Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии - Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов Комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Федотова А.В. - специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,
в присутствии представителя ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" Туляковой Ю.А. (доверенность N2 от 04.09.2018), в присутствии представителя Федерального Казенного Учреждения "Управление Федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" Конинского А.А. (доверенность N12-ЮК от 19.01.2018), рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии государственного заказчика ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на содержание действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения на II п. 2018 г. - I п. 2023 г. Автомобильная дорога общего пользования федерального значения Р-22 "Каспий" от автомобильной дороги М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань на участке км 1205+160 - км 1384+630, Астраханская область (номер извещения: 0318100043418000156) (далее - электронный аукцион), содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 31.08.2018 поступила жалоба Заявителя на действия аукционной комиссии Заказчика при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на содержание действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения на II п. 2018 г. - I п. 2023 г. Автомобильная дорога общего пользования федерального значения Р-22 "Каспий" от автомобильной дороги М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань на участке км 1205+160 - км 1384+630, Астраханская область (номер извещения: 0318100043418000156).
По мнению Заявителя, аукционная комиссия Заказчика, рассмотрев первые части заявок на участие в электронном аукционе, приняла неверное решение об отказе в допуске участнику закупки, подавшему заявку N2, к участию в аукционе.
Изучив документы, полученные в ходе рассмотрения жалобы, Комиссия установила, что 08.08.2018 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на содержание действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения на II п. 2018 г. - I п. 2023 г. Автомобильная дорога общего пользования федерального значения Р-22 "Каспий" от автомобильной дороги М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань на участке км 1205+160 - км 1384+630, Астраханская область (номер извещения: 0318100043418000156) и документация об этом аукционе (далее - аукционная документация).
Как следует из протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 24.08.2018 N0318100043418000156-1-1, на участие в электронном аукционе были поданы 3 аукционные заявки, зарегистрированные под NN 1, 2, 3. Аукционная комиссия Заказчика отказала в допуске к участию в аукционе участникам закупки, заявки которых были зарегистрированы под NN 2, 3. Аукционная комиссия Заказчика допустила к участию в аукционе участника закупки, заявка которого была зарегистрирована под N 1.
По мнению Заявителя, аукционной комиссией не правомерно было отказано ему в допуске к участию в аукционе (заявка номер 2).
Комиссия отклоняет вышеуказанный довод Заявителя по следующим основаниям.
Согласно ч.3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с п.12.2 аукционной документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В случае, если в закупочной документации имеются ссылки на конкретные товарные знаки, фирменные наименования, наименования производителей и т.п., считать их сопровождающимися фразой "или эквивалент".
Учитывая вышеприведенные нормы права и положения документации об аукционе, Комиссия отмечает следующее.
Заявка 2 | ||
Требования аукционной документации |
Предложение участника закупки |
Основания для отказа в допуске к участию в аукционе |
В п. 72 "ВЕДОМОСТЬ ПОТРЕБНЫХ РЕСУРСОВ" технической части аукционной документации установлено следующее: "Грунтовка типа ГФ-021 красно-коричневая". |
В п. 35 заявки указано "Грунтовка типа ГФ-021 красно-коричневая". |
Участником закупки не представлена конкретная марка грунтовки, что не соответствует Закону о контрактной системе, а также инструкции по заполнению заявки. Согласно инструкции по заполнению заявки недопустимо употребление участником закупки таких слов и знаков, которые не позволяют однозначно определить, какой именно товар (с какими именно показателями) предложен участником закупки, например, "или эквивалент", "или аналог", "типа" и их производные, знак "-".
|
В п. 70 "ВЕДОМОСТЬ ПОТРЕБНЫХ РЕСУРСОВ" технической части аукционной документации установлено следующее: "Доски обрезные хвойных пород длиной 2-3,75 м, шириной: 75-150 мм, толщиной 25 мм, III сорта (ГОСТ 24454-80, ГОСТ 18288-87)". |
В п. 33 заявки указано "Доски обрезные хвойных пород длиной 2,5 м, шириной: 75 мм 150 мм, толщиной 25 мм, III сорта (ГОСТ 24454-80, ГОСТ 18288-87)". |
Согласно инструкции по заполнению заявки если показатели конкретной характеристики товара указаны с использованием обобщающего эти показатели слова (родового для всех показателей характеристики понятия) и знака препинания, устанавливающего смысловую связь между показателями и обобщающим словом, то участник закупки в приоритетном порядке предлагает товар со всеми перечисленными показателями, за исключением случаев указания в качестве обобщающего слова общепринятых сокращений, а также употребления союзов "или", "либо". Участником закупки представлены не все ширины досок входящих в диапазон 75-150 мм и предусмотренных ГОСТ 24454-80 (то есть 75, 100, 125 и 150), что не соответствует Закону о контрактной системе, а также инструкции по заполнению заявки. |
При рассмотрении жалобы Общества представитель Заявителя пояснил, что слово "типа", использованное при описании грунтовки ГФ-021, употребляется в значении "тип" в соответствии с ГОСТ 25129-82, а не в значении наподобие".
Комиссия Управления критически оценивает данный довод, поскольку ГОСТ 25129-82 не содержит классификацию грунтовки по каким-либо типам.
Согласно ч. 4 ст.67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч.5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 ст.67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что аукционная комиссия Заказчика правомерно отказала участнику закупки, заявка которого зарегистрирована под N2, в допуске к участию в аукционе.
Комиссией ранее, 29.08.2018, была рассмотрена жалоба ООО "Контракт" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона, а также проведена внеплановая проверка всей процедуры электронного аукциона и принято соответствующее решение и предписание N346-РЗ-04-18, из которых следует, что "08.08.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на содержание действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения на II п. 2018 г. - I п. 2023 г. Автомобильная дорога общего пользования федерального значения Р-22 "Каспий" от автомобильной дороги М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань на участке км 1205+160 - км 1384+630, Астраханская область. (номер извещения: 0318100043418000156) и документация о нем.
Заявителем указывается довод о том, что Заказчиком нарушен срок предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Как следует из извещения и аукционной документации: окончание срока подачи заявок: 23.08.2018 в 08.00 (по местному времени Заказчика).
Таким образом, последним днем подачи запроса о даче разъяснений положений документации о таком аукционе является 19 августа 2018.
Согласно п. 19 информационной карты аукционной документации: дата окончания срока предоставления разъяснений положений документации: 20.08.2018 г.
Таким образом, Заказчик дату окончания срока предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе установил в соответствии ч. 4, 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
Комиссия соглашается с доводом заявителя о том, что Заказчиком в аукционной документации сокращен срок подачи заявок на участие в аукционе.
Как следует из ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно извещению об аукционе и аукционной документации начальная (максимальная) цена контракта составила 906 795 236,00 рублей.
Как указано в извещении о проведении аукциона и аукционной документации, дата и время окончания подачи заявок 23.08.2018 в 08.00 (по местному времени Заказчика).
Срок с даты размещения извещения об аукционе и аукционной документации (08.08.2018 в 17:34) до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе (23.08.2018 08:00) составил 14 дней.
Таким образом Заказчиком нарушены требования ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Комиссия отклоняет довод Заявителя о том, что Заказчиком в аукционной документации установлены требования к компонентам товара и(или) испытаниям товара и(или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, по следующим основаниям.
Согласно разделу XIV "Инструкция по заполнению заявки участником закупки" аукционной документации Документация о закупке, частью которой является настоящая инструкция, не устанавливает требований к наличию у участника закупки производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара (выполнения работы, оказания услуги). В случае если сведения о таких ресурсах имеются в документации о закупке, то они включены в целях обоснования начальной (максимальной) цены контракта, не являются сведениями о товаре и не подлежат конкретизации участником закупки.
Как следует из п. 15 раздела III "ПОДГОТОВКА ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ", первая часть заявки должна содержать информацию, предусмотренную пунктом 12.2 документации. Сведения о характеристиках и свойствах поставляемого товара (товара используемого при выполнении работ (оказании услуг)) установленные Разделом XIII аукционной документации.
При этом, Комиссия проанализировав сведения о характеристиках и свойствах поставляемого товара установленные в разделе XIII аукционной документации, приходит к выводу, что данные сведения полностью соответствуют требованию ст. 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия отклоняет довод Заявителя о том, что Заказчик в проекте контракта установил фиксированную сумму обеспечения исполнения контракта без указания на возможное применение антидемпинговых мер, чем нарушил положения ст. 37 Закона о контрактной системе, по следующим основаниям.
Согласно ч. 6 ст. 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе.
Так как начальная (максимальная) цена контракта составляет 906 795 236,00 рублей, что превышает пятнадцать миллионов рублей, Заказчику необходимо было установить в извещении и аукционной документации размер обеспечения исполнения контракта от 10% до 30%.
Согласно п. 23 информационной карты аукционной документации сумма обеспечения исполнения контракта составляет: 10% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет: 90 679 523 (девяносто миллионов шестьсот семьдесят девять тысяч пятьсот двадцать три) рубля 60 копеек. Если при проведении аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Таким образом, Заказчиком в извещении и аукционной документации размер обеспечения исполнения контракта установлен в соответствии с ч. 6 ст. 96 Закона о контрактной системе.
Комиссия соглашается с доводом Заявителя о том, что Заказчик в нарушение ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе установил условия, которые позволяют в дальнейшем изменять существенные условия контракта, по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;
3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;
5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;
7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.
Как следует из п. 11.6 проекта контракта, если обстоятельство непреодолимой силы непосредственно повлияло на исполнение Стороной обязательств в срок, установленный Контрактом, срок исполнения обязательств отодвигается соразмерно времени действия соответствующего обстоятельства.
При это, временная невозможность исполнения обязательств исполнителем не предусмотрена пунктом 1 статьи 95 Закона о контрактной системе в числе случаев, в которых возможно изменение существенных условий контракта.
Таким образом, Заказчик в нарушение ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе установил вышеуказанное условие в проекте контракта.
Аналогичная позиция отражена в п. 9 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Комиссия отмечает, что допущенные Заказчиком нарушения являются существенными. В этой связи имеются все основания для выдачи Заказчику предписания об устранении правонарушения".
Таким образом, основания для выдачи предписания аукционной комиссии Заказчика отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" на действия аукционной комиссии государственного заказчика ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на содержание действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения на II п. 2018 г. - I п. 2023 г. Автомобильная дорога общего пользования федерального значения Р-22 "Каспий" от автомобильной дороги М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань на участке км 1205+160 - км 1384+630, Астраханская область (номер извещения: 0318100043418000156) необоснованной.
2. Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л. Потылицын
Члены комиссии: М.В. Литвинов
А.В. Федотов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 4 сентября 2018 г. N 361-РЗ-04-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.09.2018