Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего: Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Заместителя председателя Комиссии - Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Члена Комиссии:
Главного специалиста эксперта отдела обжалования государственных закупок А.С. Спиряковой,
при участии представителя ГБУ г. Москвы "Жилищник района Вешняки": Е.А. Иванчикова,
а также в отсутствие представителей ООО "ХОЗТОРГ", о времени, месте рассмотрения уведомлены письмом Московского УФАС России (исх. N ТФ/39908/18 от 20.08.2018),
рассмотрев жалобу ООО "ХОЗТОРГ" (далее - Заявитель) на действия ГБУ г. Москвы "Жилищник района Вешняки" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по установке пешеходного ограждения и обустройства нерегулируемого пешеходного перехода (Закупка N0373200006218000812) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По результатам рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N ТФ/39908/18 от 20.08.2018), Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
1. В составе жалобы Заявитель обжалует установление Заказчиком ограничения, а именно: "закупка осуществляется среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций", что, по мнению Заявителя является неправомерным, поскольку, согласно ч. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации. Таким образом, по мнению Заявителя, деятельность указанных организаций не относится к объекту закупки, ввиду чего указанные ограничения не могут быть установлены Заказчиком.
Статьей 30 Закона о контрактной системе установлены особенности участия субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках, частью 1 указанной статьи установлено, что Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, при этом, указанной статьей не установлено, что закупки у таких субъектов могут проводится Заказчиками исключительно при проведении закупок направленных на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в Российской Федерации.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В составе жалобы также не указаны нормы Закона о контрактной системе, нарушенные, по мнению Заявителя, Заказчиком при установлении вышеуказанных ограничений, ввиду чего Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. В жалобе Заявитель также указывает на установление Заказчиком в технической части аукционной документации неправомерных требований к товарам, которые не являются объектом закупки, а именно к п. 4 "гвозди строительные", п. 17 "болты с шестигранной головкой (в комплекте с гайками и шайбами)", п. 25 "болты с шестигранной уменьшенной головкой с фланцем", п. 18 "мешковина", п. 19 "лента полимерная", п. 20 "доски хвойных пород обрезные", п. 10 "эмульсии битумные дорожные", п. 3 "раствор строительный тип 1", п. 5 "раствор строительный тип 2", п. 7 "раствор строительный тип 3".
В силу п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные товары являются объектом закупки, используются при при выполнении работ, а также предоставил сметный расчёт, в котором, во вкладке ресурсная ведомость учтены как вышеуказанные товары так и работы при выполнении которых необходимы вышеуказанные товары.
В составе жалобы, а также на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов, подтверждающих обоснованность данного довода жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
4. В составе жалобы Заявитель так же указывает на то, что аукционная документация содержит противоречия в части гарантийного срока гарантийного срока, поскольку согласно 5.4 технического задания гарантийный срок составляется 12 (двенадцать) месяцев со дня подписания Акта сдачи-приемки работ Заказчику, при этом, п. 8.2.1 проекта контракта установлен гарантийный срок 24 месяца с даты подписания акта о приемке выполненных работ.
В жалобе Заявитель также указывает на установление требований к характеристикам товаров и материалов, а именно к следующим товарам: п.11 "Бетон тяжелый", п. 13 "Смеси бетонные", п. 14 "Земля растительная (грунт питательный)", п. 16 "Краска дорожная", п.8 "Смеси асфальтобетонные горячие песчаные", которые являются излишне завышенными, а также являются требованиями, в том числе к сырью (в том числе к химическому составу), из которого изготавливаются товары используемые при выполнении работ, что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку, конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, требуемые значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
Так, например, Заказчиком установлено требование о предоставлении в составе первой части заявки конкретных показателей таких параметров как: содержание отдельных фракций крупного заполнителя в составе бетона товара п.11 "Бетон тяжелый", а также например пористости, объемной массы древесных отходов и содержания балластных инородных механических включений: включения камней и других посторонних предметов более 0,5 см; включения камней и других посторонних предметов менее 0,5 см товара п. 14 "Земля растительная (грунт питательный)".
В составе жалобы Заявитель указывает на то, что Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, которые могут вводить участников закупки в заблуждение, а также ограничивать количество участников закупки, а именно:
- п. 1 "Смеси асфальтобетонные горячие", п. 11 "Бетон тяжелый" Заказчиком установлены требования к параметрам значения которых становятся очевидными при указании в заявках типов смесей а также . Так, например, Заказчиком установлено требование о предоставлении в составе первой части заявки конкретных показателей таких параметров как: содержание в смеси минеральных материалов товара п. 1 "Смеси асфальтобетонные горячие", а также установлено требование о соответствии данного товара ГОСТ 9128-2013, при этом, в том числе такой параметр как содержание в смеси минеральных материалов напрямую зависит от вида и типа смеси. Таким образом, участник, выражая согласие на выполнение работ на условия документации, в том числе на соответствие товаров указанным Заказчиком государственным стандартам и указанием вида и типа смеси подтверждает, что товар будет соответствовать всем характеристикам которые установлены государственным стандартом для выбранного участником вида и типа смеси, поскольку на момент формирования первой части заявки на участие в аукционе участники не могут обладать информацией о всех конкретных значениях для установленных Заказчиком параметров товаров. Кроме того, Заказчиком установлены требования к параметрам вышеуказанных товаров таким образом, что они позволяют указать в составе заявки конкретные показатели противоречащие положениям указанного стандарта.
- п. 4 "Гвозди строительные": условный диаметр стержня: 1.8, 3.0; 1.6; 2.5, 2.0 мм; длина гвоздя: от 25 до 80 мм, что согласно доводам жалобы препятствует корректному формированию первой части заявки, поскольку согласно установленным требованиям участникам закупки представляется возможным указать например длину гвоздя 30 мм, при этом, таблицей 1 ГОСТ 4028-63 такая длина не предусмотрена.
- п. 1 "Смеси асфальтобетонные горячие": использование ПАВ: используется; не используется, п.8 "Смеси асфальтобетонные песчаные горячие": наличие в составе смеси природного песка: наличие; отсутствие; наличие в составе смеси песка из отсевов дробления: наличие; отсутствие; п. 11 "Бетон тяжелый": воздухововлекающие добавки: применяются или не применяются, п.13 "Смеси бетонные": наличие воздухововлекающих (газообразующих) добавок в смеси: наличие; отсутствие, что согласно доводам жалобы также является неправомерным поскольку, исходя из сути вышеуказанных требований, например к использованию ПАВ по п.11 для Заказчика не важно наличие или отсутствие таковых.
В силу п.1,п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии Управления, представитель Заказчика согласился с доводами жалобы относительно установления противоречивых гарантийных сроков и пояснил, что верный гарантийный срок указан в техническом задании, а также неправомерных требований к химическому составу товаров п. 14 "Земля растительная (грунт питательный)" и п.8 "Смеси асфальтобетонные горячие песчаные", при этом, представитель Заказчика затруднился пояснить и обосновать, ввиду чего Заказчиком установлены вышеуказанным образом требования к товарам п.11 "Бетон тяжелый", п. 13 "Смеси бетонные", п. 14 "Земля растительная (грунт питательный)", п. 16 "Краска дорожная", п.8 "Смеси асфальтобетонные горячие песчаные", п. 1 "Смеси асфальтобетонные горячие", п. 4 "Гвозди строительные".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 1, п.2 ч. 1, ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
5. В составе жалобы Заявитель указывает на то, что Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, которые могут вводить участников закупки в заблуждение, а также ограничивать количество участников закупки, а именно:
- п. 1 "Смеси асфальтобетонные горячие": дорожно-климатическая зона: II; для приготовления смесей и асфальтобетонов применяют битум марки: БНД 40/60 или БНД 60/90 или БНД 90/130 или БНД 130/200, что по мнению Заявителя является неправомерным, поскольку согласно ГОСТ 22245-90 для второй дорожно-климатической зоны битум марки БНД 40/60 не применяется.
- п. 8 "Смеси асфальтобетонные песчаные горячие": тип смеси: Д или Г; марка: от I* до III*, что согласно доводам жалобы также является неправомерным, поскольку в силу ГОСТ 9128-2013 для типа Д марка I не предусмотрена.
- п.16 "Краска дорожная": цвет: белый, что по мнению Заявителя также является неправомерным, поскольку в соответствии с размещенными заказчиком сметами краска должна использоваться исключительно желтого цвета.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно таблице 1 ГОСТ 22245-90 для второй дорожно-климатической зоны битум марки БНД 40/60 также применяется, при этом, представитель Заказчика также пояснил, что Заказчиком по п. 8 "Смеси асфальтобетонные песчаные горячие" допускается указать марку I, поскольку в силу таблицы 1 ГОСТ 9128-2013 указанная марка предусмотрена для типа смеси Г, а также предоставил ресурсную ведомость согласно которой при выполнении работ также используется белая краска, а именно, при нанесении дорожной разметки (обоснование 1.1-1-517).
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Таким образом, в силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако, в составе жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о невозможности формирования первой части заявки в соответствии с вышеуказанными требованиями аукционной документации, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют основания для признания Заказчиком нарушившим требования Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что указанный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ХОЗТОРГ" на действия ГБУ г. Москвы "Жилищник района Вешняки" обоснованной в части установления противоречивых требований гарантийному сроку, а также в части установления неправомерных требований к товарам п. 14 "Земля растительная (грунт питательный)", п.8 "Смеси асфальтобетонные горячие песчаные", п.11 "Бетон тяжелый", п. 13 "Смеси бетонные", п. 14 "Земля растительная (грунт питательный)", п. 16 "Краска дорожная", п. 1 "Смеси асфальтобетонные горячие", п. 4 "Гвозди строительные".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, п.2 ч. 1, ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Л.Н. Харченко
Заместитель Председателя Комиссии Д.С. Грешнева
Член Комиссии А.С. Спирякова
Исп. Грешнева Д.С. 8 (495) 784-75-05 (доб. 077-181)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 августа 2018 г. N 2-57-10367/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.09.2018