Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Контракт" (далее - Заявитель) на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на выполнение ремонтных работ по модернизации зон регистрации и ожидания приема в здании поликлиники по адресу: г. Чернушка, ул. Коммунистическая, 16 (изв.N 0156200009918000351),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156200009918000351 Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение ремонтных работ по модернизации зон регистрации и ожидания приема в здании поликлиники по адресу: г. Чернушка, ул. Коммунистическая, 16.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
1. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках указано, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
1. В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о закупках первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Заявитель полагает, что Заказчик неправомерно установил в п. 1.1 раздела 8 информационной карты аукционной документации требование о представлении в первой части заявки только согласия.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что Закон о закупках допускает требовать от участников закупки представления в первой части заявки исключительно согласия на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе. Данные положения аукционной документации не влекут ограничения количества участников закупки. Иного не доказано. Более того, подателем не указано, каким образом спорное требование нарушает его права и законные интересы.
Как следствие, нарушений Закона о закупках в данной части в действиях Заказчика, Уполномоченного органа Комиссия не усматривает.
2. В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о закупках документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Подробное` описание` объекта` закупки` указано` в` Приложении` 2` "Техническое` задание` (Спецификация)" (п. 2 раздела 4 информационной карты аукционной документации).
Заявитель полагает, что Заказчиком в Техническом задании установлены требования к химическому составу и (или) компонентам товара, а также к показателям товара, значения которых возможно определить только путем проведения испытаний (в частности к плиткам керамическим для полов).
Из пояснений представителей Заказчика, Уполномоченного органа следует, что описание объекта закупки носит объективный характер, все требования к материалам установлены в соответствии с положениями государственных стандартов, а также соответствуют требованиям ст. 33 Закона о закупках.
Также представитель Заказчика пояснил, что описание объекта закупки обусловлено потребностью Заказчика.
Комиссия отмечает, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего, в том числе, с учетом указания требований к товарам, которые будут использоваться при выполнении работ, и, в данном случае, к товарам, с использованием которых будет достигнут результат закупаемой Заказчиком работы.
Необходимо отметить, что антимонопольный орган принимает решение на основании документов, имеющихся в материалах дела на момент вынесения решения.
Доказательств, которые бы свидетельствовали о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом установлены требования к товарам, которые могут быть известны только после испытаний, материалы жалобы в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о закупках, не содержат, явку представителя для предоставления дополнительных пояснений Заявитель не обеспечил.
Как следствие, нарушений Закона о закупках в действиях Заказчика, Уполномоченного органа не имеется.
3. Заявитель полагает, что Заказчиком, Уполномоченным органом в Техническом задании, локально-сметном расчете неправомерно установлены требования о соответствии работ, материалов недействующим государственным стандартам (например, ГОСТ 23289-94, ГОСТ 31173-2003).
Представитель Уполномоченного органа пояснил, что Заказчика в письменных пояснениях указал, что данные требования установлены в соответствии с локально-сметным расчетом, что данные требования установлены в ведомостях объемов работ, а не в требованиях к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам используемых материалов.
Кроме того, Техническое задание также содержит следующие положения:
- вышеуказанные требования к качеству материалов заданы только в отношении наиболее значимых для Заказчика материалов. Качество остальных материалов, содержащихся в локальном сметном расчёте, должно отвечать требованиям соответствующих нормативных документов (ГОСТ, СанПиН и пр.);
- используемые товары (материалы) должны соответствовать государственным, САНПиНам и (или) технических условий, распространяющихся на товары (материалы) (при их наличии);
- подрядчик несет ответственность за соответствие используемых материалов государственным стандартам и (или) техническим условиям, за сохранность всех поставленных для выполнения работ товаров (материалов).В случае если в настоящем Разделе документации и Приложениях к нему присутствуют ссылки на стандарты, утратившие силу на момент подачи заявки на участие в аукционе, при составлении заявки участник закупки должен руководствоваться действующими стандартами.
С учетом указанных положений нарушений Закона о закупах в действиях Заказчика, Уполномоченного органа не может быть установлено.
4. В соответствии с ч. 2 ст. 37 Закона о закупках, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
НМЦК по указанной закупке составляет 10 142 372,58 руб.
Заявитель полагает, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно в проекте договора не установлено положение в соответствии с ч. 2 ст. 37 Закона о закупках.
В ходе рассмотрения жалобы данный довод Заявителя нашел свое подтверждение. Следовательно, в действиях Заказчика, Уполномоченного органа имеется нарушение ч. 2 ст. 37 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Контракт" на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на выполнение ремонтных работ по модернизации зон регистрации и ожидания приема в здании поликлиники по адресу: г. Чернушка, ул. Коммунистическая, 16 (изв.N 0156200009918000351) обоснованной в части четвертого довода жалобы.
2. Признать в действиях Заказчика выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение ч. 2 ст. 37 Закона о закупках.
3. В целях устранения выявленных нарушений выдать предписание Заказчику, Оператору электронной площадки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенные нарушения Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 6 сентября 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.09.2018