Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГУП "Петербургский метрополитен" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей:
ООО "ПромЭнерго" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 22563-ЭП/18 от 04.09.2018) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на выполнение работ по капитальному ремонту ствола, нижнего вентузла (НВУ), венткиоска вентшахты N 519 (извещение номер 0572500002518001269) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 15.08.2017 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0572500002518000335. Начальная (максимальная) цена контракта 273 757 755,83 руб.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении ненадлежащего порядка оценки по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)".
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч.ч. 1, 3 и 4 ст. 56 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием в электронной форме понимается конкурс, при проведении которого информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, соответствующих предъявленным к участникам закупки единым требованиям и дополнительным требованиям.
При проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
В отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными ч. 1, ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона о контрактной системе, предъявляются дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу п.п. 10 и 11 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
По смыслу приведенных положений, в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений участниками закупки, между такими сведениями и количеством присваемых баллов должна быть зависимость, которая определяется посредством необходимой формулы или шкалы и выражается в их взаимном соотношении друг с другом, а именно: определенное количество присваемых баллов соответствует определенному показателю, в свою очередь, возможное количественное изменение показателя оценки обязательно должно изменять количество присваемых баллов в соответствии с предусмотренными п. 11 Правил интервалами их изменений или используемой формулой.
Этот вывод следует и из содержания п. 29 Правил, предписывающего, что для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Право заказчика самостоятельно определить в конкурсной документации используемые для оценки нестоимостные критерии оценки (показатели) и предусмотреть формулу расчета количества баллов или шкалу оценки, по смыслу приведенных выше норм Закона о контрактной системе и Правил, не только не допускает, а напротив, предполагает, что в конкурсной документации, кроме иного, должна быть указана соответствующая зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по упоминаемым критериям в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно п. 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по показателю "качество товаров (качество работ, качество услуг)", следовательно, в случае использования такого показателя, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Анализ конкурсной документации показал, что в рамках спорного показателя Заказчиком установлена следующая шкала оценки:
"Для оценки заявки участника по нестоимостному критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" предусмотрен показатель согласно таблице:
п/п |
Наименование показателя |
Значимость показателя /коэффициент значимости |
Значение показателя |
Шкала оценки в баллах |
Количество баллов с учетом коэффициента значимости показателя |
1 |
Качество работ |
100 %/1 |
Отсутствие предложений о качественных характеристиках объекта закупки |
0 |
0 |
Наличие предложений о качественных характеристиках объекта закупки с частичным описанием технологии производства работ, операционного контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов |
25 |
25 |
|||
Наличие предложений о качественных характеристиках объекта закупки с неполным описанием технологии производства работ, операционного контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов |
50 |
50 |
|||
Наличие предложений о качественных характеристиках объекта закупки с описанием технологии производства работ, операционного контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов |
100 |
100 |
11.6. Для получения оценки (значения в баллах) по показателю для каждой заявки вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами комиссии по осуществлению закупок по показателю.
11.7. Для получения итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", умножается на соответствующую указанному критерию значимость.
Оценка заявки участника по показателю "Качество работ" определяется согласно представленному участником предложению о качественных характеристиках объекта с описанием технологии производства работ, операционного контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов по форме приложения N 3 к специальной части (далее - Предложение о качестве). При этом предложение участника о качественных характеристиках объекта закупки разрабатывается участником на основе технического задания со всеми приложениями, являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации и рабочей документацией "КР 03.2016/01", проектной документацией "КР 09.2016-ПР", "КР 09.2016-СОКН",
11.8. Порядок заполнения формы "Предложение об объекте закупки" установлен разделом 11 части II конкурсной документации.
В случае если участником в графе 3 формы "Предложение об объекте закупки" указывается, что все работы будут выполнены в соответствии со всеми требованиями, указанными в техническом задании, и участником не предлагается описание технологии производства работ, операционного контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов, то в соответствии с таблицей N1 участнику присваивается 0 баллов по показателю "Качество работ".
В случае, если в предложении участника содержатся не все виды выполняемых работ, исчерпывающий перечень которых указан в Приложении N 4 к Техническому заданию конкурсной документации или по одному или более видов выполняемых работ не предоставлено описание технологии производства работ, операционного контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов, такое предложение трактуется конкурсной комиссией как отсутствие предложений о качественных характеристиках объекта закупки.
Предложение о качестве признается предложением о качественных характеристиках объекта закупки с неполным описанием технологии производства работ, операционного контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов в случае, если в таком Предложении о качестве содержатся все виды (наименования) выполняемых работ, исчерпывающий перечень которых указан в Приложении N 4 к Техническому заданию конкурсной документации, но при этом описание технологии производства работ, операционного контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов представлено не в полном объеме по одному виду (наименованию) выполняемых работ, исчерпывающий перечень которых указан в Приложении N 4 к Техническому заданию конкурсной документации.
Предложение о качестве признается предложением о качественных характеристиках объекта закупки с частичным описанием технологии производства работ, операционного контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов случае, если в таком предложении о качестве содержатся все виды (наименования) выполняемых работ, исчерпывающий перечень которых указан в Приложении N 4 к Техническому заданию конкурсной документации, но при этом описание технологии производства работ, операционного контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов представлено не в полном объеме более, чем по одному виду (наименованию) выполняемых работ, исчерпывающий перечень которых указан в Приложении N 4 к Техническому заданию конкурсной документации.
Предложение о качестве признается предложением о качественных характеристиках объекта закупки с описанием технологии производства работ, операционного контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов в случае, если в таком предложении о качестве содержатся все виды (наименования) выполняемых работ, исчерпывающий перечень которых указан в Приложении N 4 к Техническому заданию конкурсной документации, при этом описание технологии производства работ, операционного контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов представлено в полном объеме по всем видам (наименованиям) выполняемых работ, исчерпывающий перечень которых указан в Приложении N 4 к Техническому заданию конкурсной документации.
Для присвоения максимального количества баллов в составе заявки участника должна быть представлена форма "Предложение об объекте закупки" по форме приложения N 3 к специальной части, содержащая описание технологии производства работ, операционного контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов в полном объеме по всем видам работ, исчерпывающий перечень которых указан в Приложении N 4 к Техническому заданию конкурсной документации, в том числе с пояснительной запиской на усмотрение участника закупки, составленная на основе технического задания со всеми приложениями.
Описание технологии производства работ, операционного контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов признается представленным не в полном объеме, если такое описание не содержит описания технологии производства работ, операционного контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов Описание технологии производства работ, операционного контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов признается представленным в полном объеме, если такое описание содержит описание технологии производства работ, операционного контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов.
Описание технологии производства работ, операционного контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов по всем видам (наименованиям) выполняемых работ, исчерпывающий перечень которых указан в Приложении N 4 к Техническому заданию конкурсной документации, предлагаемое участником в составе конкурсной заявки, должны соответствовать конкурсной документации.
Под технологией производства работ понимают методы, приемы, режим производства работ, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами. Под операционным контролем качества выполнения работ понимаются действия (комплекс мер), направленных на качественное выполнение работ, включающие проведение измерений, их периодичность с фиксацией в соответствующей технической документации, анализ испытаний совокупности свойств и характеристик проведенных работ и их сравнение с установленными требованиями для определения соответствия полученных и требуемых величин параметров качества. Под используемым оборудованием и машинами понимается совокупность машин, механизмов, приборов, устройств, используемых при выполнении определённых видов работ. Под необходимыми трудовыми ресурсами понимается рабочая сила, задействованная при выполнении определённых видов работ, с указанием профессиональных задач в сфере выполнения соответствующих работ".
Требованиями конкурсной документации установлено, что "в рамках предмета Контракта необходимо выполнить работы по капитальному ремонту ствола, нижнего вентузла (НВУ), венткиоска вентшахты N 519 в объеме, предусмотренном настоящим Техническим заданием, Расчетом начальной (максимальной) цены Контракта, рабочей документацией "КР 03.2016/01", проектной документацией "КР 09.2016-ПР", "КР 09.2016-СОКН", в соответствии с законодательством РФ, строительными нормами и правилами".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее - Постановление) утверждено положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 1 раздела I "Общие положения" Постановления Положение устанавливает состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов при подготовке проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта, при этом в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости)
Согласно ч. 2 ст. 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Из анализа Постановления следует, что проектная документация состоит из текстовой части, которая содержит сведения в отношении объекта, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения; из графической части, которая отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме, иными словами содержит требования к результату выполняемых работ.
Согласно Постановлению текстовая часть проектной документации должна содержать, в том числе:
- сведения о производственной программе и номенклатуре продукции, характеристику принятой технологической схемы производства в целом и характеристику отдельных параметров технологического процесса, требования к организации производства, данные о трудоемкости изготовления продукции - для объектов производственного назначения;
- перечень мероприятий, обеспечивающих соблюдение требований по охране труда при эксплуатации производственных и непроизводственных объектов капитального строительства и т.д.
Проектная документация содержит информацию необходимую и достаточную для организации производства работ, обеспечения безопасности и т.д.
При этом какие-либо изменения в проектную документацию не допускаются, поскольку они влекут за собой фактическое изменение объекта закупки ввиду того, что конкурсной документацией предусмотрена обязанность подрядчика выполнить работы в соответствии с утвержденной проектной документацией.
Таким образом, предложение участников закупки в отношении качества работ, качественных характеристик объекта закупки, выраженных в предложениях по повышению безопасности работ при выполнении работ, являющихся предметом конкурса, качественных характеристик объекта закупки, выраженных в предложениях по повышению эффективности охраны труда при выполнении работ, являющихся предметом конкурса, качественных характеристик объекта закупки, выраженных в предложениях по повышению эффективности проекта производства работ, являющихся предметом конкурса, соответствии экологическим нормам в рассматриваемом случае не могут быть предметом оценки для выявления лучших условий исполнения контракта, поскольку все необходимые и достаточные сведения уже содержатся в разработанной и утвержденной проектной документации, изменений которых недопустимо.
В составе конкурсной документации размещена проектная документация производства работ, которая учитывает все виды, сроки, технологию производства работ и т.д. Таким образом, Заказчик в конкурсной документации изначально установил требования к работам и их качеству и предлагает участникам конкурса для получения максимального балла по рассматриваемому критерию повторить положения проектной документации.
Следовательно, в данном случае оценка заявок осуществляется не между собой (кто из участников закупки предложит лучшие условия контракта), а на соответствие заявок техническому заданию (насколько точно участник детализировал технические особенности выполнения работ, в соответствии с положениями конкурсной документации в свою заявку), что, в свою очередь противоречит пункту 1 Правил N 1085, согласно которому целью Правил N 1085 является, в том числе, выявление лучших из предложенных участниками условий исполнения контракта при проведении закупки.
Таким образом, учитывая вышеизложенное Заказчиком не установлен надлежащий порядок оценки конкурсных заявок, что является нарушением п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, следовательно, жалоба является обоснованной.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст., 8, 32, 33, 50, 56, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПромЭнерго" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику и его конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 сентября 2018 г. N 44-4298/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2018