Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
членов Комиссии:
Казанова Н.А. - заместителя начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Дубровиной С.А. - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Осиповой Е.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
в отсутствии представителей сторон по делу, извещенных надлежащим образом, рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "НефтеГазКомплект" (ИНН 2722116689) (далее - Заявитель, Общество) на положения конкурсной документации, утвержденной Администрацией муниципального образования "Южно-Курильский городской округ" (ИНН 6518001607) (далее - Заказчик) по факту определения поставщика путем проведения открытого конкурса по объекту: "Производство инженерных изысканий по объекту: "Строительство объездной дороги до водолечебницы п. Горячий Пляж на о. Кунашир (в том числе изыскательские и проектные работы, государственная экспертиза)" (извещение N 0861600001518000103) (далее - конкурс),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя на положения конкурсной документации утвержденной Заказчиком.
По мнению Заявителя, документация конкурса, утвержденная Заказчиком, нарушает нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Стороны, извещенные надлежащим образом, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы по существу, явкой своих представителей не обеспечили. Вместе с тем, от заказчика поступили запрашиваемые документы, а также письменные возражения на жалобу общества, согласно которым просит признает ее необоснованной.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
25.06.2018 10:15 на официальном сайте ЕИС опубликовано извещение об открытом конкурсе N 0161300001118000250.
В своей жалобе Заявитель указывает на то, что положения конкурсной документации не соответствуют требованиям действующего законодательства РФ регулирующего осуществление государственными и муниципальными заказчиками закупок с целью обеспечения своих нужд, в связи с тем, для подтверждения опыты у участников закупки будут приниматься только те контракты (договоры), в положительных заключениях экспертиз которых будет указано, что объект целиком и полностью запроектирован участником закупки, то есть данный участник закупки будет являться генеральным подрядчиком по данным контрактам (договорам).
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу п. 6 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе, в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает критерии, в том числе, квалификацию участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
В силу ч. 1 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N1085 "Об утверждении правил оценок заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Постановление N1085), утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Правила).
Согласно пп. "б" п. 4 Правил заказчик устанавливает в документации о закупке критерии, характеризующиеся, в том числе как нестоимостные критерии оценки, такие как квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с п. 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п. 11 Правил для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Следовательно, одним из показателей, раскрывающим нестоимостной критерий "квалификация участников закупки" будет являться опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема.
Согласно п. 5.1 раздела IV конкурсной документации к нестоимостному критерию оценки заявок "Квалификация участников закупки" устанавливаются показатель "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" относятся показатели:
Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
В качестве подтверждающих документов по данному показателю участник закупки представляет копии контрактов (договоров) подтверждающих наличие опыта работ сопоставимого характера и объема*, а так же копии актов выполненных работ и положительного заключения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий по результатам проведенных инженерных изысканий на основании предоставляемых копия контрактов (договоров) на основании которых можно сделать однозначный вывод об исполнении контракта (договора).
Таким образом, для получения баллов участником закупки по данному показателю, Заказчик рассматривает в совокупности: копию исполненного контракта (договора) со всеми приложениями, актами выполненных работ, а также положительным результатом государственной экспертизы. Исполненный контракт (договор) учитывается как подтверждающий наличие опыта выполнения участником закупки работ сопоставимого характера и объема если на основании представленных документов возможно сделать однозначный вывод об исполнении такого контракта (договора) участником закупки, а так же при соблюдении нижеуказанных условий:
1. при оценке учитываются только контракты (договоры), по которым участник закупки выступал в качестве исполнителя / подрядчика / генерального подрядчика. Контракты (договоры), по которым участник закупки выступал в качестве субподрядчика, не учитываются, вне зависимости, указанно ли это в контракте прямо, посредством упоминания участника закупки как субподрядчика, или вытекает из его содержания.
2. Сведения, не подтвержденные документально, при оценке не учитываются. Контракты, представленные не в полном объеме (например, приложены не все страницы) при оценке не учитываются. Контракты, исполнение которых подтверждено не полностью, или не подтверждено полностью при оценке не учитываются.
3. Под выполнением работ сопоставимого характера и объема понимается, что учитываются контракты (договоры) соответствующие следующим двум условиям:
А) предметом предоставленных контрактов (договоров) является выполнение работ на выполнение инженерных изысканий для разработки проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог I-IV технической категории в соответствии с ГОСТ 52398-2005 "Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования", улиц и дорог местного значения в городах и основных улиц сельского поселения, местных улиц и дорог в сельских поселениях в соответствии с СП 42.13330.2016 г. в условиях расположения объекта в сейсмических районах строительства 8 и более баллов согласно требованиям СП 14.13330.2014 Строительство в сейсмических районах СНиП II-7-81*)
Б) стоимость инженерных изысканий, выполненных в рамках контракта (договора), в денежном выражении должна составлять не менее 8 861 848 рублей 51 копейка.
Таким образом, из вышеуказанных требований конкурсной документации, следует, что к оценке конкурсной комиссией будут приниматься только те контракты (договоры), в положительных заключениях экспертиз которых будет указано, что объект целиком и полностью запроектирован участником закупки, то есть данный участник закупки будет являться генеральным проектировщиком по данным контрактам (договорам).
В соответствии со статьей 706 Гражданского кодекса РФ подрядчик вправе привлекать к исполнению своих обязательств третьих лиц (субподрядчиков).
Согласно п. 2 Положения об организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 г. N 145, в качестве заявителя на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий может выступать технический заказчик, застройщик или уполномоченное кем-либо из них лицо, обратившиеся с заявлением о проведении государственной экспертизы. В связи с чем, в случае прохождения государственной экспертизы непосредственно заказчиком либо инициирование данной функции посредством выдачи доверенности генеральному подрядчику, приведет к невозможности отражения в соответствующем положительном заключении данных о субподрядчике, как о лице, разработавшем проектную документацию и прошедшем государственную экспертизу.
Также п.п. "д" п. 4 Приказа Министерства строительства и ЖКХ РФ N887/пр от 09.12.2015 обязывает указывать "идентификационные сведения о лицах, осуществивших подготовку проектной документации и (или) выполнивших инженерные изыскания". При этом в указанном правовом акте отсутствует запрет на привлечение субподрядчиков, либо обязательство указывать сведения о них при подаче проектной документации на рассмотрение. В связи, с чем установление данного критерия является прямым ограничением конкуренции для лиц, выполняющих полный комплекс работ сопоставимого характера и объема на основании договоров субподряда, в которых может указываться обязательство по сопровождению проектной документации в экспертизе от лица генерального подрядчика. Более того, ни положениями Конкурсной документации, ни проекта муниципального контракта, а также Технического задания к нему не предусмотрено выполнения работ, являющихся предметом оспариваемой закупки, личными силами и средствами победителя закупки без возможности привлечения сторонних организаций.
Таким образом, положения конкурсной документации ограничивают количество участников закупки, которые имеют необходимый опыт выполнения работ сопоставимого характера и объема с работами являющимися предметом закупки, но выполнение которых, осуществлялось участником закупки в статусе субподрядчика, при этом данное лицо выполнило весь объем работ, сопроводило в экспертизу проектную документацию и получило на нее положительное заключение, но в котором в качестве разработчика будет значиться генеральный подрядчик.
В документации также указано, что не предоставление документов, подтверждающих квалификацию участников закупки, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе, но является основанием для оценки по наименьшему значению показателя критерия оценки.
Вместе с тем, Заказчик ограничивает возможных участников конкурса, устанавливая требование в подтверждение опыта участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема подтверждением копиями исполненных контрактов.
Однако вышеуказанное требование не учитывает такое обстоятельство, что у потенциальных участников закупки имеются собственные проекты по аналогичным работам с положительными заключениями государственный и негосударственной экспертизы, не относящимся к ранее заключенным муниципальным или государственным контрактам, следовательно, преимущества при проведении конкурса получит тот участник, который выполнял проектные работы на основании заключенных контрактов и получивших заключение исключительно государственной экспертизы, что является ограничением конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупки.
Кроме того, согласно ч. 16.1 ст. 34 Закона о контрактной системе предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Порядок и основания заключения таких контрактов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 Постановления N563 утверждены Правила заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства Постановления N563 (далее Правила).
В силу пп. "б" п. 4 Правил порядок выполнения работ по контракту предусматривает наличие отдельного этапа, в рамках которого осуществляется архитектурно-строительное проектирование и выполнение инженерных изысканий, оплата которых производится после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости строительства объекта капитального строительства.
Как указано выше, в качестве подтверждающих документов по данному показателю участник закупки представляет копии контрактов (договоров) подтверждающих наличие опыта работ сопоставимого характера и объема*, а так же копии актов выполненных работ и положительного заключения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий по результатам проведенных инженерных изысканий на основании предоставляемых копия контрактов (договоров) на основании которых можно сделать однозначный вывод об исполнении контракта (договора).
Вместе с тем, конкурсная документация не предусматривает возможности участнику закупки подтвердить свою квалификацию по выполнению работ сопоставимого характера и объема в рамках контрактов, заключенных по правилам Постановления N563.
При этом необходимо учитывать то обстоятельство, что порядок выполнения работ по контракту (заключенного в порядке Постановления N563) предусматривает наличие отдельного этапа, в рамках которого осуществляется архитектурно-строительное проектирование и выполнение инженерных изысканий, оплата которых производится после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости строительства объекта капитального строительства.
Следовательно, результатами выполнения работ по разработке проектной документации (в рамках исполнения контрактов заключенных в порядке Постановления N563) будут являться документы: положительное заключение государственной экспертизы проектной документации; положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости строительства объекта капитального строительства; акты о приемке и оплате таких работ.
При таких обстоятельствах конкурсная документация лишает участника закупки обладающего указанными результатами (документами) подтвердить свою квалификацию и как следствие получить наибольшее количество баллов.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что утвержденная Заказчиком конкурсная документация содержит требования, которые приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок, что нарушает ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе и подтверждает обоснованность доводов Заявителя.
Рассмотрев второй довод заявителя, о том, что условия контракта содержат в себе ряд противоречивых пунктов, Комиссией Сахалинского УФАС России не установлено нарушений Закона о контрактной системе, которые свидетельствовали об ограничении количества участников открытого конкурса, в том числе допускали бы двоякого понимания со стороны таких участников.
Заявителем в составе жалобы, доказательств свидетельствующих об обратном - не представлено.
Таким образом, второй довод заявителя Комиссией признается необоснованным.
Комиссия, руководствуясь положениями ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "НефтеГазКомплект" (ИНН 2722116689) на положения конкурсной документации, утвержденной Администрацией муниципального образования "Южно-Курильский городской округ" (ИНН 6518001607) по факту определения поставщика путем проведения открытого конкурса по объекту: "Производство инженерных изысканий по объекту: "Строительство объездной дороги до водолечебницы п. Горячий Пляж на о. Кунашир (в том числе изыскательские и проектные работы, государственная экспертиза)" (извещение N 0861600001518000103) - частично обоснованной.
2. Признать заказчика - Администрацию муниципального образования "Южно-Курильский городской округ" (ИНН 6518001607) нарушившим ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику - Администрации муниципального образования "Южно-Курильский городской округ" (ИНН 6518001607) обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц, допустивших нарушения, указанные в пункте 2 настоящего Решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Члены Комиссии Н.А. Казанов
С.А. Дубровина
Е.А. Осипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 3 сентября 2018 г. N 323/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.09.2018