Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок
при участии заказчика - МБОУ Целинная средняя школа N 14 (далее - заказчик, МБОУ Целинная СШ N 14):
- "_", директора МБОУ Целинная СШ N 14 на основании Приказа Управления образования Администрации МО Ширинский район от 12.09.2011 N 193-к,
- "_", на основании доверенности и по устному ходатайству директора МБОУ Целинная СШ N 14,
- "_", на основании доверенности и по устному ходатайству директора МБОУ Целинная СШ N 14,
в отсутствие Заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - заявитель, податель жалобы, ООО "Перспектива"), уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу N 112/КС ООО "Перспектива" на действия муниципального заказчика - МБОУ Целинная средняя школа N 14 при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт части здания МБОУ Целинная СШ N14 (закупка N 0380300038118000002), и результаты проведения внеплановой проверки действий заказчика и его комиссии, содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 04.09.2018 вх. N 4863 поступила жалоба ООО "Перспектива" на действия муниципального заказчика - МБОУ Целинная СШ N 14 при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт части здания МБОУ Целинная СШ N14 (закупка N 0380300038118000002).
Податель жалобы сообщает, что положения аукционной документации не соответствуют Закону о контрактной системе в сфере закупок и приводит следующие доводы.
1) В пункте 11.7 проекта контракта указан размер штрафных санкций для определенного порогового значения цены контракта.
2) Установлено требование о предоставлении документов, определенных Постановлением Правительства N 99, не в соответствии с действующей редакцией.
3) Установлено неправомерное требование к участникам закупки о предоставлении свидетельства СРО.
Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу, дать оценку правомерности действий заказчика, признать жалобу обоснованной, предписание об устранении выявленных нарушений.
На заседании комиссии по рассмотрению жалобы представители заказчика согласились с доводами ООО "Перспектива".
В результате анализа и оценки информации и документов в рамках рассмотрения жалобы по существу, комиссия пришла к следующим выводам.
20.08.2018 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ООО "РТС-тендер" размещена информация (извещение, аукционная документация, проектно-сметная документация) о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт части здания МБОУ Целинная СШ N14 (закупка N 0380300038118000002).
Начальная (максимальная) цена контракта - 25 000 000,00 рублей.
Документация об аукционе утверждена 20.08.2018 года директором МБОУ Целинная СШ N 14.
Согласно Протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 10.09.2018 года, на участие в электронном аукционе было подано 3 (три) заявки: N 60, N 77, N 189. Все участники допущены к участию и признаны участниками аукциона в электронной форме.
Дата проведения аукциона в электронной форме - 13.09.2018.
При принятии решения Комиссия Хакасского УФАС России руководствуется следующим.
1. Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусмотрено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Правила).
Пунктом 3 Правил установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 настоящих Правил):
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).
В свою очередь в пункте 11.7 проекта контракта заказчиком указано следующее:
11.7. За ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом Подрядчик выплачивает Заказчику штраф в размере:
5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей и составляет _____________рублей (Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042).
Таким образом, в проекте контракта предусмотрены штрафные санкции для подрядчика исключительно для случая, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
Однако учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, Заказчику необходимо установить в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в проекте государственного контракта документации об Аукционе надлежащим образом условия об ответственности Подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, нарушают требования части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Довод заявителя обоснован.
2. Согласно пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок (при наличии таких требований), или копии этих документов.
Требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок документов и информации, не допускается (часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок).
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
В информационной карте аукциона заказчиком указано следующее:
подпункт 1.6.2.1 части I |
Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющимся объектом закупки (пункт 1 часть 1 статья 31 Закона) |
- наличие выданного саморегулируемой организацией в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" свидетельства о допуске к следующему виду работ: 33.3 Жилищно-гражданское строительство. Участник закупки, имеющий свидетельство о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), должен соответствовать требованиям, установленным ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации. | |
подпункт 3.1.4. части I |
Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: |
пункт 2) подпункта 3.1.4. части I |
Документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона: - Копия выданного саморегулируемой организацией в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" свидетельства о допуске к следующему виду работ: 33.3 Жилищно-гражданское строительство. Участник закупки, имеющий свидетельство о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), должен соответствовать требованиям, установленным ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации. |
Учитывая, что законодательством о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено предоставление свидетельства саморегулируемой организации, вышеуказанное требование о предоставлении указанного свидетельства не соответствует положениям Закона о контрактной системе в сфере закупок, в связи с чем действия Заказчика, установившего в документации об аукционе такое требование к участнику закупки, а также к содержанию заявки на участие в аукционе, нарушают часть 6 статьи 31 и часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В действиях должностного лица, допустившего вышеуказанные нарушения, содержатся признаки состава административного правонарушения по части 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Довод заявителя обоснован.
3. Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупок в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлены Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложениями N 1 и N 2 к Постановлению N 99.
В соответствии с пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. руб., устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Документами, подтверждающими соответствие участников закупки такому дополнительному требованию Постановления N 99 являются:
копия исполненного контракта (договора);
копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке
При этом в информационной карте аукциона заказчиком установлено следующее:
подпункт 1.6.4.2. части I пункт 2) подпункта 3.1.4. части I |
Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям |
Копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе. *Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт, следующей группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства |
Таким образом, заказчиком ненадлежащим образом в документации об аукционе установлены требования к документам, которые необходимо предоставлять в составе второй части заявки на участие в аукционе для подтверждения соответствия дополнительным требованиям, установленным в соответствии с требованиями Постановления N 99, что является нарушением части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок и содержит признаки состава административного правонарушения по части 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, все доводы заявителя нашли своё подтверждение, что дает основание признать жалобу ООО "Перспектива" обоснованной.
В соответствии с положениями пункта 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Административный регламент), утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, комиссия при рассмотрении жалобы проводит в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок и Регламентом внеплановую проверку соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при определении поставщика (подрядчика, исполнителя). Внеплановая проверка проводится одновременно с рассмотрением жалобы.
Внеплановая проверка размещения закупки N 0380300038118000002 проведена в рамках рассмотрения жалобы ООО "СТРОЙЦЕНТР", по результатам проведения такой проверки и рассмотрения жалобы принято единое решение - Решение по жалобе N 111/КС от 11.09.2018, а также заказчику и его комиссии выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 15 статьи 99, пункта 2 части 22 статьи 99, статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, пункта 3.30 Административного регламента, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" на действия муниципального заказчика - МБОУ Целинная средняя школа N 14 при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт части здания МБОУ Целинная СШ N 14 (закупка N 0380300038118000002) обоснованной.
2. Признать заказчика - МБОУ Целинная средняя школа N 14 нарушившим часть 6 статьи 31, часть 8 статьи 34, часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, поскольку оно выдано ранее, по жалобе N 111/КС.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 11 сентября 2018 г. N 112/КС
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2018