Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
1. |
|
|
2. |
|
|
3. |
|
|
рассмотрев жалобу ПАО "Ростелеком" на действия Заказчика - МУП "Саргорсвет" при проведении открытого конкурса N 0560300001218000029 "Оказание услуг, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации сетей наружного освещения на территории муниципального образования "Город Саратов" в Ленинском, Кировском, Октябрьском, Заводском районах",
УСТАНОВИЛА:
27.07.2018 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ПАО "Ростелеком" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - МУП "Саргорсвет" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса N 0560300001218000029 "Оказание услуг, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации сетей наружного освещения на территории муниципального образования "Город Саратов" в Ленинском, Кировском, Октябрьском, Заводском районах" (далее - Конкурс).
Из жалобы Заявителя следует, что Конкурсная документация утверждена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Представители Заявителя, присутствующие на рассмотрении жалобы, доводы, изложенные в жалобе, поддержали.
Представители Заказчика, присутствующие на рассмотрении жалобы, считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
31.05.2018 в Единой информационной системе в сфере закупок были размещены извещение о проведении конкурса и Конкурсная документация на право заключения энергосервисного контракта.
Заказчиком данного Конкурса является МУП "Саргорсвет".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 795 611 063,28 рубля.
Из жалобы Заявителя следует, что условия п. 4.1 проекта контракта противоречат требованиям ч. 13 ст. 108 Закона о контрактной системе, так как предусматривают возможность определения цены контракта в конкретном стоимостном значении.
Согласно ч.1 ст. 108 Закона о контрактной системе в целях обеспечения энергоэффективности при закупке товаров, работ, услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа, неиспользуемого в качестве моторного топлива), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), а также поставок электрической энергии, мазута, угля, поставок топлива, используемого в целях выработки энергии, заказчики вправе заключать энергосервисные контракты, предметом которых является совершение исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования указанных энергетических ресурсов (далее - энергосервисный контракт).
В соответствии с ч. 3 ст. 108 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота) определяется с учетом фактических расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов за прошлый год и не может превышать указанные расходы с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 19 настоящей статьи. В конкурсной документации, документации об аукционе, извещении о проведении запроса котировок указывается начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота), в том числе расходы на поставки энергетических ресурсов, в отношении каждого вида товаров, работ, услуг с указанием количества таких товаров, работ, услуг и стоимости единицы каждого товара, каждой работы, каждой услуги, а также одно из следующих условий:
1) фиксированный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом;
2) подлежащий уплате исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом фиксированный процент экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, минимальный размер указанной экономии в денежном выражении;
3) минимальный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом.
В соответствии с ч. 13 ст. 108 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота) определяется с учетом фактических расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов за прошлый год и не может превышать указанные расходы с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 19 настоящей статьи. В конкурсной документации, документации об аукционе, извещении о проведении запроса котировок указывается начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота), в том числе расходы на поставки энергетических ресурсов, в отношении каждого вида товаров, работ, услуг с указанием количества таких товаров, работ, услуг и стоимости единицы каждого товара, каждой работы, каждой услуги, а также одно из следующих условий:
1) фиксированный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом;
2) подлежащий уплате исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом фиксированный процент экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, минимальный размер указанной экономии в денежном выражении;
3) минимальный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом.
В п. 4.1 проекта контракта Конкурсной документации "Цена настоящего Контракта определяется в виде процента минимального размера экономии в денежном выражении соответствующих расходов Заказчика на поставку электрической энергии за весь срок действия энергосервисного контракта и составляет_______ (_____) рублей __ (___) копеек, в том числе НДС - _____%, _______ (______) рублей __ (___) копеек (далее - Цена Контракта).
Цена Контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта за исключением случаев, предусмотренных настоящим Контрактом и Федеральным законом N 44-ФЗ. Оплата по Контракту осуществляется в рублях Российской Федерации".
Согласно ч. 14 ст. 108 Закона о контрактной системе при заключении энергосервисного контракта в нем указывается экономия в натуральном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов по каждому виду таких ресурсов, рассчитываемая из фиксированного размера экономии в денежном выражении (в случае, предусмотренном пунктом 1 части 3 настоящей статьи) или предложенной участником закупки (в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 3 настоящей статьи) экономии в денежном выражении указанных расходов, а также стоимости единицы каждого товара, каждой работы или каждой услуги, указанных в конкурсной документации, документации об электронном аукционе, извещении о проведении запроса котировок.
В соответствии с ч. 15 ст. 108 Закона о контрактной системе при заключении энергосервисного контракта в этом контракте также указывается в случае, предусмотренном пунктами 1 и 3 части 3 настоящей статьи, предложенный участником закупки процент экономии соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов или в случае, предусмотренном пунктом 2 части 3 настоящей статьи, фиксированный процент такой экономии. Процент такой экономии, указанный в энергосервисном контракте, не может изменяться в ходе исполнения этого контракта.
Вместе с тем, в п. 4 проекта контракта Конкурсной документации отсутствует указание на фиксированный процент экономии соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов.
Таким образом, не указав в п. 4 проекта контракта Конкурсной документации фиксированный процент экономии соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, допустил нарушение ч. 15 ст. 108 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком неверно рассчитан срок действия энергосервисного контракта, указанный в Конкурсной документации.
На рассмотрении жалобы, представители ПАО "Ростелеком" заявили об отзыве данного довода жалобы, в связи с чем данный довод Комиссией Саратовского УФАС России не рассматривался.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик в проекте контракта Конкурсной документации устанавливает общие требования к ответственности, тогда как в рамках энергосервисного контракта Законом о контрактной системе предусмотрены специальные требования к ответственности.
В соответствии с ч. 19 ст. 108 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются требования к условиям энергосервисного контракта, в том числе требования к условиям исполнения такого контракта, включая условия об оплате такого контракта (в части порядка определения фактически сложившихся цен (тарифов) на энергетические ресурсы в целях оплаты такого контракта), особенности определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта (цены лота) (в том числе период, за который учитываются расходы заказчика на поставки энергетических ресурсов).
Постановлением Правительства РФ от 18.08.2010 N 636 "О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)" установлены требования к условиям энергосервисного договора (контракта) согласно приложению N 1 (далее - Приложение N1).
В соответствии с п. 17 Приложения N 1 указание в качестве меры ответственности за недостижение исполнителем предусмотренного контрактом размера экономии (доли размера экономии) для соответствующего календарного периода неустойки (штрафа, пеней) в размере, равном произведению цены (тарифа) на соответствующий энергетический ресурс, определяемой в соответствии с пунктом 12 настоящих требований, и разницы между размером экономии энергетического ресурса в натуральном выражении, предусмотренном контрактом для соответствующего календарного периода, и фактически достигнутым размером экономии в натуральном выражении в этот же календарный период. При этом разница между размером неустойки (штрафом, пени) за недостижение исполнителем предусмотренного контрактом размера экономии (доли размера экономии) для соответствующего календарного периода и размером платежа в адрес исполнителя за фактически достигнутую экономию, определяемым в соответствии с пунктом 12 настоящих требований, не должна превышать 10 процентов от произведения цены (тарифа) на соответствующий энергетический ресурс, определяемой в соответствии с пунктом 12 настоящих требований, и предусмотренного контрактом для соответствующего календарного периода размера экономии энергетического ресурса в натуральном выражении либо от предусмотренного контрактом размера экономии в стоимостном выражении, если в результате исполнения контракта этим исполнителем должна быть обеспечена экономия совокупных расходов на оплату энергетических ресурсов за счет полного либо частичного перехода с потребления одного энергетического ресурса на другой.
Указание в качестве меры ответственности за неисполнение заказчиком обязательства по оплате энергосервисного контракта неустойки (штрафа, пеней), которая начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного энергосервисным контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от размера платежа, который должен быть уплачен заказчиком.
В соответствии с п. 18 Приложения N 1 указание в качестве меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соблюдению параметров условий деятельности заказчика, установленных законодательством Российской Федерации, включая требования технических регламентов, государственных стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства, санитарных правил и норм, гигиенических нормативов при выполнении мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, обязанности исполнителя безвозмездно устранить выявленные недостатки и компенсировать убытки, возникшие у заказчика в результате неисполнения (ненадлежащего исполнения) указанного обязательства.
При указании в качестве меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соблюдению согласованных сторонами режимов и условий использования энергетических ресурсов заказчиком в обязанности заказчика входят безвозмездное устранение выявленных недостатков и возмещение убытков, возникших у исполнителя в результате неисполнения (ненадлежащего исполнения) указанных обязательств.
Согласно п. 9.1 проекта контракта Конкурсной документации за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, установленных настоящим Контрактом, Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями настоящего Контракта.
Порядок определения размера расчета уплаты неустоек (штрафов, пеней) устанавливается Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063".
На рассмотрении жалобы представители Заказчика пояснили, что установление меры ответственности сторон в соответствии с Постановлением Правительства N 1042 является технической ошибкой.
Таким образом, в нарушение ч. 19 ст. 108 Закона о контрактной системе Заказчиком в п. 9.1 проекта контракта Конкурсной документации установлена мера ответственности не в соответствии со специальной нормой, регулирующей ответственность сторон по энергосервисному контракту.
Из жалобы Заявителя следует, что требование Конкурсной документации в части обязательной технической характеристики IP67 светильников (прожекторов) является избыточным.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, определение характеристик товара относится к полномочиям Заказчика.
В п. 6.1 "6.1. Требования к светодиодным светильникам" Конкурсной документации указаны технические характеристики светодиодного светильника, в том числе: степень защиты от воздействия окружающей среды - не ниже IP67.
Система классификации степеней защиты, обеспечиваемой оболочками оборудования описана в ГОСТ 14254-2015 (IEC 60529:2013) "Межгосударственный стандарт. Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)".
В соответствии с ГОСТ 14254-2015 первая цифра кода IP 6 означает: от проникновения внешних твердых предметов: пыленепроницаемое.
В соответствии с ГОСТ 14254-2015 вторая цифра кода IP 7 означает: От вредного воздействия в результате проникновения воды: временное непродолжительное погружение.
Согласно таблице 3 "Степени защиты от воды, обозначаемые с помощью второй характеристической цифры" ГОСТ 14254-2015 вторая характеристическая цифра 7 означает: защищено от воздействия при временном (непродолжительном) погружении в воду; степень защиты: должно быть исключено проникновение воды внутрь оболочки в количестве, вызывающем вредное воздействие, при ее погружении на короткое время при стандартизованных условиях по давлению и длительности.
По мнению Заявителя условия эксплуатации светильников (прожекторов) исключает возможность использования осветительного оборудования в условиях предусмотренных IP67, так как уличные светильники не предназначены для такого режима эксплуатации.
Из пояснений представителей Заказчика следует, что в соответствии с требованиями Технического задания, при реализации Перечня мероприятий, Исполнителю необходимо заменить существующие световые приборы, входящие в систему наружного освещения на светодиодные (энергоэффективные) различной мощности на автомобильных дорогах, внутриквартальных, парковых территориях - улично-дорожной сети муниципального образования "Город Саратов". Степень защиты не ниже IP67 обусловлена тем, что на данное оборудование в течении срока его эксплуатации происходит постоянное воздействие как климатического, так и техногенного характера: испарение от применяемых реагентов в зимнее время, перепады температур, влага, вода, пыль, которые негативно сказываются на сроке эксплуатации оборудования, если оборудования отсутствует должная защищенность.
При этом, ГОСТ 14254-2015 описывает методику проведения испытаний оболочек к каждой степени защиты, а не его постоянную эксплуатацию в данных условиях.
Следовательно, Заказчику требуются светильники, которые прошли испытания на защиту от воздействия при временном (непродолжительном) погружении в воду.
Таким образом, Комиссия Саратовского УФАС России приходит к выводу, что установленное требование к степени защиты светильников не ниже IP67 отвечает потребностям Заказчика и необходимо для выполнения соответствующих функций и не является избыточным.
Таким образом, довод жалобы признается необоснованным.
Из жалобы Заявителя следует, что в Конкурсной документации указана стоимость 1 кВт*ч по состоянию на июнь 2018, тогда как датой публикации извещения о проведении Конкурса является 27.07.2018, что противоречит требованиям действующего законодательства.
Однако на рассмотрении жалобы представители ПАО "Ростелеком" заявили об отзыве данного довода жалобы в связи с данным обстоятельством рассмотрение данного довода жалобы Комиссией Саратовского УФАС России не проводилось.
Учитывая вышеизложенное и на основании ч. 22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ПАО "Ростелеком" на действия Заказчика - МУП "Саргорсвет" при проведении открытого конкурса N 0560300001218000029 "Оказание услуг, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации сетей наружного освещения на территории муниципального образования "Город Саратов" в Ленинском, Кировском, Октябрьском, Заводском районах" обоснованной в части неуказания фиксированного процента экономии соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, а также в части установления меры ответственности не в соответствии со специальной нормой, регулирующей ответственность сторон по энергосервисному контракту.
2. Признать в действиях Заказчика МУП "Саргорсвет" нарушение ч. 15, ч. 19 ст. 108 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 3 сентября 2018 г. N 298-18/гз
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.09.2018