Резолютивная часть решения оглашена 11.09.2018
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председательствующего Комиссии:
заместителя начальника отдела,
членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта,
специалиста-эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ИП Казаковой И.Н. (г.Саратов) на положения документации электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции стадиона "Труд" в г.Юрьев-Польский для нужд муниципального образования город Юрьев-Польский (извещение N 0128200000118007469) в присутствии представителей заказчика - МКУ "Центр муниципальных услуг администрации муниципального образования город Юрьев-Польский Юрьев-Польского района" (доверенность от 14.08.2018 N б\н), (доверенность от 06.07.2018 N 115рк).
Заявитель, надлежащим образом, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечил.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N Г 843-04/2018 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ИП Казаковой И.Н. (далее - заявитель) на положения документации электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции стадиона "Труд" в г.Юрьев-Польский для нужд муниципального образования город Юрьев-Польский (извещение N 0128200000118007469).
По мнению заявителя, аукционная документации содержит положения нарушающие требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В частности в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 21 Закона о контрактной системе в сфере закупок в план-график включается в отношении каждой закупки дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований) и обоснование таких требований.
В соответствии с частью 11 статьи 21 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
Заказчиком, в нарушение положений пункта 3 части 3 статьи 21 Закона о контрактной системе в сфере закупок в аукционную документацию включены требования к участникам закупки ("Требование к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации", требование о наличии членства саморегулируемой организации), которые не предусмотрены в плане-графике.
В связи с изложенным, заказчик не мог проводить данную закупку на основании части 11 статьи 21 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В пункте 46 аукционной документации установлено следующее:
"2.3. При закупке любых работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства:
Предоставление участником в составе заявки действующей выписки из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58 или копии такой выписки, где член СРО должен иметь право выполнять работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении следующих объектов:
а) в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии);
- Указанная выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, указанного в извещении об аукционе"
Вместе с тем, законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено, что выписка из реестра членов саморегулируемой организации должна быть действительна до даты окончания срока подачи заявок, следовательно, вышеуказанное требование к сроку действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации не соответствует положениям Закона о контрактной системе в сфере закупок, в связи с чем действия заказчика, установившего в аукционной документации требование к участникам закупки, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Также аукционная документация не содержит конкретного перечня товаров с указанием единиц измерения, наименований показателей, технических, функциональных параметров, необходимых для представления в составе заявки, что препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе.
Таким образом, вышеуказанные действия заказчика нарушают часть 2 статьи 33, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В силу изложенного, заявитель просит признать в действиях заказчика нарушения Закона о контрактной системе в сфере закупок, выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений, привлечь виновных должностных лиц заказчика к административной ответственности.
В обоснование правомерности действий заказчика представитель заказчика заявил следующее.
Требование заявителя о том, что указание в аукционной документации на необходимость представления выписки из реестра членов СРО, которая должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок является нарушением части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, необоснованно.
Установление данного требования в аукционной документации не нарушает прямых запретов, установленных статьей 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок (требования к участникам закупки) и направлено на определение потребностей заказчика, следовательно, такое положение аукционной документации не противоречит положениям Закона о контрактной системе в сфере закупок и Градостроительного кодекса РФ.
Довода заявителя о том, что заказчиком нарушается требование части 11 и 12 статьи 21 Закона о контрактной системе в сфере закупок является необоснованным.
К участникам закупки отдельных видов, товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования.
Функционал закупок не позволяет вписать в план-график СРО, но данное требование прописано в пункте 46 аукционной карты.
Исходя из этого, заказчиком не нарушены положения Закона о контрактной системе, установленные частью 11 и 12 статьи 21 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
ООО "Куб" была составлена проектная документация на реконструкцию стадиона "Труд", которая размещена в полном объеме на официальном сайте.
Проектная документация определяет объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, при этом смета является частью проектной документации. В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, определяющей цену работ.
В проектной документации имеется смета 02-02-22 Э 1 Этап и 5 Этап - Книга N 1 и N 2 Технологическое оборудование, где описано технологическое оборудование, именно под это оборудование сделан утвержденный проект, в описание объекта закупки имеется требования в отношении товарных знаков, указывается непосредственно на данный товар и его характеристики.
Товар закупается совместно с работами и не является предметом контракта.
В проекте контракта в пункте 4.1.9 указано: "4.1.9. Обеспечить выполнение работ новыми материалами, ранее не использованными, разрешенными к применению на территории РФ, имеющими, при необходимости, сертификаты, технические паспорта и другие документы, предусмотренные действующим законодательством, удостоверяющие их качество. Замена оборудования и материалов, указанных в проектной документации, допускается только по требованию заказчика, с характеристиками не хуже чем указаны в проектной документации". Таким образом, замена оборудования допускается, заказчик не ограничивает количество участников закупки.
На основании изложенного, представитель заказчика просит признать жалобу ИП Казаковой И.Н. необоснованной в полном объеме.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 21 Закона о контрактной системе в сфере закупок в план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки:
1) идентификационный код закупки, определенный в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона;
2) наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений статьи 33 настоящего Федерального закона, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно);
3) дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований) и обоснование таких требований;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и обоснование выбора этого способа;
5) дата начала закупки;
6) информация о размере предоставляемых обеспечения соответствующей заявки участника закупки и обеспечения исполнения контракта;
7) информация о применении указанного в части 3 статьи 32 настоящего Федерального закона критерия стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта (в случае применения указанного критерия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
8) информация о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
В силу части 11,12 статьи 21 Закона о контрактной системе в сфере закупок Заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены. Не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила, что в плане-графике по указанной закупке в разделе "Преимущества и требования к участникам закупки" не установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг. Вместе с тем, в извещении о проведении закупки и аукционной документации содержится требование к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ). Таким образом, в данном случае, заказчиком допущено нарушение части 11 статьи 21 Закона о контрактной системе в сфере закупок. Однако Комиссия полагает, что данное нарушение не повлияло и не могло повлиять на результаты закупки.
Вместе с тем, законодательством не установлено указание в плане-графике информации о единых требованиях к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в том числе требования о наличии у участника закупки членства в саморегулируемой организации.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 1 статьи 49 Гражданского кодекса РФ В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно части 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса РФ саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Таким образом, заказчиком во исполнение вышеуказанных требований Закона о контрактной системе в сфере закупок и Градостроительного кодекса РФ в пункте 46 аукционной документации установлено требование, что выписка из реестра членов СРО должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, указанного в извещении.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В силу требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из смысла указанных норм следует, что если указанные в аукционной документации требования к товару не нарушают прямых запретов, установленных в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, и направлены на определение потребностей заказчика, такие положения документации не могут быть признаны нарушающими требования законодательства. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара. Положения Закона о контрактной системе в сфере закупок не обязывают заказчика при описании объекта закупки устанавливать такие требования, которым соответствовали бы все существующие типы, виды, модели товара.
При описании объекта закупки в рассматриваемой документации заказчиком не использованы указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя. Им указаны необходимые требования к характеристикам выполняемых работ.
Доказательств, свидетельствующих о нарушении заказчиком положений статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, о создании одним участникам закупки преимуществ перед другими, заявитель жалобы не представил.
Таким образом, с учетом изложенного, Комиссия не усматривает в положениях документации об электронном аукционе на выполнение работ по реконструкции стадиона "Труд" в г.Юрьев-Польский для нужд муниципального образования город Юрьев-Польский нарушений статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ИП Казаковой И.Н. (г.Саратов) на положения документации электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции стадиона "Труд" в г.Юрьев-Польский для нужд муниципального образования город Юрьев-Польский (извещение N 0128200000118007469) частично обоснованной (в части нарушения положений статьи 21 Закона о контрактной системе в сфере закупок).
2. Признать заказчика нарушившим требования части 11 статьи 21 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. В отношении заказчика предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выносить, так как допущенное нарушение не повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председательствующий Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 11 сентября 2018 г. N Г 843-04/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.09.2018