Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
_
с участием представителей сторон:
от заказчика: Муниципальное казенное учреждение "Стройзаказчик" (далее - заказчик), _по доверенности N36/2018 от 28.05.2018 г., _ по доверенности N39/2018 от 21.06.2018 г.,
от уполномоченного органа: Администрация города Ялуторовска (далее - уполномоченный орган) _ по доверенности N35 от 04.12.2017 г.,
от заявителя Общество с ограниченной ответственностью "ЗапСибАвто" (далее также - заявитель, Общество, участник закупки) - _ по доверенности N7 от 22.04.2017 г.,
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г. жалобу Общества на действия заказчика при проведении открытого конкурса NОК 0003/2018 по определению исполнителя услуг по объекту: Транспортные услуги и организация транспортного обслуживания: оказание услуг, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на муниципальных маршрутах города Ялуторовска (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167300002818000104),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 24.08.2018 г. в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе, поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении открытого конкурса NОК 0003/2018.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Согласно жалобе Заявитель считает, что конкурсная документация составлена с нарушениями Закона о контрактной системе и приводит следующие доводы:
Довод 1. Заказчиком не применены все критерии оценки заявок, предусмотренные Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Довод 2. Не согласен со способ определения показателя "Опыт работ, связанных осуществления регулярных перевозок". Считает, что обеспечение добросовестной конкуренции может быть обеспечено при условии применения заказчиком критериев оценки и сопоставления заявок, утвержденной Постановлением Правительства Тюменской области N 612-п от 28.12.2016 г.
Довод 3. Считает, что перечень документов и оборудования, установленных в приложении N3 Конкурсной документации, являются дополнительными требованиями к перевозчику, которые отличаются от требований, установленных ст.23 федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ. В соответствии с постановлением Правительства РФ N1085 предъявление к участнику конкурса дополнительных требований недопустимо.
Представители Заказчика не согласились с доводами жалобы, предоставили письменные пояснения. Представитель уполномоченного органа не согласился с доводами жалобы, предоставил копию конкурсной документации.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей заявителя, заказчика, уполномоченного органа, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что администрация города Ялуторовска, являясь уполномоченным учреждением, выступила организатором проведения открытого конкурса NОК 0003/2018 по определению исполнителя услуг по объекту: Транспортные услуги и организация транспортного обслуживания: оказание услуг, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на муниципальных маршрутах города Ялуторовска в интересах заказчика - МКУ "Стройзаказчик".
Информация об открытом конкурсе была размещена 30.08.2018 г. на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300002818000104.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Законом о контрактной системе утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085) (далее по тексту также - Правила оценки заявок N1085).
В силу пункта 8 Правил в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта.
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с пунктом 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки, должна составлять 100 процентов.
Согласно пункту 4 конкурсной документации открытого конкурса объектом закупки (предметом контракта) является Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам по регулируемым тарифам.
Раздел 4 конкурсной документации (Информационная карта) содержит критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, в частности, установлены следующие критерии и величины их значимости:
а) характеризующиеся, как стоимостные критерии оценки:
цена контракта - значимость критерия оценки 60%;
б) характеризующиеся, как нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - включающий следующие показатели: средний возраст транспортных средств, значимостью 5%;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, включающий следующий показатель: опыт выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа, значимостью 35%.
Для определения рейтинга заявки на участие в конкурсе по указанному критерию конкурсной комиссией устанавливается количество полных лет, прошедших с начала осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом участником конкурса до размещения извещения о проведении конкурса.
Оценка заявок по данному критерию осуществляется только в отношении лица подавшего заявку на участие в конкурсе, без учета привлеченных лиц.
Показатели шкалы оценки критерия:
Наибольшему показателю опыта выполнения работ присваивается 100 баллов.
Количество полных лет, прошедших с начала осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом подтверждается следующими документами:
Заверенные участником закупки копии исполненных и/или действующих контрактов/договоров/свидетельств с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным органом местного самоуправления и подведомственным им учреждениям на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа либо заверенной участником закупки копии свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, либо иной подтверждающий документ.
Довод 1 Комиссия считает необоснованным по следующим основаниям.
Статьей 14 Закона 220-ФЗ установлено, что осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.2 ст.19 Закона 220-ФЗ, Свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок (далее - открытый конкурс) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок по новому маршруту, за исключением маршрута, установленного в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации;
2) данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок после прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданного без проведения открытого конкурса по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 3 настоящей статьи;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 480-ФЗ)
3) в случае, если в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона в отношении данного маршрута принято решение о прекращении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам;
В соответствии ч.1 ст. 21 Закона 220-ФЗ, предметом открытого конкурса является право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.
Согласно ч.3 ст.24 Закона 220-ФЗ, оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются по следующим критериям:
1) количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате размещения извещения о проведении открытого конкурса на официальном сайте организатора открытого конкурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - дата размещения извещения), в расчете на среднее количество транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (далее - договоры обязательного страхования гражданской ответственности), действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения;
2) опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден сведениями об исполненных государственных или муниципальных контрактах либо нотариально заверенными копиями свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, заключенных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления договоров, предусматривающих осуществление перевозок по маршрутам регулярных перевозок, или иных документов, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. Данный критерий в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя исчисляется исходя из количества полных лет осуществления ими перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а в отношении участников договора простого товарищества исходя из среднеарифметического количества полных лет осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок каждым участником;
3) влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок;
4) максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Таким образом, Комиссией установлено, что заявитель в жалобе ссылается на критерии оценки применяемые в открытом конкурсе предметом которого является право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.
Предметом же оспариваемого конкурса является оказание услуг по организации регулярных перевозок по регулируемым тарифам, порядок проведения которых урегулирован законодательством о контрактной системе.
При этом, порядок проведения конкурса на право заключения государственного контракта на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам, согласно ст. 14 Закона 220-ФЗ устанавливается законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений Закона 220-ФЗ, который не содержит требования к установлению шкалы оценки заявок на участие в открытом конкурсе на право заключения контракта на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Согласно части 10 правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила оценки заявок) в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Показатели оценки, раскрывающие нестоимостные критерии, установленные в конкурсной документации не противоречат законодательству о контрактной системе.
Вместе с тем, обязанность заказчика применять критерии, установленные для открытых конкурсов предметом которых является право на получение свидетельств об осуществлении перевозок, при проведении открытых конкурсов на оказание услуг по организации регулярных перевозок по регулируемым тарифам не установлено законодательством РФ.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что, установление в конкурсной документации критерии оценки не противоречат ни Закону N220-ФЗ, ни Закону о контрактной системе.
В свою очередь, доказательств, нарушающих права и законные интересы заявителя, а также подтверждающих невозможность подачи им заявки в материалы дела не представлено.
Довод 2 Комиссия считает необоснованным по следующим основаниям.
Довод заявителя о том, что он не согласен со способ определения показателя "Опыт работ, связанных осуществления регулярных перевозок" Комиссия признает несостоятельным, поскольку данное заявление основано, на предположениях заявителя без предоставления документальных доказательств и соответствующих расчетов. Вместе с тем, доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки, Обществом не представлено.
Относительно довода заявителя о том, что обеспечение добросовестной конкуренции может быть обеспечено при условии применения заказчиком критериев оценки и сопоставления заявок, утвержденной Постановлением Правительства Тюменской области N 612-п от 28.12.2016 г. Комиссия поясняет, что определение критериев, их содержание относится к исключительной компетенции Заказчика, что прямо вытекает из статей 32,50 Закона о контрактной системе, Правил оценки заявок N1085, при этом полномочиями по исключению показателей нестоимостных критериев оценки, которые не входят в противоречие с иными положениями конкурсной документации, в том числе заданием на выполнение работ, антимонопольный орган не обладает.
Довод 3 Комиссия считает необоснованным по следующим основаниям.
Комиссией установлено, что приложением N3 к техническому заданию Конкурсной документации предусмотрено Перечень документов и оборудования для предоставления Заказчику до заключения контракта в течение 5 дней после подведения итогов.
В заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что указанные документы предоставляются после определения победителя открытого конкурса, невыполнение указанных требований не налагает на победителя конкурса каких-либо санкций, а нужны лишь для информации в случае обращения населения и контролирующих органов.
Комиссия отмечает, что предоставление указанных документов не требуется в составе заявки участников конкурса, таким образом, не может считаться дополнительным требованиям к участнику закупки в рамках постановления Правительства РФ N1085, как указывает на то заявитель.
С учетом того, что заявитель не доказал и не представил соответствующих доказательств, подтверждающих, что оспариваемые требования препятствовали заявителю участвовать в указанном конкурсе, Комиссия считает довод заявителя необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ЗапСибАвто" на действия заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Стройзаказчик", при проведении открытого конкурса NОК 0003/2018 по определению исполнителя услуг по объекту: Транспортные услуги и организация транспортного обслуживания: оказание услуг, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на муниципальных маршрутах города Ялуторовска (реестровый номер закупки 0167300002818000104) необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 31 августа 2018 г. N ФКС 18/368
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.09.2018