Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия)
при участии представителей:
- заказчика в лицеАдминистрации городского округа Дегтярск,
- заявителя в лицеООО ИСК "Энергия",
- заинтересованного лица ООО "ПСК Спецконструкция",
-в отсутствиеуполномоченного органа в лице Муниципального казенного учреждения "Централизованная бухгалтерия городского округа Дегтярск", уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО ИСК "Энергия"(624090, Свердловская обл., г. Верхняя Пышма, пр.Успенский, 125, оф. 1) о нарушении заказчиком в лице Администрации городского округа Дегтярск(623270, Свердловская обл., г. Дегтярск, ул. Калинина, 50), уполномоченным органом в лице Муниципального казенного учреждения "Централизованная бухгалтерия городского округа Дегтярск" (623270, Свердловская обл., г. Дегтярск, ул. Калинина, 50), закупочной комиссией при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на разработку проектно-сметной документации на строительство школы на 700 мест (извещение N 0362300301818000053) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО ИСК "Энергия" (вх. N 01-18383 от 28.08.2018 г.) о нарушении заказчиком в лице Администрации городского округа Дегтярск, уполномоченным органом в лице Муниципального казенного учреждения "Централизованная бухгалтерия городского округа Дегтярск", его комиссией при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на разработку проектно-сметной документации на строительство школы на 700 мест (извещение N 0362300301818000053)Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что положения конкурсной документациинарушают нормы Закона о контрактной системе, просит признать жалобу обоснованной.
Представитель заказчикас доводами жалобы не согласилась, просила признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
09.08.2018 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого конкурса N 0362300301818000053и документация на разработку проектно-сметной документации на строительство школы на 700 мест.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 8 012 000,00 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 99 Закона о контрактной системе и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий, в том числе, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами.
Согласно п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении:
3) обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
Таким образом, у Комиссии отсутствуют полномочия для рассмотрения по существу довода жалобы относительно занижения заказчиком стоимости работ по разработке проектной документации.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, размер обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, а также условия банковской гарантии (в том числе срок ее действия).
В соответствии с ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системезаказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктом 15 части 2 конкурсной документации установлено, что обеспечение исполнения Контракта предоставляется по выбору участника закупки, в соответствии с требованиями законодательства РФ, в том числе в виде:
1) предоставления банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, при этом срок действия банковской гарантии должен быть до 31.12.2018 года (подробнее о банковской гарантии см. часть 11 данного раздела).
Вместе с тем, согласно пп. 5 п. 16 части 2 конкурсной документации срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения исполнения контракта, должен быть до 31.12.2019 года.
Таким образом, Комиссией установлено, что в нарушение ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе заказчиком некорректно установлено требование к сроку действия банковской гарантии, а именно, положения конкурсной документации содержат противоречия относительно требований к сроку действия банковской гарантии.
В данных действиях заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Описание объекта закупки установлено заказчиком в ч. 7 конкурсной документации.
Пунктом 10 части 7 конкурсной документации установлено, что заключение договора и оплату государственной экспертизы производит Подрядчик.
Вместе с тем, согласно п. 13 ч. 7 конкурсной документации прохождение экспертизы оплачивается заказчиком.
Таким образом, в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчиком некорректно установлено описание объекта закупки, а именно, описание объекта закупки в конкурсной документации содержит противоречия относительно определения стороны, оплачивающей государственную экспертизу.
В данных действиях заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия (характеризующегося как стоимостного и нестоимостного критерия), устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил, для оценки заявок, в документации о закупке устанавливаются критерии оценки, включая:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки: цена контракта;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 10, пункту 11 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки, при этом, для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям. Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Частью 3 конкурсной документации установлены критерии оценки заявок на участие в закупке:
- цена контракта (значимость критерия 60%);
- квалификация участников конкурса (значимость критерия 10%);
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (значимость критерия 30%).
Пунктом 2 части 3 конкурсной документации определен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, согласно которому показателями нестоимостного критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" является, в том числе:
Наименование предмета оценки |
Значение предмета оценки |
Количество баллов |
Предварительный эскизный проект |
В совокупности: Один вариант проекта. Выполнение эскизного проекта в соответствии с требованиями. |
0 - 50 баллов |
В совокупности: Два и более вариантов проекта Выполнение вариантов эскизных проектов в соответствии с требованиями. |
0 -100 баллов |
|
Отсутствие эскизного проекта или выполнение проекта не в соответствии с требованиями |
0 баллов |
Требования к предварительному эскизному проекту:
При разработке эскизного проекта следует руководствоваться нормами СанПиН применительно к образовательным учреждениям, иными действующими нормативными документами и стандартами проектирования образовательных учреждений.
Эскиз должен отражать и содержать:
- размещение здания школы на отведенном земельном участке, с учетом особенностей участка, в соответствии с действующими нормами к ориентации здания школы, в том числе к нормам освещения (естественного и искусственного), инсоляции.
- размещение спортивного ядра (спортзал/ы, спортплощадка/и, иное) для организации образовательного процесса на отведенном земельном участке;
- планировочные решения этажей здания школы с учетом требований технического задания к наполняемости учеников и набору учебных помещений. На эскизе следует указать наименования и площадь кабинетов/иных помещений в соответствии с требуемым набором помещений;
- цветовые решения всех фасадов (не менее трех вариантов цветового решения);
- перспективные виды здания школы (виды с не менее, чем пяти точек).
Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по показателям, предусмотренным критерием "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по каждому из указанных показателей (п.26 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от28 ноября 2013 г. N 1085).
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснила, что показатель оценки "предварительный эскизный проект" не имеет привязки к территории указанной в техническом задании, данный показатель установлен с целью определения способности участника закупки выполнить эскизный проект в соответствии с требованиями действующего законодательства, ввиду чего довод заявителя о необходимости включения в конкурсную документацию информации требуемой для разработки предварительного эскизного проекта школы не находит своего подтверждения.
Таким образом, критерии оценки заявок установлены заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, порядок оценки по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" позволяет присвоить баллы при оценке заявки участников закупки.
Кроме того, в соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, доказательств о том, что показатель "Предварительный эскизный проект"может повлиятьна допуск участников к закупке со стороны заявителя представлено не было.
Таким образом, довод заявителя не находит своего подтверждения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. ЖалобуООО ИСК "Энергия" признать частично обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Администрации городского округа Дегтярск выявлены нарушения ч. 3 ст. 96, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. В действиях уполномоченного органа в лице Муниципального казенного учреждения "Централизованная бухгалтерия городского округа Дегтярск", конкурсной комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
4. Заказчику в лице Администрации городского округа Дегтярск, уполномоченному органу в лице Муниципального казенного учреждения "Централизованная бухгалтерия городского округа Дегтярск", конкурсной комиссиивыдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица утвердившего конкурсную документацию с документами удостоверяющими личность, а так же документами подтверждающие полномочия на действия по утверждению документации N 0362300301818000053 на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков,3, 4 этаж с объяснением по факту выявленного нарушения _____ ____________ 2018 г. в ______.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ N 1377-З
Об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
г. Екатеринбург 03.09.2018 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок
на основании своего решения N 1377-З от 03.09.2018 г.,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчикув лице Администрации городского округа Дегтярск,уполномоченному органу в лице Муниципального казенного учреждения"Централизованная бухгалтерия городского округа Дегтярск", конкурсной комиссиив срок до 17.09.2018 года устранить нарушения Закона о контрактной системе, допущенные при проведении открытого конкурса N 0362300301818000053, путем отмены составленных протоколов, внесения изменений в конкурсную документацию в части установленных решением N 1377-З от 03.09.2018г.нарушений и продления срока для подачи заявок в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
2. Заказчикув лице Администрации городского округа Дегтярск,уполномоченному органу в лице Муниципального казенного учреждения"Централизованная бухгалтерия городского округа Дегтярск" в срок до 24.09.2018 г. представить в Свердловское УФАС России копию документа, подтверждающего выполнение пункта 1 настоящего предписания, в том числе посредством факсимильной связи: (343) 377-00-84 или на адрес электронной почты: to66@fas.gov.ru.
Комиссия Свердловского УФАС России обращает внимание, что частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок предписания предусмотрена административная ответственность.
Настоящее Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 3 сентября 2018 г. N 1377-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.09.2018