На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 15.08.2018 N 1146/18 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение ООО "ЛЕКС" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ФГБОУ ВО "Вятская государственная сельскохозяйственная академия" (далее - Уполномоченный орган), Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству учебно-лабораторных корпусов факультета механизации по адресу г. Киров, п. Чистые пруды, ул. Советская, д.25 (номер извещения 0340100008018000021) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 15.08.2018 N 1146/18,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Уполномоченного органа, Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Уполномоченного органа, Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащие требования к составу заявок, поскольку инструкция документации об Аукционе не позволяет определить порядок указания участником закупки в своих заявках конкретных показателей товаров, а именно по пункту 8 "Розетка скрытой проводки", пункту 176 "Мультимедиа проектор Casio XJ-F100W", пунктам 85, 86, 87, 88 "Бруски обрезные", пунктам 92, 93, 94, 95 "Доски обрезные" технического задания документации об Аукционе.
Уполномоченный орган в письменных возражениях от 07.09.2018 не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Уполномоченный орган, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 13.08.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 97 700 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 29.08.2018;
5) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
6) в соответствии с частью 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан не состоявшимся.
1. Согласно обращению Заявителя, Уполномоченным органом, Заказчиком в документации об Аукционе не установлены надлежащие требования к составу заявок, поскольку инструкция документации об Аукционе не позволяет определить порядок указания участником закупки в своих заявках конкретных показателей товаров, а именно по пункту 8 "Розетка скрытой проводки", пункту 176 "Мультимедиа проектор Casio XJ-F100W" пунктам 85, 86, 87, 88 "Бруски обрезные", пунктам 92, 93, 94, 95 "Доски обрезные" технического задания документации об Аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Разделом 3 "Инструкция по подготовке заявки на участие в Аукционе" документации об аукционе установлено, в том числе, следующее: "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установленные символы, а именно "точка с запятой" в описании характеристики товара "Розетка скрытой проводки" не обозначают перечисление, а являются описанием параметра, а именно вышеуказанного товара.
Представитель Уполномоченного органа в письменных возражениях сообщил, что описание объекта закупки установлено в приложении к технической части документации об Аукционе, при этом характеристики товаров установлены надлежащим образом и в соответствии с потребностью Уполномоченного органа, Заказчика.
Согласно обращению Заявителя, указанные в техническом задании документацией об Аукционе товары, в том числе, по пунктам 85, 86, 87, 88 не соответствуют требованиям ГОСТ 24454-80.
В соответствии с техническим заданием документации об Аукционе к товарам, в том числе, по пунктам 85, 86, 87, 88 не установлены требования о соответствии таких товаров ГОСТ 24454-80.
Уполномоченный орган в письменных возражениях пояснил, что указанные требования установлены в связи с потребностью Заказчика, Уполномоченного органа в качественном выполнении работ в рамках исполнения контракта и не противоречат Закону о контрактной системе.
На основании изложенного и учитывая, что Заявителем в составе обращения не представлено доказательств, однозначно подтверждающих, что требования по вышеуказанным пунктам технического задания документации об Аукционе не позволяют участнику закупки надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Решением комиссии ФАС России от 30.08.2018 по делу N 18/44/105/1121 в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлены следующие нарушения:
- пункта 1 части 23 Закона о контрактной системе, выразившееся в отсутствии идентификационного кода закупки в проекте государственного контракта;
- части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащим образом дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям";
- пункта 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в не установлении положения об уменьшении суммы, подлежащей уплате Уполномоченным органом, Заказчиком юридическому лицу или физическому лицу;
- пункта 7 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном установлении положения о возможности внесения участниками закупки денежных средств на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации для обеспечения заявки на участие в Аукционе;
- пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в не размещении в ЕИС проектной документации в полном объеме;
- пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащих требований конкретных показателей результатов испытаний товаров, а также сведения химического и компонентного состава товаров в составе заявки на участие в Аукционе;
- пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в установления ненадлежащим образом условия об антидемпинговых мерах;
- пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в отсутствии даты начала предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об Аукционе;
- части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащих требований к сроку действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации, а также в требовании о предоставлении в составе второй части заявки участника закупки выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, строительств;
- части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, выразившееся в не установлении надлежащим образом объемов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 15.08.2018 N 1146/18, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Уполномоченного органа, Заказчика нарушения части 1 статьи 23, части 2 статьи 31, пункта 2 части 13 статьи 34, пункта 7 статьи 42, пунктов 1, 2, 8, 11 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 30.08.2018 N 18/44/105/1121, по данному делу предписание не выдавать.
3. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения по делу от 30.08.2018 N 18/44/105/1121 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 10 сентября 2018 г. N 18/44/99/426
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.09.2018