Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок
при участии заказчика - МБОУ Целинная средняя школа N 14 (далее - заказчик, МБОУ Целинная СШ N 14):
- "_", директора МБОУ Целинная СШ N 14 на основании Приказа Управления образования Администрации МО Ширинский район от 12.09.2011 N 193-к,
- "_", на основании доверенности и по устному ходатайству директора МБОУ Целинная СШ N 14,
- "_", на основании доверенности и по устному ходатайству директора МБОУ Целинная СШ N 14,
в отсутствие Заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Контракт" (далее - заявитель, податель жалобы, ООО "Контракт"), уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу N 113/КС ООО "Контракт" на действия муниципального заказчика - МБОУ Целинная средняя школа N 14 при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт части здания МБОУ Целинная СШ N14 (закупка N 0380300038118000002), и результаты проведения внеплановой проверки действий заказчика и его комиссии, содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 05.09.2018 вх. N 4875 поступила жалоба ООО "Контракт" на действия муниципального заказчика - МБОУ Целинная СШ N 14 при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт части здания МБОУ Целинная СШ N14 (закупка N 0380300038118000002).
Податель жалобы сообщает, что положения аукционной документации не соответствуют Закону о контрактной системе в сфере закупок и приводит следующие доводы.
1) Извещение о проведении электронного аукциона не содержит исчерпывающего перечня документов.
2) Не установлено единое требование к участникам закупки по пункту 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3) Установлено неправомерное требование к участникам закупки о предоставлении свидетельства СРО.
4) Установлено неправомерное требование о декларировании участником закупки своего соответствия единому требованию по пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
5) В пунктах 1 и 29 технического задания установлены требования к характеристикам материалов, которые возможно определить только после проведения испытаний, следовательно, на момент подачи заявки, участник не может достоверно указать такую информацию.
6) Проект контракта не содержит идентификационного кода закупки.
7) В проекте контракта отсутствует обязательное условие, предусмотренное пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
8) В проекте контракта неверно установлены штрафные санкции и пеня.
Заявитель просит приостановить заключение контракта до рассмотрения жалобы по существу, аннулировать результаты проведения электронного аукциона, провести внеплановую проверку, привлечь заказчика и должностных лиц заказчика к административной ответственности.
На заседании комиссии по рассмотрению жалобы представители заказчика согласились с доводами ООО "Контракт", за исключением довода N 5, указав, что техническое задание формировалось компетентными специалистами в области строительства.
В результате анализа и оценки информации и документов в рамках рассмотрения жалобы по существу, комиссия пришла к следующим выводам.
20.08.2018 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ООО "РТС-тендер" размещена информация (извещение, аукционная документация, проектно-сметная документация) о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт части здания МБОУ Целинная СШ N14 (закупка N 0380300038118000002).
Начальная (максимальная) цена контракта - 25 000 000,00 рублей.
Документация об аукционе утверждена 20.08.2018 года директором МБОУ Целинная СШ N 14 О.В. Синяк.
Согласно Протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 10.09.2018 года, на участие в электронном аукционе было подано 3 (три) заявки: N 60, N 77, N 189. Все участники допущены к участию и признаны участниками аукциона в электронной форме.
Дата проведения аукциона в электронной форме - 13.09.2018.
Комиссия Хакасского УФАС России признает доводы заявителя обоснованными и при принятии решения руководствуется следующим.
1. В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Вместе с тем, в извещении о проведении электронного аукциона от 20.08.2018 N0380300038118000002 такого исчерпывающего перечня документов, а также требования по части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок - не указано. При этом в документации об электронном аукционе заказчик требует от участника аукциона представить определенные документы, в подтверждение его соответствия требованиям пункта 1 части 1 и части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, а также устанавливает требование в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о том, что заказчик нарушил положения пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе согласно пункта 11 названной статьи: отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (часть 5 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок).
В нарушение части 5 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок в аукционной документации заказчиком не установлено единое требование к участникам закупки по пункту 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. Согласно пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок (при наличии таких требований), или копии этих документов.
Требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок документов и информации, не допускается (часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок).
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
В информационной карте аукциона заказчиком указано следующее:
подпункт 1.6.2.1 части I |
Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющимся объектом закупки (пункт 1 часть 1 статья 31 Закона) |
- наличие выданного саморегулируемой организацией в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" свидетельства о допуске к следующему виду работ: 33.3 Жилищно-гражданское строительство. Участник закупки, имеющий свидетельство о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), должен соответствовать требованиям, установленным ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации. | |
подпункт 3.1.4. части I |
Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: |
пункт 2) подпункта 3.1.4. части I |
Документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона: - Копия выданного саморегулируемой организацией в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" свидетельства о допуске к следующему виду работ: 33.3 Жилищно-гражданское строительство. Участник закупки, имеющий свидетельство о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), должен соответствовать требованиям, установленным ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации. |
Учитывая, что законодательством о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено предоставление свидетельства саморегулируемой организации, вышеуказанное требование о предоставлении указанного свидетельства не соответствует положениям Закона о контрактной системе в сфере закупок, в связи с чем действия Заказчика, установившего в документации об аукционе такое требование к участнику закупки, а также к содержанию заявки на участие в аукционе, нарушают часть 6 статьи 31 и часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В действиях должностного лица, допустившего вышеуказанные нарушения, содержатся признаки состава административного правонарушения по части 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок документов и информации, не допускается.
В пункте 2) подпункта 3.1.4 части I аукционной документации заказчик указал, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 7.1, пунктами 9, 10 части 1 статьи 31 Закона (или пунктами 1.6.2.2.-1.6.2.6., пунктом 1.6.2.8. пункта 1.6. раздела 1 части 1 документации об аукционе).
Таким образом, заказчик потребовал от участника закупки представить информацию (декларирование своего соответствия пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок), что не предусмотрено частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, а следовательно, является нарушением части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок и содержит признаки состава административного правонарушения по части 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
5. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержат наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
При этом, как указано в пункте 3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе в сфере закупок не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Однако в пункте 29 Таблицы N 1 "Требования, предъявляемые Заказчиком к техническим характеристикам товара, используемого при выполнении работ" заказчик указал следующие технические характеристики материалов, которые необходимо предоставить Участнику в первой части заявки на участие в электронном аукционе:
"Цилиндры и полуцилиндры теплоизоляционные из минваты на синтетическом связующем, навивные: диаметр 21, 25, 32, 42 мм
Плотность - не менее 114 кг/м
Группа горючести - КМ0 (НГ); кашированные фольгой КМ1или (Г1, В1, Д1, Т1)
Водопоглощение при кратковременном и частичном погружении - не более 1,0 кг/м
Температура применения - не менее 650 °С*
Водостойкость (рН) - не менее 3,0
Таким образом, для того, чтобы подать заявку, потенциальным участникам требуются испытания партии для определения данных характеристик на каждую партию, следовательно, действия Заказчика, установившего требования к описанию участниками закупок в составе заявок химического состава и (или) компонентов товара, показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 64 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, что содержит признаки состава административного правонарушения по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, Комиссия антимонопольного органа не соглашается с доводом заявителя о том, что по позиции 1 технического задания (Кирпич керамический одинарный, размером 250х120х65 мм, марка 100, Внешний вид: изделия должны иметь две лицевых грани - ложковую и тычковую.на лицевых изделиях не допускаются отколы, на рядовых изделиях допускаются отколы общей площадью до 1,0 см2. ГОСТ 530-2012) заказчиком также установлены требования к конкретным показателям товаров, значения которых определяются по результатам проведения испытаний товара и не могут быть представлены в первой части заявки.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии Хакасского УФАС России Заявителем в соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок не представлено документальных доказательств, подтверждающих довод об установлении по позиции 1 технического задания показателей, которые не могут быть представлены в первой части заявки на участие в аукционе, поскольку требуют проведения непосредственно участником закупки испытаний товара на дату подачи заявки на участие в аукционе.
Следовательно, в данной части (по позиции 1 технического задания) жалоба признана необоснованной.
6. Частью 1 статьи 23 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что Идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В нарушение указанной нормы Закона, заказчик не указал Идентификационный код закупки в документации о закупке (в том числе в проекте контракта). Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
7. Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно пункта 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Однако проект контракта (часть IV рассматриваемой аукционной документации) не содержит вышеуказанного условия, что является нарушением пункта 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок и содержит признаки состава административного правонарушения по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
8. Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусмотрено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Правила).
- Пунктом 3 Правил установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 настоящих Правил):
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).
В соответствии с пунктом 9 Правил, за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).
Изучив проект муниципального контракта, комиссия Хакасского УФАС России установила, что в проекте контракта предусмотрены штрафные санкции для подрядчика и заказчика исключительно для случая, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
Однако учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, Заказчику необходимо установить в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в проекте государственного контракта документации об Аукционе надлежащим образом условия об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, нарушают части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
- Согласно части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Вместе с тем, в пункте 11.6 проекта контракта заказчик установил несоответствующий действующему законодательству порядок определения размера пени:
11.6. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Подрядчиком, и определяется по формуле П=(Ц-В)хС (где Ц - цена контракта; В - стоимость фактически исполненного в установленный срок Поставщиком обязательства по Контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контракта; С - размер ставки).
Размер ставки определяется по формуле С = Сцб х ДП (где Сцб - размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К; ДП -количество дней просрочки).
Коэффициент К определяется по формулу К =ДП/ДК х 100% (где ДП -количество дней просрочки; ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
При К, равном 0 - 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
Кроме того, Комиссией установлено, что в проекте контракта не установлена соответствующая требованиям Закона о контрактной системе пеня за просрочку заказчиком исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, поскольку в пункте 11.3 проекта контракта говорится о том, что размер пени устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы, в то время как в части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок речь идет о ключевой ставке Центрального банка Российской Федерации.
Таким образом, указанные действия Заказчика, не установившего надлежащим образом размера пени в случае просрочки Заказчиком, Подрядчиком исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, нарушают части 5, 7 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
- Кроме того, в пунктах 11 и 12 Правил указано, что общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта. Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
Вместе с тем, в проекте контракта отсутствуют положения о максимальной сумме начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, и максимальной сумме сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика нарушают части 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, доводы заявителя частично нашли своё подтверждение, что дает основание признать жалобу ООО "Контракт" обоснованной.
В соответствии с положениями пункта 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Административный регламент), утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, комиссия при рассмотрении жалобы проводит в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок и Регламентом внеплановую проверку соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при определении поставщика (подрядчика, исполнителя). Внеплановая проверка проводится одновременно с рассмотрением жалобы.
Внеплановая проверка размещения закупки N 0380300038118000002 проведена в рамках рассмотрения жалобы ООО "СТРОЙЦЕНТР", по результатам проведения такой проверки и рассмотрения жалобы принято единое решение - Решение по жалобе N 111/КС от 11.09.2018, а также заказчику и его комиссии выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями части 1 статьи 23, частей 5 и 6 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 33, частей 5, 7, 8 и пункта 2 части 13 статьи 34, пункта 6 части 5 статьи 63, пунктов 1, 2 части 1, части 3 статьи 64, части 6 статьи 66, пункта 1 части 15 статьи 99, пункта 2 части 22 статьи 99, статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, пункта 3.30 Административного регламента, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Контракт" на действия муниципального заказчика - МБОУ Целинная средняя школа N 14 при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт части здания МБОУ Целинная СШ N 14 (закупка N 0380300038118000002) обоснованной в части доводов N 1-4, 6, 7, а также довода N 5 в части избыточных требований по позиции 29 таблицы N 1 технического задания.
2. Признать заказчика - МБОУ Целинная средняя школа N 14 нарушившим часть 1 статьи 23, части 5 и 6 статьи 31, пункт 1 части 1 статьи 33, части 5, 7, 8 и пункт 2 части 13 статьи 34, пункт 6 части 5 статьи 63, пункты 1, 2 части 1, часть 3 статьи 64, часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, поскольку оно выдано ранее, по жалобе N 111/КС.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 11 сентября 2018 г. N 113/КС
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2018