Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <_>, председателя Комиссии; <_>, члена Комиссии; <_>, члена Комиссии (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Мелконяна Оганеса Мелконовича (далее - индивидуальный предприниматель, заявитель) (вх. N 3031э. от 29.08.2018) на действия заказчика - Прокуратуры Республики Коми при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Капитальный ремонт административного здания прокуратуры Эжвинского района, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Космонавтов, 15/1", извещение N 0307100008918000033 (далее - закупка, электронный аукцион, жалоба),
при участии:
- <_> - представителя Прокуратуры Республики Коми по доверенности от 03.09.2018;
- <_> - и.о. генерального директора ООО "Центр Сопровождения Торгов", согласно приказу N 6-ио от 15.08.2018,
УСТАНОВИЛА:
1. В адрес Коми УФАС России 29.08.2018 посредством электронной почты поступила жалоба индивидуального предпринимателя на действия заказчика - Прокуратуры Республики Коми при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Коми УФАС России к рассмотрению.
Индивидуальный предприниматель, Прокуратура Республики Коми, ООО "Центр Сопровождения Торгов", закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее - ЗАО "Сбербанк - АСТ") надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие индивидуального предпринимателя, представителя ЗАО "Сбербанк - АСТ" не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
2. Индивидуальным предпринимателем обжалуются положения документации об электронном аукционе.
Заявитель считает действия заказчика - Прокуратуры Республики Коми в части составления документации об электронном аукционе незаконными, так как аукционная документация не отвечает требованиям Закона о контрактной системе.
По мнению заявителя, условия проекта контракта в части предоставления по окончанию выполненных работ счет-фактуры противоречат требованиям действующего законодательства, такое условие контракта нарушает его права, поскольку индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.
Также заявитель считает неправомерным установление заказчиком значений по следующим показателям:
- по позиции 11 Технического задания "Бруски обрезные хвойных пород": "Толщина 35, 70, 40, 75, 100, 125, 150 мм";
- по позиции 13 Технического задания "Доски необрезные хвойных пород": "Ширина 75-150 мм", "Толщина 44 мм".
Заявитель указывает, что данные показатели не соответствуют ГОСТу 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения", что свидетельствует о нарушении заказчиком пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Далее заявитель указывает о разночтениях, допущенных заказчиком при описании объекта закупки в части несоответствия требований к товарам и информации, размещенной в составе проектно-сметной документации.
Так, в позиции 19 Технического задания заказчиком установлено: "Сетка сварная арматурная. Соответствует ГОСТ 23279-2012. Тип 4 - легкие с поперечными стержнями на всю ширину сетки; 5 - легкие со смещенными поперечными стержнями. стержней 12 мм Отношение меньшего диаметра стержня к большему не менее 0,25 Ширина сетки от 650 мм Шаг поперечных стержней 150 мм Доборный шаг поперечных стержней от 50 до 250 мм Длина сетки до 2000 мм Размеры выпусков поперечных и продольных стержней более 25 мм Площадь поперечного сечения стержней не более 0,785 см2 Шаг продольных стержней 150 мм Класс арматуры А-I". Однако в Локальной смете установлены совершенно другие значения параметров: "Сетка сварная из арматурной проволоки диаметром 5,0 мм, без покрытия, 100х100 мм, м2".
По мнению заявителя, указанные действия заказчика противоречат части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Прокуратурой Республики Коми, ООО "Центр Сопровождения Торгов" в отзывах от 03.09.2018 N 10/1-36-2018 (вх. N 4207 от 04.09.2018), от 03.09.2018 N 172 (вх. N 4170 от 03.09.2018) на жалобу индивидуального предпринимателя заявлены возражения относительно позиции заявителя.
3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, заслушав представителей Прокуратуры Республики Коми, ООО "Центр Сопровождения Торгов", пришла к нижеследующим выводам.
Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явилась Прокуратура Республики Коми, специализированной организацией - ООО "Центр Сопровождения Торгов"
Наименование объекта закупки - "Капитальный ремонт административного здания прокуратуры Эжвинского района, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Космонавтов, 15/1".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 5 281 277,00 рублей.
Источником финансирования закупки явились средства федерального бюджета.
Извещение о проведении электронного аукциона N 0307100008918000033, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт), на электронной торговой площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" www.sberbank-ast.ru - 13.08.2018.
Документация об электронном аукционе утверждена заместителем прокурора Республики Коми 10.08.2018.
4. В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Индивидуальным предпринимателем в жалобе заявлен довод о том, что условия проекта контракта в части предоставления по окончанию выполненных работ счет-фактуры противоречат требованиям действующего законодательства, такое условие контракта нарушает его права, поскольку индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.
Комиссия Коми УФАС России считает данный довод заявителя необоснованным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1, частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В силу частей 1, 2 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Законом о контрактной системе не установлены ограничения (особенности) участия в закупках для лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, не регламентируется порядок действия заказчика, в случае, если победитель закупки использует упрощенную систему налогообложения.
В силу части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Пунктом 4.5 проекта контракта, являющегося составной частью документации об электронном аукционе установлено: "Оплата за фактически выполненные работы производится Заказчиком в безналичной форме не более чем в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания Заказчиком акта о приемке выполненных работ (форма КС-2) на основании документов, являющихся основанием для оплаты выполненных работ. Авансовые платежи на выполнение работ - не предусмотрены. Предусмотрена промежуточная оплата выполненных работ.
Документы, являющиеся основанием для оплаты выполненных работ:
- счет-фактура (счет),
- акт о приемке выполненных работ (форма КС-2);
- справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3)".
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно пункту 1 статьи 169 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.
По подпункту 1 пункта 3 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести книги покупок и книги продаж, в том числе при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой (за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено подпунктом 1.1 настоящего пункта). При совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав лицам, не являющимся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, по письменному согласию сторон сделки счета-фактуры не составляются.
В соответствии с пунктами 1-3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса.
Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса.
Следовательно, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость и не обязаны выставлять счета-фактуры.
В ходе изучения Комиссией Коми УФАС России проекта государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту административного здания прокуратуры Эжвинского района, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Космонавтов, 15/1, являющегося неотъемлемой частью документации об электронном аукционе, установлено, что из формулировки пункта 4.5 проекта контракта не следует требование о предоставлении в составе документов, являющихся основанием для оплаты выполненных работ, исключительно счет-фактуры. В указанном пункте имеется ссылка и на предоставление счета.
Следовательно, данное означает, что в случае, если подрядчик является плательщиком НДС, то указанное лицо предоставляет в составе документов, являющихся основанием для оплаты выполненных работ, счет-фактуру, если же подрядчик не является плательщиком НДС, то предоставляет счет.
Таким образом, действия заказчика - Прокуратуры Республики Коми в части установления в пункте 4.5 проекта контракта, являющегося составной частью документации об электронном аукционе, положения о том, что документами, являющимися основанием для оплаты выполненных работ являются "счет-фактура (счет)" не противоречат частям 1, 2 статьи 8, пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе.
5. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, наряду с прочей информацией, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из раздела III "Описание объекта закупки (техническое задание)" документации об электронном аукционе следует, что объем выполненных работ должен соответствовать сметной документации (приложена к настоящей документации и размещена на официальном сайте) (часть 1). Также заказчиком в части 2 раздела III "Описание объекта закупки (техническое задание)" установлены требования к товарам, используемым для выполнения работ.
По оспариваемым заявителем показателям заказчиком в Техническом задании установлены следующие значения:
Пункт 11 Технического задания: "Бруски обрезные хвойных пород. Соответствуют ГОСТ 8486-86, ГОСТ 24454-80, ГОСТ 33080-2014, ГОСТ 18288-87
Толщина 35, 70; 40, 75, 100, 125, 150 мм. Кромки изделий параллельные; непараллельные. Сорт 1, 2. Ширина узкой пласти не менее 50 мм. Ширина 75-150 мм. Древесина кедр; сосна; пихта; лиственница. Длина 4-6 м.";
пункт 13 Технического задания: "Доски необрезные хвойных пород. Соответствуют ГОСТ 8486-86, ГОСТ 24454-80, ГОСТ 33080-2014, ГОСТ 18288-87. Сорт 1,2,3. Длина от 2 до 6 м. Класс прочности марки "С" С24; С27; С16. Класс прочности марки "Т" Т16; Т10; Т14. Порода древесины сосна; ель; пихта; лиственница. Ширина 75-150 мм. По влажности сухие; сырые; не нормируется. Марка С; Т. Толщина 44 мм."
Заявитель в жалобе указывает, что требуемые заказчику значения показателей, а именно: "толщина бруска - 125, 150 мм", "толщина - 44 мм" и "ширина - 75 мм" доски необрезной не соответствуют ГОСТу 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения", что свидетельствует о нарушении заказчиком пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Представителем Прокуратуры Республики Коми на заседании Комиссии Коми УФАС России пояснено, что требования к значениям показателей, оспариваемых заявителем, установлены на основании позиций N 156 и N 157 локального ресурсного сметного расчета, составленному в соответствии с Федеральной сметно-нормативной базой ФСНБ-2001, введенной в действие Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.01.2014 N 31/пр.
Отмечено, что заявителем не учтено, что в требованиях к данным товарам присутствуют указания и на иные государственные стандарты.
Так, в пункте 2 ГОСТа 24454-80 "Пиломатериалы хвойных пород. Размеры (с изменениями N 1,2)" в виде таблицы установлены номинальные размеры толщины и ширины обрезных пиломатериалов с параллельными кромками и толщины необрезных и обрезных пиломатериалов с непараллельными кромками.
Между тем, согласно примечанию к указанному пункту, по требованию потребителя допускается изготовлять пиломатериалы с размерами, не указанными в таблице.
Комиссия Коми УФАС России обращает внимание, что на основании анализа норм статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона.
Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.
Включение в аукционную документацию условий, которые приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих целям такой закупки (выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности, результативности осуществления закупок), не могут рассматриваться как ограничение доступа к участию в электронном аукционе и не является нарушением Закона о контрактной системе.
По мнению Комиссии Коми УФАС России, установленные заказчиком в Техническом задании требования к показателям "толщины" и "ширины" брусков обрезных и досок необрезных в том виде, в котором они указаны в Техническом задании, являются значимыми для заказчика.
Таким образом, у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют основания полагать, что действие заказчика - Прокуратуры Республики Коми в части описания объекта закупки противоречит пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в том числе ограничивают количество участников осуществления закупки.
6. В пункте 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, среди прочего, в соответствии с проектной документацией, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на основе методических и нормативных документов постановлением Госстроя Российской Федерации от 05.03.2004 N 15/1 утверждена и введена в действие Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (далее - Методика), положения которой распространяются на все предприятия строительного комплекса Российской Федерации при определении стоимости строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений, выполнения ремонтных и пусконаладочных работ вне зависимости от источников финансирования, осуществляемых на территории Российской Федерации, а также при формировании цен на строительную продукцию и расчетах за выполненные работы (введение Методики).
Для определения сметной стоимости строительства проектируемых предприятий, зданий, сооружений или их очередей составляется сметная документация, состоящая из локальных смет, локальных сметных расчетов, объектных смет, объектных сметных расчетов, сметных расчетов на отдельные виды затрат, сводных сметных расчетов стоимости строительства (ремонта), сводок затрат (пункт 3.15 Методики).
В пункте 3.16 названной Методики определено, что локальные сметы относятся к первичным сметным документам и составляются на отдельные виды работ и затрат по зданиям и сооружениям или по общеплощадочным работам на основе объемов, определившихся при разработке рабочей документации.
В рассматриваемом случае объектом закупки является выполнение капитального ремонта административного здания прокуратуры Эжвинского района, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Космонавтов, 15/1.
В силу прямого указания закона заказчик в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости), которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. По смыслу статьи 33 Закона о контрактной системе заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Из материалов жалобы следует, что заказчиком в пункте 19 Технического задания при выполнении работ предусмотрено использование сетки сварной арматурной со следующими показателями: "Соответствует ГОСТ 23279-2012. Тип 4 - легкие с поперечными стержнями на всю ширину сетки; 5 - легкие со смещенными поперечными стержнями. стержней 12 мм Отношение меньшего диаметра стержня к большему не менее 0,25 Ширина сетки от 650 мм Шаг поперечных стержней 150 мм Доборный шаг поперечных стержней от 50 до 250 мм Длина сетки до 2000 мм Размеры выпусков поперечных и продольных стержней более 25 мм Площадь поперечного сечения стержней не более 0,785 см2 Шаг продольных стержней 150 мм Класс арматуры А-I".
Однако, по мнению заявителя, в локальной смете установлены совершенно другие значения параметров: "Сетка сварная из арматурной проволоки диаметром 5,0 мм, без покрытия, 100х100 мм, м2".
Исходя из пояснений представителей Прокуратуры Республики Коми, ООО "Центр Сопровождения Торгов", озвученных на заседании Комиссии Коми УФАС России следует, что действительно данные параметры не совпадают, потому как это два совершенно разных товара. Требования по позиции N 19 части 2 Технического задания установлены на основании позиции N 194 "Арматура-сетка из арматурной стали класса А-I диаметром 12-14 мм" локального ресурсного сметного расчета, составленному в соответствии с Федеральной сметно-нормативной базой ФСНБ-2001, а "сетка сварная из арматурной проволоки диаметром 5,0 мм, без покрытия, 100х100 мм, м2" предусмотрена позицией N 139 локального ресурсного сметного расчета.
Уточнено, что перечень материалов разработан заказчиком самостоятельно, исходя из его потребностей путем установления наиболее важных для заказчика товаров и их характеристик на основании локальных смет, входящих в состав сметной документации на выполнение работ.
Согласно пункту 2.2 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, главной функцией сметных норм является определение нормативного количества ресурсов, минимально необходимых и достаточных для выполнения соответствующего вида работ. Как основы для последующего перехода к стоимостным показателям. При этом, в расценках ГЭСН уже заложено наименование материалов.
Таким образом, отражение в сметной документации наименования материалов связано со спецификой составления сметной документации, что не является аналогичным требованию о фактическом использовании соответствующих материалов.
Комиссия Коми УФАС России считает, что указание в части 2 Технического задания документации об электронном аукционе на то, что все строительные материалы, изделия, используемые при выполнении работ должны быть соответствующих видов, описанных в локальном сметном расчете, предполагает лишь установление требования о соответствии материала видовым характеристикам, что для заказчика в отношении иных материалов, не указанных в части 2 Технического задания, будет признано достаточным, в силу отсутствия потребности в конкретных показателях данных материалов.
Исходя из предмета закупки (выполнение работ), для заказчика имеет интерес результат работ, при приемке выполненных работ проверяться будет именно объем выполненных работ и их качество. Для заказчика в данном случае значимыми являются показатели арматуры-сетки из арматурной стали класса А-I диаметром 12-14 мм, установленные в позиции N 19 части 2 Технического задания.
Следует принять во внимание, что количество использованной сетки сварной из арматурной проволоки диаметром 5,0 мм при приемке работ посчитать невозможно, при этом детализированные характеристики такой сетки для заказчика не являются значимыми.
Примененное заявителем истолкование в рассматриваемом случае не позволило бы избежать излишней детализации требований к товарам, которые значимыми для заказчика не являются, и не могли бы быть им обоснованы с точки зрения потребности и объективности для выполнения работ.
Комиссия Коми УФАС России пришла к выводу о том, что заказчик в документации об электронном аукционе надлежащим образом определил функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики используемого при выполнении работ товара, как того требуют положения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. Доказательств того, что формирование заказчиком объекта закупки в том виде, в котором оно изложено в документации об электронном аукционе, привело к ограничению количества участников закупки, в материалы жалобы заявителем не представлено.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу индивидуального предпринимателя необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 5 сентября 2018 г. N 04-02/6289
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.09.2018