Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Меркулова Н.С. - руководителя Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Умеровой Р.Р - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Федотова А.В. - специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,
в присутствии представителя ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" Алюниной В.С. (доверенность N32-ЮК от 14.03.2018), в отсутствие заявителя ООО "Контракт" (надлежащим образом уведомлено), рассмотрев жалобу ООО "Контракт" на действия государственного заказчика ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на содержание действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения на II п. 2018 г. - I п. 2023 г. Автомобильная дорога общего пользования федерального значения Р-22 "Каспий" от автомобильной дороги М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань на участке км 1205+160 - км 1384+630, Астраханская область. (номер извещения: 0318100043418000156), на основании статей 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 22.08.2018 поступила жалоба ООО "Контракт" (далее - Заявитель) на действия государственного заказчика ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на содержание действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения на II п. 2018 г. - I п. 2023 г. Автомобильная дорога общего пользования федерального значения Р-22 "Каспий" от автомобильной дороги М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань на участке км 1205+160 - км 1384+630, Астраханская область. (номер извещения: 0318100043418000156).
По мнению Заявителя, аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
08.08.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на содержание действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения на II п. 2018 г. - I п. 2023 г. Автомобильная дорога общего пользования федерального значения Р-22 "Каспий" от автомобильной дороги М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань на участке км 1205+160 - км 1384+630, Астраханская область. (номер извещения: 0318100043418000156) и документация о нем.
Заявителем указывается довод о том, что Заказчиком нарушен срок предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Как следует из извещения и аукционной документации: окончание срока подачи заявок: 23.08.2018 в 08.00 (по местному времени Заказчика).
Таким образом, последним днем подачи запроса о даче разъяснений положений документации о таком аукционе является 19 августа 2018.
Согласно п. 19 информационной карты аукционной документации: дата окончания срока предоставления разъяснений положений документации: 20.08.2018 г.
Таким образом, Заказчик дату окончания срока предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе установил в соответствии ч. 4, 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
Комиссия соглашается с доводом заявителя о том, что Заказчиком в аукционной документации сокращен срок подачи заявок на участие в аукционе.
Как следует из ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно извещению об аукционе и аукционной документации начальная (максимальная) цена контракта составила 906 795 236,00 рублей.
Как указано в извещении о проведении аукциона и аукционной документации, дата и время окончания подачи заявок 23.08.2018 в 08.00 (по местному времени Заказчика).
Срок с даты размещения извещения об аукционе и аукционной документации (08.08.2018 в 17:34) до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе (23.08.2018 08:00) составил 14 дней.
Таким образом Заказчиком нарушены требования ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Комиссия отклоняет довод Заявителя о том, что Заказчиком в аукционной документации установлены требования к компонентам товара и(или) испытаниям товара и(или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, по следующим основаниям.
Согласно разделу XIV "Инструкция по заполнению заявки участником закупки" аукционной документации Документация о закупке, частью которой является настоящая инструкция, не устанавливает требований к наличию у участника закупки производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара (выполнения работы, оказания услуги). В случае если сведения о таких ресурсах имеются в документации о закупке, то они включены в целях обоснования начальной (максимальной) цены контракта, не являются сведениями о товаре и не подлежат конкретизации участником закупки.
Как следует из п. 15 раздела III "ПОДГОТОВКА ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ", первая часть заявки должна содержать информацию, предусмотренную пунктом 12.2 документации. Сведения о характеристиках и свойствах поставляемого товара (товара используемого при выполнении работ (оказании услуг)) установленные Разделом XIII аукционной документации.
При этом, Комиссия проанализировав сведения о характеристиках и свойствах поставляемого товара установленные в разделе XIII аукционной документации, приходит к выводу, что данные сведения полностью соответствуют требованию ст. 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия отклоняет довод Заявителя о том, что Заказчик в проекте контракта установил фиксированную сумму обеспечения исполнения контракта без указания на возможное применение антидемпинговых мер, чем нарушил положения ст. 37 Закона о контрактной системе, по следующим основаниям.
Согласно ч. 6 ст. 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе.
Так как начальная (максимальная) цена контракта составляет 906 795 236,00 рублей, что превышает пятнадцать миллионов рублей, Заказчику необходимо было установить в извещении и аукционной документации размер обеспечения исполнения контракта от 10% до 30%.
Согласно п. 23 информационной карты аукционной документации сумма обеспечения исполнения контракта составляет: 10% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет: 90 679 523 (девяносто миллионов шестьсот семьдесят девять тысяч пятьсот двадцать три) рубля 60 копеек. Если при проведении аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Таким образом, Заказчиком в извещении и аукционной документации размер обеспечения исполнения контракта установлен в соответствии с ч. 6 ст. 96 Закона о контрактной системе.
Комиссия соглашается с доводом Заявителя о том, что Заказчик в нарушение ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе установил условия, которые позволяют в дальнейшем изменять существенные условия контракта, по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;
3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;
5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;
7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.
Как следует из п. 11.6 проекта контракта, если обстоятельство непреодолимой силы непосредственно повлияло на исполнение Стороной обязательств в срок, установленный Контрактом, срок исполнения обязательств отодвигается соразмерно времени действия соответствующего обстоятельства.
При это, временная невозможность исполнения обязательств исполнителем не предусмотрена пунктом 1 статьи 95 Закона о контрактной системе в числе случаев, в которых возможно изменение существенных условий контракта.
Таким образом, Заказчик в нарушение ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе установил вышеуказанное условие в проекте контракта.
Аналогичная позиция отражена в п. 9 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Комиссия отмечает, что допущенные Заказчиком нарушения являются существенными. В этой связи имеются все основания для выдачи Заказчику предписания об устранении правонарушения.
Основываясь на изложенном, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Контракт" на действия государственного заказчика ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на содержание действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения на II п. 2018 г. - I п. 2023 г. Автомобильная дорога общего пользования федерального значения Р-22 "Каспий" от автомобильной дороги М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань на участке км 1205+160 - км 1384+630, Астраханская область. (номер извещения: 0318100043418000156) обоснованной в части.
2. Признать государственного заказчика ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" нарушившим часть 3 статьи 63, часть 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на содержание действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения на II п. 2018 г. - I п. 2023 г. Автомобильная дорога общего пользования федерального значения Р-22 "Каспий" от автомобильной дороги М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань на участке км 1205+160 - км 1384+630, Астраханская область. (номер извещения: 0318100043418000156).
3. Выдать государственному заказчику ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" предписание об устранении допущенного нарушения.
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Н.С. Меркулов
Члены комиссии: Р.Р. Умерова
А.В. Федотов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 29 августа 2018 г. N 346-РЗ-04-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.09.2018