Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
- Ильченко Л.А. |
- заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок; |
Члены Комиссии: |
- Тютюник В.В. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
|
- Кудинова К.В.
|
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
в присутствии представителей ФКУЗ "Медико-Санитарная часть Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю":
- Евтифеева К.А. (представитель по доверенности);
- Глотова А.М. (представитель по доверенности),
в отсутствии представителей ООО "Контракт" (о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом),
рассмотрев жалобу ООО "Контракт" и материалы дела N 7-1/555,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "Контракт" на действия заказчика - ФКУЗ "Медико-Санитарная часть Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту пищеблока (N0322100004718000129).
По мнению заявителя, документация открытого аукциона в электронной форме содержит следующие нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе):
1. Заказчиком сокращены сроки подачи заявок на участие в электронном аукционе;
2. В нарушении пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в техническом задании указаны товарные знаки без сопровождения словами "или эквивалент";
3. Заказчик неправомерно не установил в проекте контракта обязательные требования согласно пункту 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе;
4. Заказчик вводит участников закупки в заблуждение, устанавливая требование предоставления документов при приемке работ в пункте проекта контракта, который таких документов не содержит;
5. Заказчиком в проекте контракта неверно установлены штрафы;
6. Заказчик неправомерно устанавливает незаконную причину увеличения сроков исполнения обязательств.
На основании ст. 99 Закона о контрактной системе, Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки.
Извещение N 0322100004718000129 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 26.07.2018.
Объект закупки: на выполнение работ по капитальному ремонту пищеблока
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 9 502 967,16 рублей.
Источник финансирования: средства федерального бюджета.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 13.08.2018, на участие в электронном аукционе поступило 4 заявки. Все заявки допущены до участия в электронном аукционе.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 16.08.2018 N0322100004718000129-2 ценовые предложения поступили от 4 участников электронного аукциона, наименьшее - от участника с номером заявки 142 - 7 179 238, 58 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N0322100004718000129-3 от 22.08.2018 победителем аукциона признан участник с номером заявки 142 - ООО "СтройКом" с предложением о цене контракта - 7 179 238, 58 рублей.
В процессе проведения внеплановой проверки, заказчиком представлен мотивированный отзыв, в соответствии с которым, считает жалобу необоснованной.
Изучив материалы дела N 7-1/555, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. Согласно части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В соответствии с частью 1 статьи 194 ГК РФ в случае, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено Заказчиком на официальном сайте 26.07.2018 16:46.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе установлен 10.08.2018 16:00 (четырнадцатый день со дня размещения извещения).
Таким образом, срок окончания подачи заявок, установленный в извещении, не соответствует части 3 статьи 63 Закона о контактной системе.
Таким образом, комиссия приходит к решению о признании указанного довода жалобы обоснованным.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п.174 технического задания на капитальный ремонт вентиляции пищеблока госпиталя ФКУЗ "МСЧ МВД России по Хабаровскому краю" г. Хабаровск ул. Павловича 1 "В" требуется к использованию товар: "Изоляция фольгированная самоклеющаяся Энергофлекс не менее 20 мм".
Вместе с тем, как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России Energoflex - торговая марка принадлежащая ROLS ISOMARKET. Однако в техническом задании в отношении указанного товара отсутствуют слова "или эквивалент", как это требуется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, указанные действия заказчика являются нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. Довод жалобы в указанной части признан обоснованным.
3. Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия:
1) о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки;
2) об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Вместе с тем, как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России в Ходе рассмотрения жалобы условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком в проекте контракта отсутствует.
В связи с чем, Комиссия Хабаровского УАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком пункта 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе. Доводы жалобы в указанной части признаны обоснованными
4. Согласно пункту 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В соответствии с пунктом 5.4 проекта государственного контракта в случае непредставления Подрядчиком отчётных документов по перечню пункта 4.1.18 Контракта Заказчик вправе отложить рассмотрение акта о приемке выполненных работ (форма N КС - 2) до исполнения Подрядчиком условий Контракта, при этом, срок проверки будет отсчитываться от даты предоставления Подрядчиком документов по перечню пункта 4.1.18 Контракта.
Согласно пункту 4.1.17 проекта государственного контракта по завершению ремонтно-строительных работ на Объекте в трехдневный срок передать Заказчику комплект исполнительной и технической документации, акты на выполнение скрытых работ, сертификаты на материалы и изделия, технические паспорта, на русском языке, иные документы, служащие подтверждением выполнения работ на Объекте.
В соответствии с пунктом 4.1.18 проекта государственного контракта в десятидневный срок с момента предоставления замечаний, выявленных в ходе производства работ Заказчиком, вносить изменения и устранять недостатки в исполнительной документации.
Согласно пункту 4.4.3 проекта государственного контракта Заказчик вправе требовать от Подрядчика представления надлежащим образом оформленной отчетной документации, в том числе актов на скрытые и монтажные работы, сертификатов соответствия качества, подтверждающих исполнение обязательств, предусмотренных Контрактом, актов сдачи-приемки выполненных работ по форме N КС-2, справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3, счетов и счетов-фактур.
В соответствии с пунктом 5.3 проекта государственного контракта не позднее 3 (трех) рабочих дней после получения от Подрядчика документов, указанных в пункте 4.4.3 Контракта, Заказчик рассматривает результаты и осуществляет приемку выполненных работ по Контракту на предмет соответствия их объему, качеству, требованиям, изложенным в Контракте, Техническом задании (Приложение N 1) (экспертиза силами Заказчика). В случае отсутствия претензий и установления полного соответствия выполненных работ требованиям Технического задания, Заказчик подписывает двусторонний акт о приемке выполненных работ (форма КС-2) (в случае создания приемочной комиссии акт о приемке выполненных работ подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается Заказчиком) и направляет один экземпляр Подрядчику. При установлении нарушений в работах Заказчик составляет в присутствии Подрядчика мотивированный отказ от принятия результатов выполненных работ (акт) с перечнем выявленных недостатков, необходимых доработок и сроком их устранения. В случае отказа Заказчика от принятия результатов выполненных работ в связи с необходимостью устранения недостатков и(или) доработки результатов работ Подрядчик обязуется в срок, установленный в акте, составленном Заказчиком, устранить указанные недостатки,произвести доработки за свой счет.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы в указанной части, так как в проекте контракта отсутствуют положения, водящие участников закупки в заблуждения относительно порядка и сроков принятия результата работ.
5. Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 34 Закона о контрактной системе)
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера штрафов установлен Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 (далее - Правила).
Согласно п. 4 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).
В соответствии с пунктом 9.3.2 проекта государственного контракта штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом.
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определенной в следующем порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042:
а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно).
На основании изложенного, доводы изложенные в жалобе в указанной части не находят своего подтверждения. В действиях Заказчика нарушение частей 4 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе отсутствует.
6.В соответствии с пунктом 11.1 проекта государственного контракта Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение обязательств по Контракту, если неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, а именно: природных стихийных явлений (землетрясение, наводнение, пожар, тайфун), некоторых обстоятельств общественной жизни (военные действия, изменения законодательства), препятствующих надлежащему исполнению обязательств по Контракту, а также других чрезвычайных обстоятельств, подтвержденных компетентными органами, которые возникли после заключения Контракта и непосредственно повлияли на исполнение Сторонами своих обязательств, а также которые Стороны были не в состоянии предвидеть и предотвратить.
В соответствии с пунктом 11.2 проекта государственного контракта срок исполнения обязательств по Контракту отодвигается соразмерно времени, в течение которого будут действовать такие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 11.3 проекта государственного контракта сторона, попавшая в чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства, должна в течение 5 (пяти) дней известить другую Сторону о типе и возможной продолжительности обстоятельств, препятствующих исполнению обязательств по Контракту. Не уведомление или несвоевременное уведомление лишает Сторону права ссылаться на любое вышеуказанное обстоятельство, как на основание, освобождающее от ответственности за неисполнение обязательств по Контракту.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе, на положениях Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 716 ГК РФ согласно которой при наступлении обстоятельств непреодолимой силы, срок контракта подлежит приостановке.
Комиссия Хабаровского УФАС России считает, что указанный пункт не предусматривает изменение сроков исполнения обязательств, а уточняет порядок действия сторон в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, при этом срок выполнения работ, определенный Контрактом является неизменным.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России не усматривает в действиях заказчика в данной части нарушения норм Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя ООО "Контракт" на действия заказчика - ФКУЗ "Медико-Санитарная часть Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту пищеблока (N0322100004718000129) обоснованной в части сокращения заказчиком сроков подачи заявок на участие в электронном аукционе, указания в техническом задании товарных знаков без сопровождения словами "или эквивалент", невключения в проект контракта обязательного условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу.
2. Признать заказчика - ФКУЗ "Медико-Санитарная часть Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю" нарушившим требования п.1 ч.1 ст. 33, ч. 3 ст. 63, п.2 ч.13 ст. 34 Закона о контактной системе.
3. Передать материалы дела N 7-1/555 уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица заказчика.
Председатель Комиссии: |
Л.А. Ильченко |
Члены Комиссии: |
В.В. Тютюник
К.В. Кудинова |
|
|
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его оглашения в Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 17 августа 2018 г. N 320
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.09.2018