Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссии по рассмотрению жалоб) в составе: Председатель - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - специалист-эксперт Е.А. Шмыгина, главный специалист-эксперт А.А. Овчар (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Контракт" на действия заказчика - Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в г. Железногорск", на электронной площадке АО "Электронные торговые системы" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0319300011318000036, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Контракт" на действия заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в г. Железногорск" (далее - жалоба).
Жалоба подана в Красноярское УФАС в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствуют требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалоб с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику было также предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы присутствовала представитель заказчика Омшина Е.С. (доверенность N08/15 от 05.09.2018).
ООО "Контракт", уведомленное о времени и месте рассмотрения жалобы, своего представителя не направило.
Из содержания жалобы ООО "Контракт" следует, что по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком были допущены нарушения требований Закона о контрактной системе. Заказчиком неверно указана дата и время окончания подачи заявок. Заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства N99 от 04.02.2015 г. Заказчиком указаны не действующие/неопределяемые ГОСТ 52575-2006, ГОСТ Р 8.568-97. Заказчиком установлен надлежащий срок осуществления заказчиком приемки выполненной работы (ее результатов).
Представитель заказчика не согласилась с доводами жалобы и представила письменные пояснения.
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, представленные лицами, участвующими при рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Заказчиком в связи с возникшей потребностью совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в г. Железногорск", номер извещения 0319300011318000036.
Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
При анализе единой информационной системы (далее - ЕИС) по закупке N0319300011318000036 Комиссия по рассмотрению жалобы установила, что 16.08.2018 18:56 (МСК+4) заказчиком были размещены Изменения извещения о проведении электронного аукциона от 16.08.2018 NИИ2. В раздела "Информация о процедуре закупки" вкладки "Общая информация" указано , что датой и временем окончания подачи заявок является 31.08.2018 15:00.
Положениями части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно статье 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.
Согласно пункту 1 статьи 194 ГК РФ если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Следовательно, срок окончания подачи заявки на участие в аукционе согласно положениям статьи 194 Гражданского Кодекса Российской Федерации должен быть установлен не ранее 01.09.2018.
Кроме того, Комиссия отмечает, что 01.09.2018 является субботой, согласно статьи 193 ГК РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, таким образом, срок окончания подачи заявки на участие в аукционе должен быть установлен не ранее 03.09.2018. Следовательно, довод жалобы является обоснованным.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Дополнительные требования утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).
В соответствии с пунктом 2 Приложение N 1 к Постановлению N99 выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки устанавливается дополнительное требование к наличию опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
<*> Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
В то же время из содержания рассматриваемых положений Постановления N99 не следует, что к перечисленным работам строительным, в отношении которых устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки, относятся и работы по текущему ремонту, с учетом того обстоятельства, что в силу пункта 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения, в том числе аукционов, дополнительные требования к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта.
Принимая во внимание обстоятельство того, что из описания объекта закупки не следует потребность заказчика в проведении строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения в г. Железногорск, при наличии пояснений заказчика, относительно того, что в объект закупки включены работы по текущему ремонту указанных объектов, а также при наличии факта классификации объекта закупки в соответствии с кодом 42.11.20.000 ОКПД2 и начальной (максимальной) цены в размере 47 747 448,02 рублей, Комиссия пришла к выводу о том, что действия заказчика, уполномоченного органа по неустановлению к участникам закупки дополнительных требований в соответствии с Постановлением N99 не нарушают требований Закона о контрактной системе.
Согласно аукционной документации перечень нормативно-технических документов, обязательных при выполнении работ, указан в Приложении N 2 к описанию объекта закупки, среди которых указаны ГОСТ Р 52575-2006 "Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования" и ГОСТ Р 8.568-97 "ГСИ. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения".
ГОСТ Р 52575-2006 "Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования" является действующим.
ГОСТ Р 8.568-97 "ГСИ. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения" утратил силу с 1 августа 2018 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 29.12.2017 N 2121-ст. Взамен введен в действие ГОСТ Р 8.568-2017.
При этом Комиссия Красноярского УФАС России отмечает, указанные Приложении N 2 к описанию объекта закупки ГОСТ Р 52575-2006 и ГОСТ Р 8.568-97заказчик относят к документам, обязательным при выполнении работ, в связи с чем не подлежат оценке на предмет соответствия Закону о контрактной системе, не регулирующего отношения сторон заключенного контракта (что делает соответствующий довод жалобы необоснованным).
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Разделом 6 проекта контракта установлены порядок сдачи и приёмки работ.
Таким образом, проект контракта содержит условия о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки выполненной работы (ее результатов).
Указание в проекте контракта на то, что в случае привлечения экспертов или экспертных организаций для проверки выполненной работы (ее результатов) срок проведения экспертизы прерывает срок приемки работ Заказчиком, не нарушает требование части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе. Довод жалобы является необоснованным.
На основании вышеизложенного, в результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Контракт" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статьи 63 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в аукционную документацию.
4. Передать материалы должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Е.А. Шмыгина |
|
А.А. Овчар |
Овчар Александр Александрович (391) 211-24-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 6 сентября 2018 г. N 1099
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.09.2018