Резолютивная часть объявлена 05.09.2018 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 07.09.2018
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Воросцова Е.Е. - Эксперт отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Меньшова Е.С, по доверенности N35/18 от 04.09.2018;
от Уполномоченного органа - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "Мегатехника" (ИНН 7842507796, ОГРН 1137847436143) от 29.08.2018 N1287-ж на действия Заказчика - КУ "Сургутский клинический противотуберкулезный диспансер", Уполномоченного органа - КУ "Центр лекарственного мониторинга" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка расходных материалов для стерилизации и сохранения стерильности изделий медицинского назначения на 2018 год (извещение N0387200009118003352) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
В доводах жалобы Заявитель указал следующее.
Составленное Заказчиком описание объекта закупки не соответствует ст.33 Закона 44-ФЗ.
В позициях 8 и 9 ТЗ Заказчиком описаны лотки для стерилизации.
8 |
Лоток для стерилизации. |
8.1 |
Лоток для стерилизации. |
Упаковочные материалы для стерилизации. Для паровой и газовой стерилизации и хранения медицинских изделий. |
|
8.2 |
Материал |
Картон |
|
||
8.3 |
Размеры лотка |
|
|
||
8.3.1 |
Длина, мм |
|
Не менее 220 не более 230 |
||
12.3.2 |
Ширина, мм |
|
Не менее 130 не более 140 |
||
8.3.3 |
Высота, мм |
|
Не мене 15 не более 25 |
||
8.4 |
Упаковка, шт. |
|
Не менее 840 |
||
9 |
Лоток для стерилизации |
9.1 |
Лоток для стерилизации. |
Упаковочные материалы для стерилизации. Для паровой и газовой стерилизации и хранения медицинских изделий. |
|
9.2 |
Материал |
картон |
|
||
9.3 |
Размеры лотка |
|
|
||
9.3.1 |
Ширина, мм |
|
Не менее 255 не более 265 |
||
9.3.2 |
Длина, мм |
|
Не менее 130 не более 140 |
||
9.3.3 |
Высота, мм |
|
Не мене 14 не более 24 |
||
9.4 |
Упаковка, шт. |
|
Не менее 450 |
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Заказчик ограничил конкуренцию, объединив в один лот товары, выпускаемые единственным производителем, наряду с товарами, выпускаемыми разными производителями, что является нарушением Закона о контрактной системе.
Такая точка зрения была подтверждена в п.2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утвержденном Президиумом Верховного Суда России 28 июня 2017 г. - включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
Описанные Заказчиком в позициях 8 и 9 Лотки отсутствуют в свободной продаже. В техническом задании Заказчиком намерено были указаны параметры лотков, соответствующие единственному производителю, а именно - "ИТН-медикал Гезельшафт фюр медицинише Ферпаккунг мбХ" и эксклюзивно поставляются ООО "МК ВИТА-ПУЛ", что подтверждается регистрационным удостоверением ФСЗ 2011/10786, где указаны возможные размеры "лотков" (7. Лотки стерилизационные (шириной от 100 мм до 300 мм; длина от 50 мм до 300 мм). По нашему мнению, Заказчик намерено включил данные лотки в описание объекта закупки в качестве "блокирующей" позиции.
ООО "МК ВИТА-ПУЛ" уже не первый раз включает в закупку Заказчика данные лотки в качестве "блокирующей" позиции, чтобы не допустить участие "посторонних" участников в аукционе. 19.04.2017 проводилась закупка 0375200004517000024, где также были включены данные лотки. В ходе рассмотрения жалобы от организации ООО "СЕГМЕНТ-А" Комиссией УФАС была принято решение о том, что описание лотков соответствует только одному производителю - "ИТН-медикал Гезельшафт фюр медицинише Ферпаккунг мбХ", более того, по итогам проведения аукциона была допущена только одна заявка, соответственно Заказчик заключил контракт с единственным участником по максимальной цене (начальная цена аукциона: 981 264,07 руб., цена заключенного контракта: 981 264,07 руб.). Более того, по данному контракту (N 0375200004517000024 от 06.07.2017) были поставлены те самые лотки Sterina, производства "ИТН-медикал Гезельшафт фюр медицинише Ферпаккунг мбХ".
Заказчик может ошибочно полагать, что в соответствии с РУ из реестра изделий медицинского назначения, имеются и другие производители подобных лотков, однако это не так. Согласно реестру изделий медицинского назначения, такие лотки ещё зарегистрированы у производителей ООО "Интерсэн-плюс" (Россия) и "ДГМ Фарма - Аппарате Хайдель АГ" (Швейцария):
- ООО "Интерсэн-плюс" (Россия). Данный производитель действительно имеет регистрационной удостоверение с лотками, однако ООО "Интерсэн-плюс" не производит и не реализует данную продукцию, соответственно ни один из участников не имеет возможности их приобрести. Указанное подтверждается ответами ООО "Интерсэн-плюс" на запрос о приобретении данных лотков. В ответ на запрос коммерческого предложения о покупке данных лотков, сотрудник "Интерсэн-плюс" ответил, что данная позиция сейчас не производится (письмо от 28.08.2018).
- "ДГМ Фарма - Аппарате Хайдель АГ" (Швейцария). Согласно официальному письму представителя "ДГМ Фарма - Аппарате Хайдель АГ" от 26.11.2016 такие лотки не производятся и не поставляются. Более того, наша организация запрашивала данные лотки у ООО "Фармстандарт-Медтехники" (официальный представитель "ДГМ", подтверждающее письмо в прил.) непосредственно для данного аукциона и вновь был получен ответ, что такие лотки не производятся.
Поскольку ООО "МК ВИТА-ПУЛ", согласно РУ ФСЗ 2011/10786 от 11.10.2011, является организацией-заявителем медицинского изделия, наша сторона 28.08.2018 запросила данные лотки у ООО "МК ВИТА-ПУЛ", в поставке данных лотков нам было отказано, так как согласно полученному ответу "Мы участвуем в этом проекте собственными силами".
Таким образом, по позиции 13 Описания объекта закупки можно предложить только продукцию производства "ИТН-медикал Гезельшафт фюр медицинише Ферпаккунг мбХ", что значительно ограничивает количество участников аукциона. Считаем, что данная позиция должна закупаться отдельно, поскольку нарушает нижеуказанные нормы Закона о контрактной системе. А закупить данные лотки у ООО "МК ВИТА-ПУЛ" (представителя "ИТН-медикал Гезельшафт фюр медицинише Ферпаккунг мбХ") не представляется возможным, так как ООО "МК ВИТА-ПУЛ" прямо отказывает в продаже данных лотков.
Статья 1 Закона о контрактной системе устанавливает, что Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Статья 8 Закона о контрактной системе предусматривает, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.)
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Считаем, что действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4. ст.7.30 КоАП РФ и влекут наложение соответствующего административного штрафа.
Представитель Заказчика пояснил Комиссии Управления, что Заказчик действовал в соответствии с положениями законодательства о контрактной системе.
В ходе рассмотрения доводов сторон Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также - электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также - закрытые электронные процедуры).
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка расходных материалов для стерилизации и сохранения стерильности изделий медицинского назначения на 2018 год (извещение N0387200009118003352) размещены на официальном сайте единой информационной системы 20.08.2018.
Согласно пунктам 8, 9 технического задания Заказчику требуются лотки для стерилизации со следующими характеристиками.
8 |
Лоток для стерилизации. |
8.1 |
Лоток для стерилизации. |
Упаковочные материалы для стерилизации. Для паровой и газовой стерилизации и хранения медицинских изделий. |
|
8.2 |
Материал |
Картон |
|
||
8.3 |
Размеры лотка |
|
|
||
8.3.1 |
Длина, мм |
|
Не менее 220 не более 230 |
||
12.3.2 |
Ширина, мм |
|
Не менее 130 не более 140 |
||
8.3.3 |
Высота, мм |
|
Не мене 15 не более 25 |
||
8.4 |
Упаковка, шт. |
|
Не менее 840 |
||
9 |
Лоток для стерилизации |
9.1 |
Лоток для стерилизации. |
Упаковочные материалы для стерилизации. Для паровой и газовой стерилизации и хранения медицинских изделий. |
|
9.2 |
Материал |
картон |
|
||
9.3 |
Размеры лотка |
|
|
||
9.3.1 |
Ширина, мм |
|
Не менее 255 не более 265 |
||
9.3.2 |
Длина, мм |
|
Не менее 130 не более 140 |
||
9.3.3 |
Высота, мм |
|
Не мене 14 не более 24 |
||
9.4 |
Упаковка, шт. |
|
Не менее 450 |
Описанию объекта закупки по пунктам 8, 9 технического задания соответствует товар следующих производителей:
- "ИТН-медикалГезельшафтфюрмедицинишеФерпаккунгмбХ" Германия - регистрационное удостоверение N ФСЗ 2011/10786 от 11.10.2011;
- "ДГМ Фарма - Аппарате Хандель АГ" Швейцария - регистрационное удостоверение N ФСЗ 2009/03805 от 13.06.2017;
- ООО "Интерсэн-плюс" Россия - регистрационное удостоверение N РЗН 2014/2251 от 30.12.2014.
В своих доводах Заявитель указывает, что:
- ООО "Интерсэн-плюс" (Россия) не производит и не реализует данную продукцию;
- ДГМ Фарма - Аппарате Хандель АГ (Швейцария) не производит данные лотки.
В качестве подтверждения доводов Заявителем предоставлены ответ по электронной почте ООО "Интерсэн-плюс" от 28.08.2018 на запрос ООО "Мегатехника" о предоставлении коммерческого предложения на товар "Лоток картонный для стерилизации" и письмо представителя ДГМ Фарма - Аппарате Хандель АГ (ООО "Фармстандарт-Медтехника") от 28.11.2016.
По мнению Комиссии Управления, письмо представителя ДГМ Фарма - Аппарате Хандель АГ (ООО "Фармстандарт-Медтехника") не может быть принято в качестве доказательства, поскольку исходящей датой данного письма является 28.11.2016, тогда как согласно сведениям государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий на территории Российской Федерации, регистрационное удостоверение NФСЗ 2009/03805, в том числе на лотки для стерилизации картонные, допущенные к обращению на территории Российской Федерации, ДГМ Фарма - Аппарате Хандель АГ получило 13.06.2017.
Таким образом, доводы Заявителя о том, что в техническом задании Заказчиком намерено были указаны параметры лотков, соответствующие единственному производителю и которые эксклюзивно поставляются ООО "МК ВИТА-ПУЛ", не находят своего подтверждения.
Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что начальная (максимальная) цена контракта сформирована на основании предложений ООО "МедиМакс" (город Тюмень), ООО "Технологии эффективного управления" (город Сургут) и ООО "БалтМедСити" (город Санкт-Петербург).
На основании вышеизложенного, нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика и Уполномоченного органа не установлены.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссия Управления отмечает, что Заявителем к жалобе не представлено доказательств того, что ООО "МК ВИТА-ПУЛ" является эксклюзивным и единственным поставщиком продукции "ИТН-медикалГезельшафтфюрмедицинишеФерпаккунгмбХ".
Жалоба рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В рамках рассмотрения данной жалобы Комиссия Управления не вправе давать оценку действиям Заказчика в части наличия либо отсутствия нарушений Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", так как дела о нарушении антимонопольного законодательства рассматриваются по процедуре, предусмотренной Законом о защите конкуренции и Административным регламентом ФАС России от 25.05.2012 N339 по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Мегатехника" (ИНН 7842507796, ОГРН 1137847436143) от 29.08.2018 N1287-ж на действия Заказчика - КУ "Сургутский клинический противотуберкулезный диспансер", Уполномоченного органа - КУ "Центр лекарственного мониторинга" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка расходных материалов для стерилизации и сохранения стерильности изделий медицинского назначения на 2018 год (извещение N0387200009118003352) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Воросцова Е.Е.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 5 сентября 2018 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.09.2018