Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", рассмотрев жалоба ООО "ЭнергияМаш" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Тольятти (N0842200002118000310), начальная (максимальная) цена контракта - 39 968 487,47 руб.).
в присутствии представителя от
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "ЭнергияМаш" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Тольятти (N0842200002118000310), начальная (максимальная) цена контракта - 39 968 487,47 руб.).
Согласно доводам заявителя, Заказчиком утверждена документация с нарушениями законодательства о контрактной системе.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, внести изменения в документацию, привлечь виновных должностных лиц.
Представитель заказчика против доводов заявителя возражал, просил отказать в удовлетворении жалобы, представил письменные возражения на жалобу.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалоб, аукционную документацию, протоколы, заявки участников, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
1.Согласно доводу Заявителя, требования Заказчика к материалам, сведения по которым допускается возможным представить только при проведении испытаний, имеют признаки ограничения конкуренции, а именно: по позициям 1,2,3,4,5, Технического задания.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Подпунктом "Б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (ред. от 12.04.2018) "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Техническим заданием установлены следующие требования к материалам:
|
Краска разметочная дорожная |
Массовая доля нелетучих веществ должна быть не менее 70% |
|
Время высыхания до степени 3 должен быть не более 30 мин | |||
Плотность разметочного материала должна быть не менее 1,4г/см3 | |||
2 |
Эмульсия битумно- дорожная |
Содержание вяжущего с эмульгатором в % по массе от 40 до 70 |
|
Условная вязкость при 20оСот 8 до 65с | |||
Устойчивость при хранении (остаток на сите с сеткой N014) в % по массе через 7 суток не более 0,8, через 30 суток не более 1,2 | |||
Растяжимость не должна быть: при 25°С менее 25 см при 0°С менее 3,5 см | |||
3 |
Асфальтобетонная смесь горячая крупнозернистая плотная тип Б марка I |
Пористость минеральной части, %, от 14 до 19 |
|
Содержание щебня в асфальтобетонной смеси, %, свыше 40 до 50 | |||
Содержание глинистых частиц в песке из отсевов дробления, определяемое методом набухания, % по массе, не более 0,5 | |||
Растяжимость не должна быть: при 25°С менее 55 см при 0°С менее 3,5 см | |||
4 |
Термопластик |
Плотность отвердевшего расплава термопластиков должна быть не менее 1,9 г/см3 |
|
Коэффициент яркости должен быть не менее 70% | |||
Время отверждения должно быть не менее 5 мин | |||
5 |
Щебеночно-мастичный асфальтобетон ЩМА-20 |
Пористость минеральной части должна быть от 15 до 19% |
ГОСТ 310015-2002 |
Предел прочности при сжатии при температуре 20оС не должен быть менее 2,2 МПа | |||
Предел прочности при сжатии при температуре 50оС не должен быть менее 0,65 МПа | |||
Водостойкость при длительном водонасыщении не менее 0,85 | |||
Содержание дробленых зерен в применяемом щебне из гравия должно быть не менее 85% по массе. | |||
Содержание глинистых частиц, определяемых методом набухания, должно быть не более 0,5% |
Инструкцией по заполнению заявки участником закупки установлено, что значения показателей, определяемые по результатам испытаний, а также химический состав могут быть не конкретизированы и указаны в диапазоне в соответствии с требованиями ГОСТ. Таким образом участнику нет необходимости иметь материал в наличии и проводить лабораторные испытания.
В том числе, инструкцией установлено, что в случае, если значения показателей перечислены ТОЛЬКО через запятую (запятые) или через союз(ы) "и", необходимо привести все перечисленные значения показателей товара", "Значения показателей указанных в скобках необходимо предоставить в диапазоне".
В требованиях к материалам, используемым при выполнении работ к значению показателя "Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре О °С" Заказчик установил требования "(не менее 2,5 Мпа и не более 6 Мпа)".
Заказчик исчерпывающе описал в инструкции требования по заполнению первой части заявки, а именно описал что все перечисленные значения показателей товара необходимо представить в случае, если значения показателей перечислены ТОЛЬКО через запятую (запятые) или через союз(ы) "и", а также описал как необходимо заполнять первую часть заявки если значение показателя указано в скобках.
Таким образом Участнику необходимо указать значение показателя "Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре О °С" в диапазоне.
Инструкция по заполнению первой части заявки содержит развернутое и исчерпывающее пояснение о том, как Участнику необходимо заполнять заявку, именно поэтому Заказчиком и был дан ответ, что в данном случае Участнику необходимо указать показатели в соответствии с требованиями к товарам, используемым при выполнении работ и инструкцией по заполнению первой части заявки.
В инструкции по заполнению первой части заявки Заказчик указал что "В случае, если в наименовании показателя используется слово "диапазон", "интервал" и производные от указанных слов, а также при описании температурных условий применения товаров, то необходимо привести неизменные значения показателей диапазона".
В' данном контексте слово "применения" является синонимом слова "эксплуатация" и очевидно, что Показатели "Температура размягчения по кольцу и шару", "Температура хрупкости", "Температура вспышки" и "Температура размягчения" не описывают температурные условия применения (эксплуатации) товаров, а являются физико-химическими показателями товара.
Таким образом, Участнику необходимо заполнять заявку в соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки, не применяя к данным показателям положения инструкции заказчика, относящиеся к значениям температурных условий применения товара.
Так как инструкция по заполнению первой части заявки содержит развернутые пояснения о том, как Участнику необходимо заполнять заявку,
Заказчиком и был дан ответ что Участнику необходимо указать показатели в соответствии с требованиями к товарам, используемым при выполнении работ и инструкцией по заполнению первой части заявки.
По данным позициям документации не требуется указание показателей, значения которых определяются посредством проведения испытаний.
Указанные в жалобе характеристики являются стандартными для видов товаров используемых при выполнении работ, указываются как на сайтах производителей, так и предоставляются дистрибьюторами.
Аукционная документация содержит определенные технические характеристики товара, подлежащего к поставке, которые в наилучшей степени отвечают требованиям Заказчика, что не запрещено в силу Закона о контрактной системе.
Заказчик использовал показатели, требования, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик товара, работы и качественные характеристики объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что при описании материалов использованы требования, закрепленные в нормативно-технической документации и ГОСТах, указанных в документации, что соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Исходя из вышеизложенного, Заказчиком были сформулированы требования к товару, которые полностью отображают потребность Заказчика. Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика, а также обязанность Заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. При этом Заказчик не имеет возможности и не должен устанавливать требования к характеристикам товара, которые бы удовлетворяли всех возможных участников размещения заказа. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в техническом задании требования к товарам приводят к ограничению конкуренции, создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
Таким образом, документация об аукционе в полной мере отображает все необходимые требования и соответствует требованиям действующего законодательства, ГОСТ.
Кроме того, на участие в аукционе было подано 6 заявок. По основаниям, указанным в жалобе Заявителя отказов не было. Запросов разъяснений в оспариваемой части не поступало.
Таким образом, данный довод заявителя следует признать необоснованным.
Руководствуясь ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ЭнергияМаш" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 6 сентября 2018 г. N 1150-13332-18/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.09.2018