заявки, поскольку согласно инструкции: "В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона, не включая крайние значения".
В силу п.1,п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии Управления, представитель Заказчика согласился с доводами жалобы относительно установления некорректных требований к длине и высоте товара п. "Скамейка без спинки", при этом, представитель Заказчика затруднились пояснить и обосновать, ввиду чего Заказчиком установлены вышеуказанным образом требования к товарам "Профили стальные электросварные квадратного сечения трубчатые", "Смеси асфальтобетонные горячие", "Профили стальные прямоугольного сечения трубчатые", "Сталь полосовая", "Сталь двутаврочная обычная", "Сталь швеллерная обычная общего назначения", "Песок", "Кирпич", "Сталь круглая и квадратная общего назначения", "Арматурные заготовки", "Олифа для окраски", "Щебень".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 1, п.2 ч. 1, ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
5. В составе жалобы Заявитель указывает на то, что Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, которые могут вводить участников закупки в заблуждение, а также ограничивать количество участников закупки, а именно:
- "Профили стальные электросварные квадратного сечения трубчатые" установлены требования к параметру "размер стороны", что по мнению Заявителя является неправомерным, поскольку в ГОСТ 8639-82 указанный параметр звучит как "Наружный размер А".
- "Скамейка "Гусеница" (типа ЛГСД-09)": параметры - Размеры (ДхШхВ): не : длина менее 720 мм; ширина менее 1220 мм; высота менее 700 мм, "Велопарковка": параметры - Размеры (ДхШ) не : длина менее 2400 мм; ширина менее 685 мм; высота более 350 мм, что согласно доводам жалобы также является неправомерным поскольку, в инструкции отсутствуют правила чтения требований к параметрам товаров не установлено как трактовать значение символа ":" перед использованием слов "более" или "менее".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, участникам закупки в том числе Заявителю представляется возможным однозначно определить что именно является размером стороны товара "Профили стальные электросварные квадратного сечения трубчатые", при этом, символ ":" перед использованием слов "более" или "менее" в данном случае не несет в себе никакой смысловой нагрузки.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Таким образом, в силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако, в составе жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о невозможности формирования первой части заявки в соответствии с вышеуказанными требованиями аукционной документации, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют основания для признания Заказчиком нарушившим требования Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что указанные доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Аванстрой" на действия ГБУ г. Москвы "Жилищник Мещанского района" обоснованной в части становления неправомерных требований к товарам "Скамейка без спинки", "Профили стальные электросварные квадратного сечения трубчатые", "Смеси асфальтобетонные горячие", "Профили стальные прямоугольного сечения трубчатые", "Сталь полосовая", "Сталь двутаврочная обычная", "Сталь швеллерная обычная общего назначения", "Песок", "Кирпич", "Сталь круглая и квадратная общего назначения", "Арматурные заготовки", "Олифа для окраски", "Щебень".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, п.2 ч. 1, ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Д.С. Грешнева
Члены Комиссии С.Ш. Степанова
К.А. Сафиуллина
Исп. Грешнева Д.С.
8 (495) 784-75-05 (доб. 077-181)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 23 августа 2018 г. N 2-57-10496/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.09.2018