Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - А.А. Кирилловой, начальника отдела, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Инновации в медицине" на действия аукционной комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - аукционная комиссия), государственного заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярская межрайонная клиническая больница N 4" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Поставка дозаторов" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 29.08.2018 поступила жалоба ООО "Инновации в медицине" (далее - податель жалобы) на действия заказчика, аукционной комиссии при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119200000118005434.
Существо жалобы: составление протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок; неправомерные действия заказчика при заключении государственного контракта по результатам проведения электронного аукциона.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - уполномоченный орган), аукционной комиссии и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
На заседаниях Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, состоявшихся 04.09.2018 в 14 часов 10 минут (время местное), после окончания объявленного перерыва 05.09.2018 в 15 часов 40 минут (время местное), присутствовали:
- представитель подателя жалобы Чебоксарова М.А. (доверенность б/н от 29.08.2018, удостоверение личности);
- представители уполномоченного органа, аукционной комиссии Лавров Н.А. (доверенность N 1 от 29.12.2017, удостоверение личности), Сайрамалов А.А. (доверенность б/н от 10.05.2018, удостоверение личности);
Явку своего представителя заказчик на заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу не обеспечил, представил документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, аукционная комиссия в нарушение требований части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 16.08.2018 не указала сведений о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.
Полученное подателем жалобы уведомление от оператора электронной площадки не содержало сведений о наличии среди предложений участников закупки предложений о поставке товаров российского происхождения.
Таким образом, податель жалобы отмечает, что, принимая участие в электронном аукционе и производя снижение начальной цены контракта, он полагал, что другими участниками закупки не были предложены к поставке товары, произведенные на территории государств - членов Евразийского экономического союза.
Также, будучи признанным победителем электронного аукциона, податель жалобы получил от заказчика проект контракта, в котором, по мнению подателя жалобы, необоснованно была включена цена исполнения контракта, сниженная на 15% от цены, предложенной подателем жалобы в ходе проведения электронного аукциона.
По мнению подателя жалобы, он был введен в заблуждение относительно наличия оснований для применения преференций в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155. Податель жалобы указывает на нарушение своих прав аукционной комиссией при проведении электронного аукциона, а именно: аукционной комиссией были допущены нарушения при составлении протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 16.08.2018, в результате этого оператор электронной площадки не уведомил подателя жалобы о наличии предложений от других участников закупки о поставке товаров российского происхождения. Следовательно, цена контракта, заключаемого между подателем жалобы и заказчиком, не может быть снижена на 15% от цены, предложенной подателем жалобы в ходе проведения электронного аукциона.
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчиком, аукционной комиссией были представлены в письменной форме возражения, содержащие обоснование совершенных ими действий при проведении электронного аукциона, а также ходатайство о признании жалобы необоснованной.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседаниях Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку дозаторов (извещение о проведении электронного аукциона от 09.08.2018 N0119200000118005434).
Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг (часть 1 статьи 67 Закона о контрактной системе).
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе (часть 3 статьи 67 Закона о контрактной системе).
В силу пункта 4 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В течение одного часа с момента поступления оператору электронной площадки указанного в части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе протокола оператор электронной площадки обязан направить каждому участнику электронного аукциона, подавшему заявку на участие в нем, или участнику такого аукциона, подавшему единственную заявку на участие в нем, уведомление о решении, принятом в отношении поданных ими заявок, сведения о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров российского происхождения в случае, если документацией об электронном аукционе установлены условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе. В случае, если аукционной комиссией принято решение об отказе в допуске к участию в таком аукционе его участника, уведомление об этом решении должно содержать обоснование его принятия, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует данная заявка, предложений, содержащихся в данной заявке, которые не соответствуют требованиям документации о таком аукционе, а также положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нарушение которых послужило основанием для принятия этого решения об отказе (часть 9 статьи 67 Закона о контрактной системе).
На основании анализа положений аукционной документации (пункты 4.2, 4.5 раздела "Информационная карта о проведении электронного аукциона", Приложение N3 к указанному разделу) Комиссия установила совершение заказчиком, уполномоченным органом действий по установлению условий допуска товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 155), принятым во исполнение статьи 14 Закона о контрактной системе.
Изучив фактическое содержание заявок участников закупки, признанных участниками электронного аукциона (заявки NN 103641940, 103650350, 103651245, 103653381), Комиссия установила наличие среди предложений таких участников закупки предложений о поставке товаров, происходящих из иностранных государств.
Таким образом, с учетом вышеизложенных обстоятельств во исполнение требований пункта 4 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе информация о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, подлежала включению аукционной комиссией в содержание протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе.
Анализ содержания протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 16.08.2018 показал Комиссии отсутствие в его фактическом содержании информации о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, что не подлежит признанию надлежащим исполнением аукционной комиссией требований части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения Комиссией рассмотрения жалобы по существу представитель аукционной комиссии устно пояснил о том, что отсутствие указанной информации в содержании протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 16.08.2018 явилось следствием допущенной технической ошибки.
На основании системного анализа норм статьи 67 Закона о контрактной системе Комиссия установила, что законодатель не предусматривает для оператора электронной площадки обязанности формирования и направления каждому участнику электронного аукциона, подавшему заявку на участие в нем, уведомления с информацией, предусмотренной частью 9 статьи 67 Закона о контрактной системе, на основании исключительно информации, содержащейся в протоколе, предусмотренном частью 6 статьи 67 Закона о контрактной системе. Следовательно, само по себе отсутствие информации о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 16.08.2018, размещенном в единой информационной системе, не свидетельствует об отсутствии оснований для предоставления преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке, предусмотренном Приказом N155 в случае наличия в составе заявок на участие в электронном аукционе документа, подтверждающего страну происхождения товара из государств - членов Евразийского экономического союза.
В связи с вышеуказанным, руководствуясь пунктом 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), Комиссия приняла решение предписание об устранении выявленного нарушения аукционной комиссии не выдавать, поскольку указанное нарушение не влияет и не может повлиять на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Доказательства обратного у Комиссии отсутствуют.
Вместе с этим, согласно сведениям оператора электронной площадки (вх. N 15601 от 05.09.2018), полученным Комиссией на основании направленного в его адрес запроса (исх. N 14572 от 04.09.2018), в адрес участников электронного аукциона, подавших заявки на участие в нем, не были направлены сведения о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров российского происхождения, при наличии в аукционной документации условий допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии с Приказом N155.
На основании пункта 3.9 Административного регламента действия оператора электронной площадки Комиссией не оцениваются вследствие отсутствия соответствующей компетенции, принадлежащей ФАС России.
Согласно части 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
Из части 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе следует, что контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем.
Согласно пункту 3 Приказа N155 при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений участникам закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 7 настоящего приказа Минэкономразвития России в случае наличия в составе заявок на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательных предложениях документа, подтверждающего страну происхождения товара из государств - членов Евразийского экономического союза.
В соответствии с пунктом 7 Приказа N155 при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 Приказа N155, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.
Пунктом 8 Приказа N155 определены случаи, при наступлении которых при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений порядок, установленный пунктами 3 - 7 Приказа N155 не применяется. Неполучение участником закупки уведомления, предусмотренного частью 9 статьи 67 Закона о контрактной системе, о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров российского происхождения в случае, если документацией об электронном аукционе установлены условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, не является случаем, при наступлении которого при проведении аукциона порядок, установленный пунктом 7 Приказа N155, не применяется.
Исследовав заявку подателя жалобы (заявка N 103641940), Комиссия установила, что указанным участником закупки были предложены к поставке товары, являющиеся объектом закупки, иностранного происхождения. Из интерфейса печатной формы второй части заявки подателя жалобы следует, что на преференции участникам, заявки которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с Приказом N155 в размере 15 %, податель жалобы не претендует.
Также Комиссией было проанализировано содержание заявок на участие в электронном аукционе, поданных ООО "Компания "Хорека-Урал"" (заявка N 103651245), ИП Украинцевым В.А. (заявка N 103650350), ООО "Проэко" (заявка N 103653381) и установлено обстоятельство того, что среди предложений участников электронного аукциона имеется предложение о поставке товаров российского происхождения. При этом, из интерфейса печатной формы второй части заявки такого участника электронного аукциона следует, что на преференции участникам, заявки которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с Приказом N155 в размере 15 %, такой участник электронного аукциона претендует, поскольку объем товара, произведенного на территории государств - членов Евразийского экономического союза, составляет более 50% стоимости всех товаров, с приложением соответствующей декларации.
Комиссия отмечает, что статьи 67 и 69 Закона о контрактной системе регламентируют процедуру рассмотрения аукционной комиссией первых и вторых частей заявок, поданных участниками закупки на участие в электронном аукционе. Указанными правовыми нормами для аукционной комиссии предусмотрена обязанность в осуществлении проверки первых и вторых частей заявок на участие в электронном аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров. Законом о контрактной системе аукционной комиссии не вменена обязанность при осуществлении проверки первых и вторых частей заявок на участие в электронном аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, устанавливать степень достоверности сведений, которые участники закупки представили в поданных ими заявках. Следовательно, аукционная комиссия при рассмотрении сведений, перечень которых определен частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, представленных участниками закупки в таких заявках, исходит из принципа добросовестности участника закупки в предоставлении им в составе заявки сведений.
Таким образом, в отсутствие обстоятельств, предусмотренных пунктом 8 Приказа N155, которые позволяют не применять порядок, установленный пунктами 3 - 7 Приказа N155, действует порядок, предусмотренный пунктом 7 Приказа N155 о том, что при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных нужд путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке изделий медицинских, отнесенных к подклассу 32.5 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.
Принимая решение об участии в электронном аукционе, условиями документации которого предусмотрено предоставление преференций в порядке, установленном Приказом N155, участнику закупки необходимо учитывать наступление правовых последствий, предусмотренных для него пунктом 7 Приказа N155, в том случае если он становится победителем такого аукциона и предлагает к поставке товары иностранного происхождения.
Податель жалобы добровольно принимал участие в электронном аукционе, выразил согласие на поставку изделий медицинского назначения для нужд заказчика на условиях, предусмотренных аукционной документацией. Таким образом, соизмерив свои возможности с потребностями заказчика, податель жалобы как участник закупки, подав заявку на участие в электронном аукционе, в полном объеме осознавал в каком именно объеме и на каких именно условиях ему будет необходимо осуществить поставку товара, являющегося предметом контракта.
Из протокола проведения электронного аукциона от 20.08.2018 следует, что подателем жалобы было осуществлено предложение исполнения контракта в размере 384 115,87 рублей (при установлении начальной (максимальной) цены исполнения контракта в размере 674 381,03 рублей).
Аукционная комиссия протоколом подведения итогов электронного аукциона от 23.08.2018 признала подателя жалобы победителем электронного аукциона, поскольку им была предложена наиболее низкая цена исполнения контракта и поданная им заявка на участие в электронном аукционе (заявка N103641940) соответствовала требованиям, установленным документацией о нем.
Принимая во внимание условия аукционной документации об установлении заказчиком и уполномоченным органом преференции, предоставление которой осуществляется в порядке, предусмотренном Приказом N155, а также принимая во внимание отсутствие обстоятельств, при которых порядок, установленный пунктами 3 - 7 Приказа N155, не применяется, учитывая существо предложения подателя жалобы - победителя электронного аукциона в поданной заявке к поставке товаров, являющихся объектом закупки, иностранного происхождения, Комиссия приходит к выводу о том, что действия заказчика, выразившиеся во включении в проект государственного контракта цены, предложенной подателем жалобы в ходе проведения электронного аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной им цены контракта в ходе проведения такого аукциона, не противоречат положениям Приказа N155 и Закона о контрактной системе.
Следовательно, вышеизложенные обстоятельства дают основание Комиссии полагать, что в действиях заказчика при заключении государственного контракта по результатам проведения электронного аукциона отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.9, 3.34, 3.35 Административного регламента, Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Инновации в медицине" обоснованной в части формирования содержания протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе с нарушением требований Закона о контрактной системе.
2. Признать аукционную комиссию нарушившей требования части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе аукционной комиссии не выдавать в связи с тем обстоятельством, что выявленное нарушение не влияет и не может повлиять на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы по жалобе ООО "Инновации в медицине" в Центральный Аппарат Федеральной антимонопольной службы (г. Москва) для рассмотрения вопроса о проведении проверки в отношении действий оператора электронной площадки на предмет соответствия требованиям Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 5 сентября 2018 г. N 1087
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.09.2018