Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Меркулова Н.С. - руководителя Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Русскиной И.В. - ведущего специалиста-эксперт отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - ведущего специалиста-эксперт отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителей ГКУ "Управление по капитальному строительству Астраханской области" Разиновой Т.Ю. (доверенность от 04.06.2018 N05-20), Верченко А.И. (доверенность от 28.06.2018 б/н) и в присутствии представителей заявителя ООО "Проектно-строительная компания" Кочармина А.С. (доверенность от 03.09.2018 б/н), Тимушевой Е.В. (доверенность от 03.09.2018 б/н), рассмотрев жалобу ООО "Проектно-строительная компания" на действия аукционной комиссии государственного заказчика ГКУ Астраханской область "Управление по капитальному строительству Астраханской области" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по содержанию и эксплуатации паромных переправ и наплавных мостов, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения в Икрянинском районе Астраханской области (Лот 5) (реестровый номер извещения: 0325200006718000038), на основании статей 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 28.08.2018 поступила жалоба ООО "Проектно-строительная компания" (далее - Заявитель, Общество) на действия аукционной комиссии государственного заказчика ГКУ Астраханской область "Управление по капитальному строительству Астраханской области" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по содержанию и эксплуатации паромных переправ и наплавных мостов, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения в Икрянинском районе Астраханской области (Лот 5) (реестровый номер извещения: 0325200006718000038) (далее - электронный аукцион).
В жалобе Заявителя сообщалось, что аукционная комиссия незаконно признала победителем в электронном аукционе ООО "Штиль", т. к. в приложении к лицензии на осуществлении деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов представленной во второй части аукционной заявке отсутствуют сведения о наличии у Общества буксировочных судов и паромов..
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
27.07.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона и документация об этом аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 13.08.2018 на участие в аукционе были поданы 2 аукционные заявки, зарегистрированные под NN1, 2, которые были допущены к участию в аукционе.
Аукционная комиссия Заказчика признала победителем в электронном аукционе ООО "Штиль", о чем свидетельствует протокол подведения итогов от 21.08.2018.
Комиссия Управления считает довод Заявителя о том, что вторая часть аукционной заявки ООО "Штиль" не соответствующей требованиям аукционной документации, необоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 данного закона и инструкцию по ее заполнению.
Частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) данного Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 данного Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
Согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
2) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
6) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
9) отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, а также в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" работы по содержанию и эксплуатации паромных переправ и наплавных мостов подлежат лицензированию, в связи с чем Заказчик установил в пункте 12.2.3 раздела "Информационная карта" аукционной документации требование о представлении участниками закупки копии лицензии на осуществлении деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов.
ООО "Штиль" представило во второй части своей аукционной заявке копию лицензии на осуществлении деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов, следовательно, по мнению Комиссии данная заявка соответствовала требованиям, установленным в аукционной документации.
Одновременно Комиссия отмечает, что Заказчиком не было установлено требование о наличии в приложении к лицензии на осуществлении деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов сведений о каких либо судах используемых хозяйствующими субъектами.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией было установлено следующее.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 данного закона и инструкцию по ее заполнению.
Частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) данного Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 данного Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в т.ч. соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 12 Федеральным законом от 04.05.2011N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" перевозки внутренним водным транспортом грузов и пассажиров подлежат лицензированию.
Пунктами 1, 2 статьи 784 ГК РФ предусмотрено, что перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно статье 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации под судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река-море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного типа.
Оказание физическим лицам услуг по перевозке грузов для личных (бытовых) нужд осуществляется в соответствии с правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте (далее - правила оказания услуг), утвержденными Правительством Российской Федерации. Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2003 N 72, вместо понятия "перевозчик" используется термин "исполнитель", то есть организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителям по возмездному договору услуги, связанные с перевозкой пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте. Согласно пункту 5 указанных Правил плата за услуги, предоставляемые потребителям, устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Несмотря на то, что в данном случае услуги по перевозке на паромной переправе автомобильной дороги для граждан и юридических лиц являются бесплатными, указанное не свидетельствует о выполнении перевозок пассажиров и грузов безвозмездно, так как перевозки будут осуществляться победителем торгов во исполнение принятых на себя обязательств по государственному контракту о выполнении работ по содержанию паромной переправы автомобильной дороги, заключенному на возмездной основе за счет финансирования из государственного бюджета субъекта Российской Федерации.
Таким образом, оказание услуг по перевозке грузов и пассажиров входит в стоимость государственного контракта, при этом граждане и юридические лица являются выгодоприобретателями, заключающими договор перевозки с обществом в конклюдентной форме.
На основании вышеизложенного, Комиссия считает, что, поскольку перевозки внутренним водным транспортом грузов и пассажиров подлежат лицензированию, а Заказчик не установив при проведении данного аукциона требование к участникам закупки о представлении во вторых частях аукционных заявок указанной лицензии, тем самым нарушил пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Поскольку допущенное Заказчиком нарушение является существенным, Комиссия считает необходимым выдать Заказчику предписание.
Основываясь на изложенном, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Проектно-строительная компания" на действия аукционной комиссии государственного заказчика ГКУ Астраханской область "Управление по капитальному строительству Астраханской области" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по содержанию и эксплуатации паромных переправ и наплавных мостов, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения в Икрянинском районе Астраханской области (Лот 5) (реестровый номер извещения: 0325200006718000038) необоснованной.
2 Признать государственного заказчика ГКУ Астраханской область "Управление по капитальному строительству Астраханской области" нарушившим пункт 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по содержанию и эксплуатации паромных переправ и наплавных мостов, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения в Икрянинском районе Астраханской области (Лот 5) (реестровый номер извещения: 0325200006718000038).
3. Выдать государственному заказчику ГКУ Астраханской область "Управление по капитальному строительству Астраханской области" и членам аукционной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенных при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по содержанию и эксплуатации паромных переправ и наплавных мостов, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения в Икрянинском районе Астраханской области (Лот 5) (реестровый номер извещения: 0325200006718000038).
4. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Н.С.Меркулов
Члены комиссии: И.В.Русскина
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 4 сентября 2018 г. N РЗ-04-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.09.2018