Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Шумилов А.А. |
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления, |
- Рыжов Д.В. |
- |
член комиссии, главный государственный инспектор отдела контроля закупок, |
- Кокутина А.Г. |
- |
член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
при участии: |
|
|
- Локтионова А.А. |
- |
представителя отдела строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области (доверенность от 29.08.2018 N35), |
- Хомутова Н.А. |
- |
начальника отдела строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области, члена аукционной комиссии, |
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газ Мастер" (далее также - ООО "Газ Мастер", заявитель) на действия аукционной комиссии администрации Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области (далее также - аукционная комиссия) при осуществлении закупки путём проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ для обеспечения муниципальных нужд,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба заявителя о нарушении аукционной комиссией требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по строительству газопроводов среднего и низкого давления по адресу: Дальнеконстантиновский район, село Суроватиха, номер извещения 0132300003618000069 (далее также - электронный аукцион).
По мнению заявителя, аукционная комиссия неправомерно отказала ООО "Газ Мастер" в допуске к участию в электронном аукционе, что противоречит требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе).
Представители заявителя на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России отсутствовали. Доказательства надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения жалобы в материалах дела имеются.
Начальник, одновременно являющийся членом аукционной комиссии, и представитель отдела строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласились, факт нарушений требований Закона о контрактной системе не признали, считают жалобу ООО "Газ Мастер" необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, заслушав доводы лиц, участвующих при рассмотрении дела, исследовав их в совокупности с имеющимися в деле материалами и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и пункта 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее также - Административный регламент), пришла к следующим выводам.
1) 16.07.2018 в единой информационной системе и на электронной площадке www.etp-ets.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по строительству газопроводов среднего и низкого давления по адресу: Дальнеконстантиновский район, село Суроватиха и документация об электронном аукционе.
Заказчиком данной закупки выступает отдел строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области.
Уполномоченным органом выступает администрация Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области.
Оператором электронной площадки является АО "ЭТС".
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 645 000,00 рублей.
2) В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьёй 33 названного Закона.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Описание объекта закупки определено заказчиком в разделе II документации об электронном аукционе. Техническое задание содержится в Приложении N2 к документации об электронном аукционе.
Отделом строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области в Техническом задании указано, в том числе следующее: ГОСТ 19903, ГОСТ 25129, ГОСТ 535, ГОСТ 380 и так далее. Между тем данные ГОСТы без указания года не существуют.
Таким образом, заказчик использует нестандартные показатели и не сопровождает их надлежащим обоснованием.
По позиции "Напорные трубы из полиэтилена" заказчиком использован показатель предельное отклонение по толщине стенки 0 см. Однако в ГОСТ Р 50838 такие параметры указываются в единицах измерения "миллиметрах".
Также Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что по ряду позиций заказчик установил значения показателей, определяемых только по результатам испытаний. Например, позиция "Сталь угловая" показатели степень раскисления стали, отклонение от прямого угла при вершине, предельные отклонения по массе; позиция "Напорные трубы из полиэтилена" показатели расчётная масса 1 м трубы, предельное отклонение по толщине стенки.
Подобное описание объекта закупки может привести к ограничению количества участников закупки, так как участники не обязаны на момент подачи заявки иметь товар в наличии. Данная позиция подтверждается письмом ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16.
Каких-либо доказательств необходимости описания объекта закупки подобным образом документация не содержит и при рассмотрении жалобы не представлено.
Следовательно, отдел строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области нарушил требования части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку описание подобным образом характеристик не является объективным, не позволяет определить соответствие предлагаемых к поставке товаров потребностям заказчика на стадии рассмотрения заявок, а также без проведения дополнительно соответствующих испытаний не позволяет заполнить заявку без наличия такого товара.
Необходимость определения характеристик подобным образом в документации об электронном аукционе также не обоснована.
3) 06.08.2018 аукционной комиссией рассмотрены первые части заявок участников закупки, поданные для участия в электронном аукционе. Результаты данной процедуры зафиксированы в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 06.08.2018 N0132300003618000069-1.
До окончания срока подачи заявок (01.08.2018 09:00) оператору электронной площадки поступило четыре заявки, которым присвоены порядковые номера с 1 по 4.
Участники закупки, подавшие заявки под номерами 2 и 3, допущены к участию и признаны участниками электронного аукциона.
Участникам закупки, подавшим заявки под номерами 1 и 4, отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
ООО "Газ Мастер" (заявка N4) отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в связи с несоответствием первой части заявки участника закупки требованиям документации, а именно:
- пункт 3 "Лента сигнальная", участник указал "материал - представляет собой полимерную ленту длиной 100 метров, одновременно с этим указал что "длина ленты, м, менее - 200", тем самым не предоставил конкретную информацию по длине ленты, а также согласно инструкции по подготовки участниками закупки первых частей заявок "из наименования и значения показателя должны быть исключены неточные формулировки (типа: "около", "более"), что не соответствует требованиям документации";
- пункт 9 "Отвод. ГОСТ 17375", участник указал "масса отвода, кг, не менее - 3,8", что не соответствует инструкции по подготовки участниками закупки первых частей заявок, согласно которой заявок "из наименования и значения показателя должны быть исключены неточные формулировки (типа: "около", "более"). Масса 3,8 кг не соответствует отводу наружным диаметром торцов 89 мм с толщиной стенки 5,0 мм и отводу наружным диаметром торцов 219 мм с толщиной стенки 5,0 мм, тем самым участник предоставил недостоверные сведения, что не соответствует требованиям документации;
- пункт 9 "Отвод. ГОСТ 17375", участник указал массу отвода наружным диаметром торцов отвода 219 мм с толщиной стенки детали на торцах отвода 5,0 мм -24 кг, что не соответствует требования ГОСТ 17375.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 названной статьи.
В силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нём в случае:
- непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
- несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В силу подпункта б) пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ, для выполнения которых используется товар, должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
Требования к составу первой части заявки определены в пункте 15 раздела I документации об электронном аукционе и не противоречат Закону о контрактной системе.
Анализ первой части заявки ООО "Газ Мастер" показал следующее.
По позиции 3 заявки ООО "Газ Мастер" указал длину сигнальной ленты: представляет собой полимерную ленту длиной 100 метров; 200 метров. Требование документации не менее 300 метров. Таким образом, не указана конкретная длина сигнальной ленты.
По позиции 9 заявки участник закупки под N4 не указал конкретную массу отвода. Требование документации - не менее 1,4 кг. Более того, характеристики, указанные ООО "Газ Мастер", не соответствуют ГОСТ 17375-2001 и являются недостоверными.
Изложенное свидетельствует о несоответствии заявки участника закупки под порядковым номером 4 требованиям документации об электронном аукционе и Закона о контрактной системе.
Следовательно, аукционная комиссия, отказав ООО "Газ Мастер" в допуске к участию в электронном аукционе, требований Закона о контрактной системе не нарушила.
Таким образом, жалоба заявителя признаётся необоснованной.
4) 09.08.2018 состоялась процедура проведения электронного аукциона, по итогам которой составлен соответствующий протокол.
Последнее ценовое предложение сделано участником закупки, подавшим заявку под N3 (ООО "Газтехстрой").
14.08.2018 аукционная комиссия рассмотрела вторые части заявок участников закупки, что зафиксировано в протоколе подведения итогов электронного аукциона N0132300003618000069-3.
В соответствии с протоколом N0132300003618000069-3 заявка ООО "Газтехстрой" признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
Нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении данной процедуры не выявлено.
5) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать заказчику, уполномоченному органу, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нарушения требований части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, допущенные заказчиком, не повлияли на результаты определения подрядчика, что исключает необходимость выдачи предписания об устранении допущенных нарушений.
Кроме того, в целях продолжения определения подрядчика и заключения контракта, возникает необходимость выдачи оператору электронной площадки АО "ЭТС" предписания о прекращении приостановления осуществления закупки, что не противоречит положениям части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
С учётом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газ Мастер" действия аукционной комиссии администрации Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по строительству газопроводов среднего и низкого давления по адресу: Дальнеконстантиновский район, село Суроватиха, номер извещения 0132300003618000069, необоснованной.
2. Признать отдел строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области нарушившим требования части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание заказчику не выдавать в связи с отсутствием влияния допущенных нарушений на результаты определения подрядчика.
4. Выдать оператору электронной площадки (АО "ЭТС") предписание о прекращении приостановления осуществления закупки.
5. Передать уполномоченному должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии А.А. Шумилов
Члены комиссии Д.В. Рыжов
А.Г. Кокутина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 30 августа 2018 г. N 1878
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.09.2018