Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего: Председателя Комиссии - начальника отдела административных производств А.Т. Чшиева,
Заместителя председателя Комиссии - Главного государственного инспектора отдела проверок государственных закупок Д.С. Грешневой,
Члена Комиссии:
Главного специалиста эксперта отдела обжалования государственных закупок А.С. Спиряковой,
при участии представителей:
ГБУЗ г. Москвы "НИИ НДХИТ": Д.И. Мельничука,
ООО "Диалог-Сервис": П.В. Ханжина,
рассмотрев жалобу ООО "Диалог-Сервис" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ г. Москвы "НИИ НДХИТ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию и эксплуатации систем вентиляции и центрального кондиционирования НИИ НДХиТ в 2018 году (Закупка N0373200244018000020) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По результатам рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N ТФ/38395/18 от 10.08.2018), Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
П.2 ст.42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст.33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
1. Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены излишние требования к используемым при оказании услуг товарам, поскольку одни характеристики напрямую зависят от других, так например, к товару п.139 "Прокладка. Тип 7" установлены следующие требования: Толщина (s) 4 мм; Условное давление (Pу) 0.1*-0.63* МПа; Внутренний диаметр (d) от 60* до 124* мм; Исполнение Д; Наружный диаметр (D) от 70* до 138* мм; Условный проход (Dу) 40, 50; 65; 80; 100 мм; Материал пластина резиновая листовая типа 1, что, является неправомерным, поскольку, в силу п.8 ГОСТ 7338-77 "Пластины резиновые и резинотканевые. Технические условия" размеры прокладок из пластины резиновой листовой типа 1 по ГОСТ 7338-77 должны соответствовать указанным на черт. 1 и в таблице 8, при этом, в силу указанных положений государственного стандарта вышеуказанные параметры зависят от нескольких параметров, например, согласно таблице 8 от наружного диаметра прокладки (D). Таким образом, при указании участником закупки наружного диаметра прокладки (D), а также с учетом выраженного согласия участника закупки на использование при оказании услуг товаров на условиях аукционной документации и соответствующего требованиям ГОСТ 7338-77, Заказчику заведомо известны все вышеуказанные показатели и установление Заказчиком в технической части аукционной документации требований к указанным параметрам может повлечь ограничение количества участников закупки.
По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования к товарам таким образом, что участникам закупки не представляется возможным однозначно определить потребность Заказчика как следствие корректно сформировать первую часть заявки, поскольку из требований к товарам однозначно не следует, какие товары требуются Заказчику при выполнении работ, так например требования к товарам п.21 "Шурупы тип 1" и п.172 "Труба гофрированная тип 8" установлены Заказчиком таким образом, что из технической частью аукционной документации однозначно не установлены шурупы из какой стали, а также каким диаметром требуются к использованию при оказании услуг, а так же трубы каких серий и диаметров требуются Заказчику.
В составе жалобы Заявитель также указывает на то, что Заказчиком установлены требования к товарам, не отражающим реальную потребность Заказчика, поскольку Заказчиком установлены все возможные варианты исполнений типов и т.д., так например, к товару п. 67 "Прокладка. Тип 4" установлены требования к исполнениям следующим образом: "Исполнение уплотнительных поверхностей прокладки 1 или 2 или 3 или 4 или 5 или 8 или 9", "Тип исполнения прокладок А или Б или В или Г или Д", при этом, ГОСТ 15180-86 "Прокладки плоские эластичные. Основные параметры и размеры", какие либо другие исполнения не предусмотрены.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления также рассмотрен довод жалобы относительно установления Заказчиком требований к товарам в разных частях аукционной документации, что согласно доводам Заявителя является неправомерным, вводит участников закупки в заблуждение и может повлечь ограничение количества участников закупки.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления, представители Заказчика затруднились пояснить и обосновать, ввиду чего Заказчиком установлены требования к товарам вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. В жалобе Заявитель также обжалует установление Заказчиком в графе "требуемое значение" словосочетания "не применяется", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку указанное словосочетание не является конкретным показателем товара и не характеризует технические и качественные характеристики объекта закупки.
Не согласившись с вышеуказанным доводом жалобы, представитель Заказчика пояснил, что словосочетание "не применяется" установлено Заказчиком исключительно в требованиях к товарам, в которых установлены на выбор, например, несколько типов товара, ввиду чего участникам закупки необходимо указать конкретные значения исключительно тех показателей, которые относятся к выбранному типу, а по остальным выбрать "не применяется", что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Так же в составе жалобы Заявитель указывает на то, что установленные заказчиком требования к товарам, а также к содержанию заявки на участие в аукционе, составлены так, что могут вводить участников закупки в заблуждение, поскольку Заказчиком выделены характеристики товаров, не подлежащие изменению, из формы 2 в техническое задание, что вводит участников закупки в заблуждение относительно того, какой перечень характеристик участники должны изложить в своих заявках, поскольку изложение неизменяемых характеристик товаров отдельно от формы 2 хоть и не требует конкретизации данных свойств участниками, но вместе с тем не исключает необходимости их переноса в заявки участников.
Не согласившись с вышеуказанным доводом жалобы, представитель Заказчика пояснил, что участникам закупки необходимо предоставить в первой части заявки конкретные показатели товаров соответствующие значениям установленным формой 2, при этом на неизменяемые значения, установленные в технической части аукционной документации необходимо выразить согласие (которое формируется автоматически при подачи заявки).
Согласно доводам жалобы Заказчиком установлены требования к товарам, не относящимся к оказываем услугам, а именно: согласно сметной документации в начальную (максимальную) цену контракта включен один тип трубы, в том время как в технической части аукционной документации предъявлены требования к 12 типам указанного товара.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что описанные в технической части товары являются разновидностями и типами наименований товаров, указанных в смете, при этом, все описанные товары учтены в сметном расчете.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В составе жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о невозможности формирования первой части заявки в соответствии с требованиями аукционной документации, а также не представлено документов и доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки и о нарушении Заказчиком норм законодательства об осуществлении закупок.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что указанные доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения и является необоснованными.
3. Согласно доводам жалобы в аукционной документации неправомерно не предъявлены требования к составу вторых частей заявок участников закупки о представлении копии лицензии на медицинскую деятельность в области "дезинфектология", поскольку в соответствии с техническим заданием и сметным расчетом, предусмотрено выполнение работ по очистке и дезинфекции приточных установок с использованием дезинфицирующего средства.
Комиссией Управления определено, что в соответствии с извещением о проведении аукциона объектом закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию и эксплуатации систем вентиляции и центрального кондиционирования НИИ НДХиТ.
На основании ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч.1, ч.1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На основании п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п.1 ч.1, ч.2 и 2.1 ст.31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.3-9 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
В силу ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.3 и 5 ст.66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно п.46 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию. Лицензирование деятельности, связанной с проведением дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ, названным федеральным законом не предусмотрено.
В силу пункта 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение N 291), медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) её компонентов в медицинских целях.
Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации. При этом требований к организации и выполнению работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность в целях лицензирования по дезинфектологии, Минздравом России не установлено.
К дезинфектологии неприменимы такие лицензионные требования, как соблюдение порядка оказания медицинской помощи (так как данные работы не являются медицинской помощью), соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг (так как данные работы не являются медицинскими услугами,) соблюдение правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету.
Согласно приложению к Положению N 291 в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включена дезинфектология.
В соответствии с общепринятой терминологией понятие "дезинфекция" включает в себя удаление или уничтожение возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды и рассматривается как один из способов предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Из системного толкования приведённых нормативных положений следует, что лицензированию подлежит медицинская деятельность в виде работ (услуг), включенных в перечень и выполняемых в рамках оказания медицинской помощи третьим лицам, о чем свидетельствует постановление Верховного Суда РФ по делу N 303-АД15-15624 от 12.02.2016 г.
В пункте 3 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее Закон N 323-ФЗ) медицинская помощь определена, как комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Медицинской услугой является медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (пункт 4 статьи 2 названного Закона). В свою очередь под медицинским вмешательством понимаются выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность, виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а так же искусственное прерывание беременности (пункт 5 статьи 2 названного Закона).
Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения определяет, что следует понимать под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями. Это организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), а также их ликвидацию. При этом подобные мероприятия могут выполняться в рамках как меддеятельности, так и мер, не относящихся к ней. В частности, это санитарная охрана территории, ограничительные мероприятия (карантин), производственный контроль, гигиеническое воспитание и обучение. Поэтому доводы о том, что санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия являются одним из видов меддеятельности, вследствие чего подлежат лицензированию, ошибочны.
Из определений понятий "медицинская деятельность" и "санитарнопротивоэпидемические (профилактических) мероприятия" не следует, что указанные мероприятия могут проводиться только в рамках меддеятельности.
Согласно письму Министерства здравоохранения РФ от 09.06.2016 г. N 14-5/993 мероприятия по дезинфекции не проводятся в рамках оказания медицинской помощи, поэтому не требуют наличия лицензии по "дезинфектологии".
Также из письма ФАС России от 24.01.2018 N АК/4353/18 следует, что деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ относится к виду деятельности "Деятельность по обслуживанию зданий и территорий" (подкласс 81.29.11 класс 81 раздела N "Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги") и не является лицензируемым видом деятельности.
Министерство здравоохранения РФ в своем письме от 14.10.2014 N 24-1/3060814-2592 "О необходимости лицензирования оказания услуги по дезинфектологии" указывает на то, что дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы (в комплексе или в отдельности) не выполняются по отношению к пациенту, не являются медицинским вмешательством, и, соответственно, не являются медицинской услугой и медицинской помощью, но, с другой стороны, "являясь санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, включены в понятие "медицинская деятельность". Таким образом, выполнение работ (оказание услуг) по дезинфектологии, а именно мероприятия по дезинфекции, дезинсекции и дератизации, может рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность в понятиях Федерального закона N 323-ФЗ или подкласс 85.1 "Деятельность в области здравоохранения" в терминологии ОКВЭД и, в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", является лицензируемым видом медицинской деятельности".
Комиссией Управления установлено, что оказание услуг по очистке и дезинфекции помещений, осуществляется в рамках деятельности, предусмотренной ОКВЭД 2: код 81.29.1 - Дезинфекция, дезинсекция, дератизация зданий, в рамках 81.29 деятельность по чистке и уборке прочая. Данный вид деятельности не требует наличия лицензии, в то время как медицинская деятельность относится к группе 86 (Услуги в области здравоохранения).
Таким образом, в рассматриваемом случае на организацию не может быть возложена обязанность по получению лицензии на осуществление медицинской деятельности по оказанию услуг по дезинфекции (в том числе дератизационных и дезинсекционных работ), если она сказывает услуги по дезинфекции не в рамках оказания медицинской помощи.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что вышеуказанный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Диалог-Сервис" на действия ГБУЗ г. Москвы "НИИ НДХИТ" обоснованной в части установления неправомерных требования к товарам по п.139 "Прокладка. Тип 7", п.21 "Шурупы тип 1", п.172 "Труба гофрированная тип 8" и п. 67 "Прокладка. Тип 4", а также в части неправомерного установления требований к товарам в разных частях аукционной документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий А.Т. Чшиев
Заместитель Председателя Комиссии Д.С. Грешнева
Член Комиссии А.С. Спирякова
Исп. Грешнева Д.С.
8 (495) 784-75-05 (доб. 077-181)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 14 августа 2018 г. N 2-57-10086/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.09.2018