Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
<_> - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_> - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя индивидуального предпринимателя Мелконяна Оганеса Мелконовича (далее -ИП Мелконян О.М., заявитель): не явился, уведомлен надлежащим образом;
от заказчика Администрации муниципального образования "Момский национальный наслег" Момского района Республики Саха (Якутия) (далее - АМО "Момский национальный наслег", заказчик): не явились, уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев жалобу ИП Мелконян О.М. на действия заказчика АМО "Момский национальный наслег" при проведении электронного аукциона на устройство тротуаров из тротуарной плитки (извещение N 0116300016118000007), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ИП Мелконян О.М.
Из текста жалобы заявителя следует, что:
1. Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона не установлен порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта.
2. Заказчиком не установлен конкретный срок действия контракта, что не предоставляет возможным установить срок действия банковской гарантии.
Из письменного пояснения заказчика следует, что заказчик не согласен с доводами жалобы, просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее:
1. извещение об осуществлении закупки N0116300016118000007 размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" - 13.08.2018 года;
2. способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3. начальная (максимальная) цена контракта - 2 000 000,00 руб.;
4. протокол рассмотрения первых частей заявок в ЕИС отсутствует.
5. на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ИП Мелконян О.М. частично обоснованной по следующим основаниям:
1. Довод в части не установленного в извещении порядка внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок и порядка предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта признан обоснованным в силу следующего.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона должно содержать информацию, указанную в статье 42 настоящего Федерального закона.
Согласно пунктам 7,8 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом), размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона;
Комиссией в информационной карте аукционной документации установлено:
20. |
Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе. |
Участие в электронном аукционе возможно, если на лицевом счете, открытом участником на счете оператора электронной площадки, имеются денежные средства в размере не менее чем размер обеспечения заявки на участие. Операции в отношении этих средств не должны быть заблокированы. Поступление заявки является поручением оператору электронной площадки заблокировать операции по указанному лицевому счету применительно к денежным средствам в размере, равном сумме обеспечения заявки. |
Тогда как в извещении об электронном аукционе в ЕИС установлено
Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок |
В соответствии с действующим законодательством о контрактной системе |
Комиссией в пункте 23 Информационной карты аукционной документации установлено:
23. |
Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта. |
Исполнение контракта обеспечивается внесением денежных средств на указанный в извещении счет заказчика (если иной счет не установлен проектом контракта) или предоставлением банковской гарантии, выданной банком, включенным в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса РФ перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения. Банковская гарантия должна соответствовать требованиям законодательства, в том числе статье 45 Закона N44-ФЗ и дополнительным требованиям, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N1005. Банковская гарантия должна быть безотзывной и содержать: - сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом; - обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией; - обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки; - условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором учитываются операции со средствами, поступающими заказчику; - срок действия банковской гарантии; - отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении; - установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии; - условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц (если иное не установлено в проекте контракта). В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей,при этом, размер аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса) в денежном выражении превышает размер обеспечения исполнения контракта, последнее устанавливается в размере аванса. В случае, если аванс в денежном выражении превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. Антидемпинговые меры: 1. Если при проведении аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем 15 000 000 рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в пункте 23 Информационной карты, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). 2. Если при проведении аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет 15 000 000 рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в пункте 23 Информационной карты, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона N44-ФЗ. При этом предоставление информации, подтверждающей добросовестность, не исключает предоставление обеспечения исполнения контракта указанного в пункте 23 Информационной карты. |
Тогда как в извещении об электронном аукционе в ЕИС установлено:
Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта |
В соответствии с действующим законодательством о контрактной системе |
Таким образом, в извещении не указано полное содержание о порядке внесения денежных средств и порядке предоставления обеспечения исполнения контракта, что нарушает пункты 7,8 статьи 42, части 5 статьи 63, части 3 статьи 7 и части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
2. Доводы по части того, что не установлен конкретный срок действия контракта, в силу чего невозможно установить срок действия банковской гарантии признан необоснованным в силу следующего.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 21 Закона о контрактной системе в план-график включается информация в отношении каждой закупки наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений статьи 33 настоящего Федерального закона, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно);
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Пунктом 2 статьи 42, частью 5 статьи 63, частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что извещение о проведении электронного аукциона и аукционная документация должны содержать сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг.
Комиссия, изучив материалы дела, установила, что срок действия контракта в проекте муниципального контракта установлен "до 30 ноября 2018 года".
В извещении об электронном аукционе Заказчиков установлен срок поставки товара или график оказание услуг август-ноябрь 2018 года.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с п. 1 ст. 325 ГК РФ если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.
Согласно п. 3 ст. 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.
Следовательно, момент окончания срока действия контракта не равнозначен времени исполнения обязательств. Таким образом, срок поставки товара или завершение работы август-ноябрь 2018 года, а срок действия контракта - 30 ноября 2019 года, что не является нарушением Закона о контрактной системе.
Исходя из жалобы, заявитель указывает, что заказчиком не установлен срок действия контракта, в связи с чем, невозможно участнику закупки предоставить банковскую гарантию
Согласно пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта;
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Таким образом, заказчиком в аукционной документации и проекте контракта установлен срок исполнения сторонами обязательств по контракту, то определение срока действия банковской гарантии, возможно. Нарушений в действиях заказчика Закона о контрактной системе не усматривается.
В ходе проведения внеплановой проверки выявлено следующее.
Изучив аукционную документацию, Комиссия обнаружила некорректное заполнение Информационной карты электронного аукциона.
1. Заказчиком установлено следующее:
38. |
Срок, в течение которого победитель аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя аукциона от заключении контракта, должен подписать контракт. |
В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе (на официальном сайте) проекта контракта или в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе документов, предусмотренных частью 5 статьи 70 Закона N44-ФЗ. |
39. |
Условия признания победителя электронного аукциона или иного участника аукциона уклонившимися от заключения контракта. |
Победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные в пункте 41 Информационной карты он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 70 Закона N44-ФЗ, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе (официальном сайте) протокола рассмотрения 2 частей заявок, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона N44-ФЗ (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). |
Следовательно, в пунктах 38, 39 Информационной карты аукционной документации содержится указание на часть 5 статьи 70 Закона о контрактной системе, которая утратила силу с 1 июля 2018 года.
Таким образом, нарушена часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 2 статьи 67 Закона о контрактной системе срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать семь дней с даты окончания срока подачи указанных заявок, а в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, такой срок не может превышать один рабочий день с даты окончания срока подачи указанных заявок.
Согласно части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;
Согласно ч. 7 ст. 67 Закона о контрактной системе вышеуказанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
В ходе проверки Комиссией было установлено, что заказчиком не был размещен протокол рассмотрения первых частей заявок в единой информационной системе.
Таким образом, заказчик нарушил части 7 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о порядке, дате начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе;
Изучив аукционную документацию, Комиссия установила, что заказчик не установил конкретные сроки предоставления участниками разъяснений положений документации.
Тем самым заказчик нарушил пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, не указав даты начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации.
4. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Из анализа аукционной документации следует, что заказчиком установлены требования к содержанию первых частей заявок в недействующей редакции статьи 66 Закона о контрактной системе, что нарушает часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Мелконяна Оганеса Мелконовича на действия заказчика Администрации муниципального образования "Момский национальный наслег" Момского района Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на устройство тротуаров из тротуарной плитки (извещение N 0116300016118000007) частично обоснованной в части довода не установленного порядка внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информации о банковском сопровождении контракта.
2. Признать заказчика Администрацию муниципального образования "Момский национальный наслег" Момского района Республики Саха (Якутия) нарушившей часть 6 статьи 66, части 7 статьи 67, пункта 7,8 статьи 42, части 5 статьи 63, части 3 статьи 7, части 1 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Администрации муниципального образования "Момский национальный наслег" Момского района Республики Саха (Якутия) предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) об исполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 30 августа 2018 г. N 06-963/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2018