Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии:
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в присутствии представителя ООО "Торговый дом Беллакт" Сивокони Станислава Станиславовича (доверенность от 10.01.2018 N1), в присутствии представителей государственного заказчика Министерства здравоохранения Астраханской области Чабак Елены Александровны (доверенность от 06.09.2018 N03-10-07-14872), Лисициной Ирины Александровны (доверенность от 11.07.2018 N04-14-10-11159), рассмотрев жалобу ООО "Торговый дом Беллакт" на действия государственного заказчика Министерства здравоохранения Астраханской области при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку продуктов на 2018 год для обеспечения бесплатным питанием детей в возрасте до трех лет из малообеспеченных семей (номер извещения: 0125200000718000182), на основании ст.99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 03.09.2018 поступила жалоба ООО "Торговый дом Беллакт" (далее - Заявитель; Общество) на действия государственного заказчика Министерства здравоохранения Астраханской области (далее также - Заказчик; Министерство) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку продуктов на 2018 год для обеспечения бесплатным питанием детей в возрасте до трех лет из малообеспеченных семей (номер извещения: 0125200000718000182) (далее - электронный аукцион).
В жалобе Заявителя сообщалось, что документация об электронном аукционе на право заключить контракт на поставку продуктов на 2018 год для обеспечения бесплатным питанием детей в возрасте до трех лет из малообеспеченных семей (номер извещения: 0125200000718000182) (далее - документация об электронном аукционе) не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно:
- проект контракта не соответствует части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе;
- проект контракта не соответствует требованиям части 14 статьи 34 Закона о контрактной системе;
- в аукционной документации Заказчиком установлены диапазоны значений показателей детского питания, отличные от диапазонов значений показателей детского питания, предусмотренных Техническим регламентом таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013) от 09.10.2013;
- Заказчик незаконно установил требование о наличии в напитках молочных сухих для питания детей с 12 месяцев фосфора, калия, натрия и витамина Д;
- отсутствие в аукционной документации обоснования использования Заказчиком показателей товара, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе;
- Заказчик установил характеристики товара, которые отличаются от характеристик, установленных при проведении электронного аукциона с реестровым номером: 0125200000718000128.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1) 28.08.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона и документация об этом аукционе.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, сроке и порядке предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 данного Закона.
В силу части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Как установлено материалами дела, начальная (максимальная) цена контракта составляет 110 802 900 рублей. Соответственно, условие об антидемпинговых мерах должно быть установлено заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе.
В разделе "Дополнительная информация" извещения о проведении электронного аукциона Заказчик установил условие об антидемпинговых мерах, предусмотренное частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Одновременно Комиссия отмечает, что частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Таким образом, Заказчиком в разделе "Дополнительная информация" извещения о проведении электронного аукциона установлено условие об антидемпинговых мерах с учетом требований части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, которое и должно быть применено при заключении контракта в случае если участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.
2) В соответствии с частью 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 данного Федерального закона.
Пунктом 12 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что аукционная документация должна содержать, в том числе информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что в пункте 8.2 проекта контракта установлено, что контракт может быть расторгнут по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Комиссия приходит к выводу, что установленные в пункте 8.2 проекта контракта условия расторжения Контракта свидетельствуют о соблюдении Заказчиком приведенных правовых норм.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3) Одним из основополагающих принципов контрактной системы в сфере закупок является принцип эффективности осуществления закупок.
Раскрывая правовое содержание данного принципа, Закон о контрактной системе (статья 12) устанавливает, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом о контрактной системе, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Приведенные положения статьи 33 Закона о контрактной системе взаимосвязаны с положениями, закрепляющими принципы контрактной системы в сфере закупок, и не могут рассматриваться в отрыве друг от друга.
Системное толкование этих норм права позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Комиссия не усматривает несоответствие установленных Заказчиком характеристик объекта закупки утвержденному решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67 "ТР ТС 033/2013. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности молока и молочной продукции" (далее - ТР ТС 033/2013).
Все приведенные в аукционной документации показатели являются стандартными, находятся в рамках установленных ТР ТС 033/2013 диапазонов. Из писем Минздравсоцразвития России от 19.08.2011 N15-2/10/2-8198 и Роспотребнадзора от 19.08.2011 N01/10674-1-23 следует, что отклонения от тех или иных показателей для компонентов сухих адаптированных молочных смесей - заменителей женского молока допускаются в пределах нормируемых уровней.
Поскольку заданные Заказчиком в аукционной документации показатели закупаемого товара входят в определенные ТР ТС 033/2013 диапазоны показателей, и, следовательно, соответствуют установленным данным документом нормам, то использование их при описании объекта закупки не требует обоснования, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. Такое обоснование потребовалось бы в том случае, если Заказчик использовал показатели, выходящие за пределы границ диапазонов, указанных в ТР ТС 033/2013.
Кроме того, Комиссия полагает, что Заказчик не нарушил положения Закона о контрактной системе, установив требования о наличии в напитках молочных сухих для питания детей с 12 месяцев фосфора, калия, натрия и витамина Д без предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе обоснования. ТР ТС 033/2013 не запрещает включение в состав данных напитках фосфора, калия, натрия и витамина Д и не устанавливает иного их количества, нежели чем определил Заказчик.
Законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формулирование заказчиком объекта закупки исходя из потребностей последнего. В частности, при описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару, в том числе в данной ситуации и к его составу.
Одновременно следует отметить, что действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик не имеет возможность установить требования к техническим, качественным характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных и муниципальных нужд. При этом Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в аукционной документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, маркам товара.
Из разъяснений ФАС России от 27.12.2012 "О государственных и муниципальных закупках сухих молочных смесей" следует, что при проведении торгов на закупку сухих молочных смесей установление требований к составу и упаковке сухих молочных смесей, отличных от установленных регламентами, имеет признаки ограничения конкуренции, если совокупность указанных требований приводит к соответствию требованиям документации о торгах продукции исключительно одного производителя сухих молочных смесей.
Комиссия отмечает, что установленным Заказчиком к объекту закупки (его качеству и фасовке) требованиям отвечает продукция не менее двух производителей смесей и напитков - ЗАО "Инфаприм", компания FrieslandCampina, и не менее двух производителей каш - ООО "Нестле Россия", компания Heinz, что свидетельствует об отсутствии в рассматриваемом случае предпосылок для ограничения количества участников закупки.
Такая правовая позиция нашла свое подтверждение в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 13.02.2018 N Ф06-29745/2018 по делу N А06-1711/2017.
На изложенных обстоятельствах Комиссия считает, что не имеет правового значения факт отличия требований к закупаемому товару от требований. Установленных Заказчиком при проведении электронного аукциона с реестровым номером 0125200000718000128.
Указанное свидетельствуют об отсутствии оснований для выдачи предписания.
На основании вышеизложенного, а также руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Торговый дом Беллакт" на действия государственного заказчика Министерства здравоохранения Астраханской области при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку продуктов на 2018 год для обеспечения бесплатным питанием детей в возрасте до трех лет из малообеспеченных семей (номер извещения: 0125200000718000182) не обоснованной.
2. Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: М.В. Литвинов
И.В.Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 7 сентября 2018 г. N 371-РЗ-04-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.09.2018