Резолютивная часть оглашена
13.09.2018 года г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобу ООО "Сызраньэнергострой" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на приобретение жилых помещений в рамках реализации областной адресной программы "Переселение из аварийного жилого фонда на территории Самарской области до 2018 года" (извещение N 0142200001318011142, начальная (максимальная) цена контракта - 66 323 011 ,10 рублей),
в присутствии представителей (до и после объявленного перерыва):
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Сызраньэнергострой" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на приобретение жилых помещений в рамках реализации областной адресной программы "Переселение из аварийного жилого фонда на территории Самарской области до 2018 года" (извещение N 0142200001318011142 (далее - закупка).
Согласно доводам жалобы ООО "Сызраньэнергострой" Заказчиком при подготовке аукционной документации допущены нарушения Закона о контрактной системе, а именно, в состав одного лота включены 26 квартир, что ограничивает количество участников закупки.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа против доводов Заявителя возражали, представил письменные возражения на жалобу.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об электронном аукционе, протоколы, заявки участников, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
Согласно Приложению N1 к Техническому заданию Заказчику требуются квартиры (с чистовой отделкой):
Порядковый номер |
Общая площадь, м2 /жилая площадь м2 |
Кол-во комнат |
Количество квартир |
Адрес (адресный ориентир) (заполняется при заключении контракта) |
1 |
Не менее 60,6/38,1 кв.м. |
2 |
1 |
г. Сызрань |
2 |
Не менее 60,7/38,9 кв.м. |
2 |
1 |
г. Сызрань |
3 |
Не менее 60,3/38,5 кв.м. |
2 |
1 |
г. Сызрань |
4 |
Не менее 90,0/69,5 кв.м. |
3 |
1 |
г. Сызрань |
5 |
Не менее 89,6/69,2 кв.м. |
3 |
1 |
г. Сызрань |
6 |
Не менее 63,0/39,4 кв.м. |
2 |
2 |
г. Сызрань |
7 |
Не менее 63,5/39,3 кв.м. |
2 |
1 |
г. Сызрань |
8 |
Не менее 56,2/34,3 кв.м. |
2 |
2 |
г. Сызрань |
9 |
Не менее 77,7/57,9 кв.м. |
3 |
1 |
г. Сызрань |
10 |
Не менее 77,9/57,9 кв.м. |
3 |
1 |
г. Сызрань |
11 |
Не менее 48,5/28,8 кв.м. |
2 |
2 |
г. Сызрань |
12 |
Не менее 51,4/31,3 кв.м. |
2 |
1 |
г. Сызрань |
13 |
Не менее 48,7/29,9 кв.м. |
2 |
2 |
г. Сызрань |
14 |
Не менее 42,2/24,2 кв.м. |
1 |
2 |
г. Сызрань |
15 |
Не менее 56,5/34,6 кв.м. |
2 |
2 |
г. Сызрань |
16 |
Не менее 47,9/29,6 кв.м. |
2 |
1 |
г. Сызрань |
17 |
Не менее 48,0/29,8 кв.м. |
2 |
1 |
г. Сызрань |
18 |
Не менее 48,1/29,8 кв.м. |
2 |
1 |
г. Сызрань |
19 |
Не менее 74,6/38,4 кв.м. |
2 |
1 |
г. Сызрань |
20 |
Не менее 32,9/17,1 кв.м. |
1 |
1 |
г. Сызрань |
21 |
Не менее 78,1/58,4 кв.м. |
3 |
1 |
г. Сызрань |
22 |
Не менее 89,1/68,6 кв.м. |
3 |
1 |
г. Сызрань |
23 |
Не менее 58,9/37,8 кв.м. |
2 |
1 |
г. Сызрань |
24 |
Не менее 57,3/36,5 кв.м. |
2 |
1 |
г. Сызрань |
25 |
Не менее 28,6/14,4 кв.м. |
1 |
1 |
г. Сызрань |
26 |
Не менее 28,7/14,4 кв.м. |
1 |
1 |
г. Сызрань |
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе определено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 27 Закона о контрактной системе, участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей Заказчик в аукционной документации должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), количеству товаров с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Сам факт установления определенного количества закупаемых в одном лоте квартир не свидетельствует об ограничении количества участников закупки. Отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а так же ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Закон о контрактной системе не содержит норм, которые ограничивают право Заказчика включать в документацию об аукционе значимые для него требования к объекту закупки. Исходя из этого, определять потребность в той или иной услуге является прерогативой Заказчика.
Установлено, что начальная (максимальная) цена контракта рассчитана Заказчиком на основании пяти коммерческих предложений.
Так, ООО "Эксперт" в соответствии с ответом на запрос Заказчика может предоставить 35 квартир, МУП "Мечта" - 34 квартиры, ООО "Средневолжская строительная компания" - 49 квартир, ООО "Гарантия" - 67 квартир.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации требования к количеству квартир создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а так же каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Сызраньэнергострой" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 13 сентября 2018 г. N 1174-9080-18/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2018