На основании пункта б части 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Региональный антикоррупционный центр в Екатеринбурге АНО Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р" (далее - Заявитель) (вх. от 16.08.2018 N 5207), содержащее информацию о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях заказчика - МКУ "Комитет по управлению муниципальным хозяйством МО "Северо-Байкальский район" (далее - Заказчик), инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по проведению внеплановой проверки (далее - Инспекция) в составе:
руководителя инспекции - <_>, руководителя Бурятского УФАС России;
членов инспекции: <_>, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Бурятского УФАС России, <_>, главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Бурятского УФАС России,
проведя проверку действий Заказчика на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (реестровый номер извещения 0802300000817000086),
в отсутствии представителей Заявителя и Заказчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения обращения,
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Челябинского УФАС России поступила информация о нарушении законодательства о контрактной системе при заключении Заказчиком муниципального контракта от 17.10.2017 на выполнение строительных работ (далее - Контракт).
В обращении Заявителя указано, что Контракт заключен без проведения конкурентных способов закупки, а также, что закупочная документация не содержит отчет о невозможности (нецелесообразности) использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Просит провести проверку на предмет соответствия требованиям, установленным Законом о контрактной системе и привлечь виновных лиц к административной ответственности.
Заказчик представил письменные пояснения, из которых следует, что 09.10.2015 между МКУ "Комитет но управлению муниципальным хозяйством" и ООО "Байкалреммонтаж" заключен муниципальный контракт N 0102200001615004079-0425825-01 на приобретение жилых помещений (квартир) в малоэтажных многоквартирных домах на территории поселка Новый Уоян Северо-Байкальского района Республики Бурятия, строительство которых не завершено, для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в рамках реализации республиканской адресной программы "Переселение граждан из 2 аварийного жилищного фонда с учетом развития малоэтажного строительства в Республике Бурятия в 2013-2017 годах".
Срок исполнения обязательств по передаче жилых помещений предусмотрен пунктом 5.1 контракта - не позднее 31.10.2016.
В указанный срок обязательства по передаче жилых помещений ООО "Байкалреммонтаж" в полном объеме не были исполнены, в связи с чем, между Заказчиком и ООО "Байкалреммонтаж" было подписано соглашение о расторжении указанного контракта.
Так как проведение аукциона требует значительного времени, а реализацию Республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Бурятия с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в 2013-2017 годах", утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 27.06.2013 N 332 необходимо проводить в кратчайшие сроки, был заключен контракт с ООО "Стройсервис" на выполнение работ по достройке жилых помещений в МКД в п. Новый Уоян па основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения обращения и осуществления внеплановой проверки, Инспекция Бурятского УФАС России установила следующее:
1. 30.10.2017 на официальном сайте в Единой информационной системе размещено извещение о проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0802300000817000086. Начальная (максимальная) цена контракта - 32 875 621,21 рублей.
Контракт заключен 17.10.2017 между МКУ "Комитет по управлению муниципальным хозяйством МО "Северо-Байкальский район" и ООО "Стройсервис" на выполнение работ по достройке жилых помещений (квартир) в малоэтажных многоквартирных домах на территории п. Новый Уоян Северо-Байкальского района Республики Бурятия для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилого фонда с учетом развития малоэтажного строительства в Республике Бурятия в 2013-2017 годах" без проведения конкурентных способов закупки, с единственным подрядчиком на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.
Согласно частям 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
Как установлено пунктом 2 статьи 3 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом о контрактной системе, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд либо в установленных Законом о контрактной системе случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.
При этом частью 3 статьи 59 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе перечни.
Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р утвержден перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень).
Перечень включает в себя пункт 41.2 <4> - Здания и работы по возведению зданий; включающий пункт 41.20.10.110 - Здания жилые общего назначения.
В нарушение части 1 статьи 24, пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заказчиком неправомерно заключен контракт с единственным подрядчиком ввиду отсутствия обстоятельств, являющихся основанием для заключения контракта. Основанием для заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) является не столько отсутствие времени для проведения процедур закупки (в кратчайшие сроки), сколько наступление такого обстоятельства как непреодолимая сила.
Термин "непреодолимая сила" положениями Закона о контрактной системе не закреплен. Однако это понятие определено в гражданском законодательстве, являющемся нормативной основой для отношений в сфере закупок.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ, непреодолимая сила характеризуется признаками чрезвычайности и непредотвратимости наступивших обстоятельств.
Под чрезвычайностью следует понимать необычность явления для повседневности, отсутствие его систематичности. Второй признак непреодолимой силы характеризуется невозможностью собственными усилиями его предотвратить.
Правоприменительная практика относит к непреодолимой силе явления стихийного характера: землетрясения, сильные снегопады, цунами и т.д.
Признаки чрезвычайности и непредотвратимости наступления последствий должны присутствовать в совокупности.
В частности, не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, носящие систематический характер или связанные с осуществлением властных полномочий заказчика.
Исходя из документов и сведений, представленных Заказчиком, следует, что основания для заключения контракта с единственным подрядчиком, отсутствовали и при выборе способа определения подрядчика в соответствии с требованиями части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе Заказчик должен был провести процедуру в форме электронного аукциона.
Принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона является составом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Таким образом, в действиях Заказчика содержатся нарушения части 1 статьи 24, пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
2. В силу части 2 статьи 93 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3, 6 - 8, 11 - 14, 16 - 19 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно содержать информацию, указанную в пунктах 1, 2, 4 статьи 42 Закона о контрактной системе, а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе).
В связи с тем, что контракт заключен на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, обязанность размещения в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки у заказчика отсутствовала. Также отчет, обосновывающий невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения подрядчика, не должен размещаться в единой информационной системе.
Вместе с тем, согласно части 3 статьи 93 Закона о контрактной системе в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Положения настоящей части не распространяются на случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренные пунктами 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19 - 21, 24 - 26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Отчет, обосновывающий невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения подрядчика, отсутствует.
На запрос Бурятского УФАС России от 17.08.2018 N 04-54/3998 о представлении не позднее 31.08.2018 отчета о невозможности или нецелесообразность использования иных способов определения подрядчика, Заказчиком данный отчет не представлен.
Таким образом, Заказчиком допущено нарушение части 3 статьи 93 Закона о контрактной системе.
На основе изученных документов, руководствуясь пунктом б части 3 статьи 99 и пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, по результатам внеплановой проверки Инспекция Бурятского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать Заказчика МКУ "Комитет по управлению муниципальным хозяйством МО "Северо-Байкальский район" нарушившим требования части 1 статьи 24, пункта 9 части 1 статьи 93, части 3 статьи 93 Закона о контрактной системе.
2. Основания для выдачи предписания отсутствуют в связи с заключением Контракта.
3. Передать материалы внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в отношении лица, допустившего нарушение требований законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Руководитель инспекции <_>
Члены инспекции <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 7 сентября 2018 г. N 04-54/13-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.09.2018