Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего: Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Заместителя председателя Комиссии - Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Члена Комиссии:
Главного специалиста эксперта отдела обжалования государственных закупок А.С. Спиряковой,
при участии представителя ГБУ г. Москвы "Жилищник района Вешняки": А.С. Бекешева,
а также в отсутствие представителей ООО "ХОЗТОРГ", о времени, месте рассмотрения уведомлены письмом Московского УФАС России (исх. N ТФ/39907/18 от 20.08.2018),
рассмотрев жалобу ООО "ХОЗТОРГ" (далее - Заявитель) на действия ГБУ г. Москвы "Жилищник района Вешняки" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по обустройству ул. Вешняковской в рамках программы безопасности дорожного движения (Закупка N0373200006218000810) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По результатам рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N ТФ/39907/18 от 20.08.2018), Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
1. В составе жалобы Заявитель обжалует установление Заказчиком ограничения, а именно: "закупка осуществляется среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций", что, по мнению Заявителя является неправомерным, поскольку, согласно ч. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации. Таким образом, по мнению Заявителя, деятельность указанных организаций не относится к объекту закупки, ввиду чего указанные ограничения не могут быть установлены Заказчиком.
Статьей 30 Закона о контрактной системе установлены особенности участия субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках, частью 1 указанной статьи установлено, что Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, при этом, указанной статьей не установлено, что закупки у таких субъектов могут проводится Заказчиками исключительно при проведении закупок направленных на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в Российской Федерации.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В составе жалобы также не указаны нормы Закона о контрактной системе, нарушенные, по мнению Заявителя, Заказчиком при установлении вышеуказанных ограничений, ввиду чего Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. В жалобе Заявитель также указывает на установление Заказчиком в технической части аукционной документации неправомерных требований к товарам, которые не являются объектом закупки, а именно к п.2 "болты с шестигранной головкой класса точности А", п.3 "гайки шестигранные класса точности А", п.4 "шайбы", п.5 "бетон тяжелый".
В силу п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика не представил доказательств и сведений, подтверждающих, что вышеуказанные товары включены в расчет начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что установление требований к товарам, не являющимся объектом закупки нарушает положения п.1 ч.1 ст.33, п.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
4. В жалобе Заявитель также указывает на установление требований к характеристикам товаров и материалов, а именно к следующим товарам: п.1 "Дорожное ограждение", п. 2 "Болты с шестигранной головкой класса точности А", п.5 "Бетон тяжелый", которые являются излишне завышенными, а также являются требованиями, в том числе к сырью (в том числе к химическому составу), из которого изготавливаются товары используемые при выполнении работ, что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку, конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, требуемые значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
Так, например, Заказчиком установлено требование о предоставлении в составе первой части заявки конкретных показателей таких параметров как: потеря массы при испытании крупного заполнителя на дробимость в сухом состоянии, содержания активных минеральных добавок в цементе, общее содержание хлоридов в бетоне и другие составляющие смеси бетонной товара п.5 "Бетон тяжелый".
В составе жалобы Заявитель указывает на то, что Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, которые могут вводить участников закупки в заблуждение, а также ограничивать количество участников закупки, а именно:
- п. 1 "Дорожное ограждение": количество горизонтальных перекладин: не менее 2 шт., при этом, рисунку в Форме 2, в дорожном ограждении должно быть ровно 2 горизонтальных перекладины.
- п.2 "Болты с шестигранной головкой класса точности А": радиус под головкой (указать для всех типов болтов): есть; нет, п.3 "Гайки шестигранные класса точности А": опорная шайба: есть; нет, п. 5 "Бетон тяжелый": наличие активных минеральных добавок в цементе: наличие или отсутствие, что согласно доводам жалобы также является неправомерным поскольку, исходя из сути вышеуказанных требований, например к опорной шайбы по п.3 для Заказчика не важно наличие или отсутствие таковой.
- п.2 "Болты с шестигранной головкой класса точности А", п. 3 "Гайки шестигранные класса точности А" Заказчиком установлены требования к параметрам значения которых становятся очевидными при указании в заявках номинальных диметров резьбы. Так, например, Заказчиком установлено требование о предоставлении в составе первой части заявки конкретных показателей таких параметров как: высота головки и диаметр описанной окружности товара п.2 "Болты с шестигранной головкой класса точности А", а также установлено требование о соответствии данного товара ГОСТ 7805-70, при этом, в том числе такие параметры как высота головки и диаметр описанной окружности напрямую зависит от номинального диметра резьбы. Таким образом, по мнению Заявителя, участник, выражая согласие на выполнение работ на условия документации, в том числе на соответствие товаров указанным Заказчиком государственным стандартам и указанием номинального диметра резьбы подтверждает, что товар будет соответствовать всем характеристикам которые установлены государственным стандартом для выбранного участником диаметра, поскольку на момент формирования первой части заявки на участие в аукционе участники не могут обладать информацией о всех конкретных значениях для установленных Заказчиком параметров товаров. Кроме того, Заказчиком установлены требования к параметрам вышеуказанных товаров таким образом, что они позволяют указать в составе заявки конкретные показатели противоречащие положениям указанного стандарта.
- п.2 "Болты с шестигранной головкой класса точности А": диаметр отверстия в стержне: не более 5 не более 0,6, что может вводить участников закупки в заблуждение, а также не позволяет определить потребность Заказчика.
- п. 4 "Шайбы": шайбы для диаметров резьбы крепежной детали: 8,6, что препятствует определению потребности Заказчика поскольку, в указанном параметре не установлены единицы измерения.
В силу п.1,п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии Управления, представитель Заказчика согласился с доводами жалобы относительно установления некорректных требований к диаметру отверстия в стержне товара п.2 "Болты с шестигранной головкой класса точности А", при этом, представитель Заказчика затруднились пояснить и обосновать, ввиду чего Заказчиком установлены вышеуказанным образом требования к товарам п.1 "Дорожное ограждение", п.2 "Болты с шестигранной головкой класса точности А", п.5 "Бетон тяжелый", п.3 "Гайки шестигранные класса точности А" и п. 4 "Шайбы".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 1, п.2 ч. 1, ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
5. В составе жалобы Заявитель указывает на то, что Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, которые могут вводить участников закупки в заблуждение, а также ограничивать количество участников закупки, а именно:
- п.3 "Гайки шестигранные класса точности А": параметры совместимости: должны подходить к болтам, п.4 "Шайбы": параметры совместимости: должны подходить к болтам и гайкам, что по мнению Заявителя является неправомерным, поскольку в данном случае Заказчик могу установить требования только к одному товару, ввиду их сопоставимости.
- п.5 "Бетон тяжелый": содержание активных минеральных добавок в цементе: до 80 или отсутствие, что согласно доводам жалобы также является неправомерным поскольку, исходя из сути вышеуказанного требования для Заказчика не важно наличие или отсутствие активных минеральных добавок в цементе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, Заказчик в праве устанавливать требования как к товару п.3 "Гайки шестигранные класса точности А" так и к товару п.4 "Шайбы", а также пояснил, что для по п.5 "Бетон тяжелый" Заказчиком участникам представляется указать не нормируется исключительно в случае предложения и бетона без активных минеральных добавок в цементе, при этом, в случае выбора участником бетона с указанными добавками, Заказчику необходимо, что бы такие добавки составляли до 80 % по массе.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Таким образом, в силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако, в составе жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о невозможности формирования первой части заявки в соответствии с вышеуказанными требованиями аукционной документации, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют основания для признания Заказчиком нарушившим требования Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что указанный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ХОЗТОРГ" на действия ГБУ г. Москвы "Жилищник района Вешняки" обоснованной в части установления требований к товарам, которые не являются объектом закупки, а также в части установления неправомерных требований к товарам п.2 "Болты с шестигранной головкой класса точности А", п.1 "Дорожное ограждение", п.5 "Бетон тяжелый", п.3 "Гайки шестигранные класса точности А" и п. 4 "Шайбы".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, п.2 ч. 1, ч.2 ст. 33, п.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Л.Н. Харченко
Заместитель Председателя Комиссии Д.С. Грешнева
Член Комиссии А.С. Спирякова
Исп. Грешнева Д.С.
8 (495) 784-75-05 (доб. 077-181)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 августа 2018 г. N 2-57-10370/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.09.2018