Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Членов комиссии:
Ведущего специалста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок С.Ш. Степановой,
при участии представителей:
ФКУ "ОДЕЗ ФНС России": О.В. Скопцовой, Е.В. Евсеенковой,
в отсутствие представителей ООО "Интерьер групп", о времени и месте заседания Комиссии уведомлены письмом Московского УФАС России NТФ/41552/18 от 29.08.2018,
рассмотрев жалобу ООО "Интерьер групп" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "ОДЕЗ ФНС России" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на приобретение и поставку технологического оборудования (мебель) по объекту: "Административное здание Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области в г. Тольятти" (Закупка N0373100061218000025) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся в отказе в допуске Заявителю к участию в вышеуказанном аукционе.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NТФ/41552/18 от 29.08.2018, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 24.08.2018 N0373100061218000025-1, Заявителю (заявка N 115) отказано в допуске к участию в аукционе на основании несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе, а именно: в составе первой части заявки участника закупки в пп. 1, 6, 8, 10, 12, 13, 14, 16, 18, 21 отсутствуют конкретные показатели, соответствующие значениям.
В соответствии п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п.2 ч.6 ст.67 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе должен содержать в том числе информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
Таким образом, исходя из приведенной в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 24.08.2018 N0373100061218000025-1 формулировки, не представляется возможным определить точную причину отклонения заявки ООО "Интерьер групп", поскольку использованная Заказчиком формулировка представляет собой исключительно констатацию факта непредоставления обществом в составе первой части заявки конкретных показателей в пп. 1, 6, 8, 10, 12, 13, 14, 16, 18, 21, что нарушает п.2 ч.6 ст.67 Закона о контрактной системе, поскольку не конкретизировано: какая именно информация, предусмотренная ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, является неконкретной и какому именно положению документации она не соответствует.
Между тем, в целях обеспечения гласности и прозрачности осуществления закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в указанной сфере, представляется возможным сделать вывод о том, что обязательному доведению до сведения участников закупки подлежит вся информация, касающаяся хода и результатов рассмотрения их заявок на участие в названной закупке, поскольку упомянутые результаты напрямую затрагивают права и законные интересы таких участников. Кроме того, такая информация должна детально раскрывать причины отклонения поданной заявки с указанием на то, какие именно положениям закупочной документации не соответствует такая заявка и в какой именно ее части, с тем, чтобы исключить возможность заказчиков в последующем субъективно трактовать причины такого отклонения и предоставить участникам закупки возможность в случае несогласия с таким решением заказчика оспорить в установленном законом порядке.
Названный правовой подход наиболее полно отвечает законодательно закрепленному принципу равенства участников гражданских правоотношений (ч. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), и данного подхода последовательно придерживаются арбитражные суды Московского округа, в частности по делам NN А40-137048/12, А40-5013/14, А40-43124/14, А40-219113/14.
В свою очередь отклонение заявки участника без обоснования конкретных причин такого отклонения изначально нельзя признать правомерным ввиду несоответствия таких действий целям обеспечения гласности и прозрачности осуществления закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе), а также законодательно установленному запрету на злоупотребление правом (ч.2 ст.10 ГК РФ) и принципу недопустимости извлечения преимущества из своего незаконного или недобросовестного поведения (ч.4 ст.1 ГК РФ).
Согласно ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Таким образом, аукционной комиссией в нарушение ч.6 ст.67 Закона о контрактной системе в протоколе рассмотрения заявок на участие в аукционе не указано обоснование принятого решения о несоответствии заявки Заявителя с указанием положений аукционной документации, которым не соответствует заявка Заявителя, положений заявки Заявителя на участие электронном аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным аукционной документацией, а также Законом о контрактной системе и решение аукционной комиссии Заказчика в части отказа в допуске Заявителю к участию в Аукционе по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения заявок, является неправомерным, и нарушает положения ч.6 ст.67 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что заявка Заявителя признана не соответствующей требованиям аукционной документации и Закону о контрактной системе, поскольку в составе заявки не представлены конкретные показатели габаритных размеров товаров, в частности:
- п.1 "Стол компьютерный", так например: "Стол рабочий с выкатной тумбой" - "Габаритные размеры (ШхГхВ): 1200х550-600х750 мм";
- п.6 "Комплект мебели для руководителя", так например: "Брифинг-приставка" - "Габаритные размеры (ШхГхВ): 1300х700-800х700-750 мм";
- п.8 "Диван для отдыха" - "Общие габаритные размеры (ДхШхВ): 1500-1580х890-920х870-940 мм";
- п.10 "Стол для комнаты совещаний" - "Габаритные размеры (ШхГхВ): 3200-3500х900-1200х750 мм";
- п.12 "Секция из трех мест тип 90/1 для зоны ожидания" - "Размеры: 1500-1800х500-800х850-900";
- п.13 "Секция из четырех мест для зоны ожидания" - "Размеры (ШхГхВ): 1800-2400х500-800х850-900";
- п.14 "Стеллаж" - "Габаритные размеры (ВхШхГ): 2000х1500-1510х500 мм";
- п.16 "Комплект мебели для секретаря", так например: "Стол рабочий" - Габаритные размеры (ШхГхВ): 1600-2000х900х750-760 мм";
- п.18 "Уголок мягкий" - "Общие габаритные размеры (ДхШхВ): 2000-2100х1400-1500х870-940 мм";
- п.21 "Шкаф для одежды 2-х секц." - "Габаритные размеры (ВхШхГ): 1850-1860х500х500 мм".
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в технической части аукционной документации, в соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, установлены требования к необходимым к поставке товарам, в частности:
- п.1 "Стол компьютерный", так например: "Стол рабочий с выкатной тумбой" - "Габаритные размеры (ШхГхВ): 1200х550-600х750 мм";
- п.6 "Комплект мебели для руководителя", так например: "Брифинг-приставка" - "Габаритные размеры (ШхГхВ): 1300х700-800х700-750 мм";
- п.8 "Диван для отдыха" - "Общие габаритные размеры (ДхШхВ): 1500-1580х890-920х870-940 мм";
- п.10 "Стол для комнаты совещаний" - "Габаритные размеры (ШхГхВ): 3200-3500х900-1200х750 мм";
- п.12 "Секция из трех мест тип 90/1 для зоны ожидания" - "Размеры: 1500-1800х500-800х850-900";
- п.13 "Секция из четырех мест для зоны ожидания" - "Размеры (ШхГхВ): 1800-2400х500-800х850-900";
- п.14 "Стеллаж" - "Габаритные размеры (ВхШхГ): 2000х1500-1510х500 мм";
- п.16 "Комплект мебели для секретаря", так например: "Стол рабочий" - Габаритные размеры (ШхГхВ): 1600-2000х900х750-760 мм";
- п.18 "Уголок мягкий" - "Общие габаритные размеры (ДхШхВ): 2000-2100х1400-1500х870-940 мм";
- п.21 "Шкаф для одежды 2-х секц." - "Габаритные размеры (ВхШхГ): 1850-1860х500х500 мм".
Согласно ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
На основании ч.1 ст.67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Комиссией Управления установлено, что в составе первой части заявки Заявителя выражено согласие на поставку товаров на условиях, установленных аукционной документацией, а также представлены конкретные показатели необходимых к поставке товаров, в частности:
- п.1 "Стол компьютерный", так например: "Стол рабочий с выкатной тумбой" - "Габаритные размеры (ШхГхВ): 1200х550-600х750 мм";
- п.6 "Комплект мебели для руководителя", так например: "Брифинг-приставка" - "Габаритные размеры (ШхГхВ): 1300х700-800х700-750 мм";
- п.8 "Диван для отдыха" - "Общие габаритные размеры (ДхШхВ): 1500-1580х890-920х870-940 мм";
- п.10 "Стол для комнаты совещаний" - "Габаритные размеры (ШхГхВ): 3200-3500х900-1200х750 мм";
- п.12 "Секция из трех мест тип 90/1 для зоны ожидания" - "Размеры: 1500-1800х500-800х850-900";
- п.13 "Секция из четырех мест для зоны ожидания" - "Размеры (ШхГхВ): 1800-2400х500-800х850-900";
- п.14 "Стеллаж" - "Габаритные размеры (ВхШхГ): 2000х1500-1510х500 мм";
- п.16 "Комплект мебели для секретаря", так например: "Стол рабочий" - Габаритные размеры (ШхГхВ): 1600-2000х900х750-760 мм";
- п.18 "Уголок мягкий" - "Общие габаритные размеры (ДхШхВ): 2000-2100х1400-1500х870-940 мм";
- п.21 "Шкаф для одежды 2-х секц." - "Габаритные размеры (ВхШхГ): 1850-1860х500х500 мм", что не противоречит положениям аукционной документации, поскольку размещенная в составе аукционной документации инструкция по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях, используемых участником закупки товаров не содержит правил чтения требований к товарам при установлении требований, с использованием символа "-".
Таким образом, из аукционной документации не следует каким образом участникам закупки необходимо указать в составе заявки значения предлагаемых к поставке товаров в случае указания требований к параметрам товаров с использованием символа "-".
Ч.4 ст. 67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредставления информации, предусмотренной ч.3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Таким образом, решение аукционной комиссии Заказчика, в части отказа в допуске заявки Заявителя к участию в вышеуказанной закупке по основаниям, указанным, в протоколе рассмотрения заявок, является неправомерным и принято в нарушение ч. 5 ст.67 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Интерьер групп" на действия аукционной комиссии ФКУ "ОДЕЗ ФНС России" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение ч.5 ст.67, ч.6 ст.67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Д.С. Грешнева
Члены Комиссии Е.А. Миронова
С.Ш. Степанова
Исп. Степанова С.Ш. тел. 8-495-784-75-05, доб. (077-192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 31 августа 2018 г. N 2-57-10837/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.09.2018