Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
<_> - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_> - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Строй лес" (далее - ООО "Строй лес", заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - ООО "Перспектива", заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Ремточстрой Инжиниринг" (далее - ООО "Ремточстрой Инжиниринг", заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "КоролСтрой" (далее - ООО "КоролСтрой", заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Стройцентр" (далее - ООО "Стройцентр", заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Юртек" (далее - ООО "Юртек", заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Аспект" (далее - ООО "Аспект", заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Лидергрупп" (далее - ООО "Лидергрупп", заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (далее - ГУ - Отделение ПФ РФ по РС(Я), заказчик): <_> по доверенности, <_> по доверенности, <_> по доверенности;
рассмотрев жалобы ООО "Строй лес", ООО "Перспектива", ООО "Ремточстрой Инжиниринг", ООО "КоролСтрой", ООО "Стройцентр", ООО "Юртек", ООО "Аспект" и ООО "Лидергрупп" на действия заказчика ГУ - Отделение ПФ РФ по РС(Я) при проведении электронного аукциона на строительство здания УПФР в Таттинском улусе, с. Ытык-Кюель (извещение N 0216100000218000029), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы ООО "Строй лес", ООО "Перспектива", ООО "Ремточстрой Инжиниринг", ООО "КоролСтрой", ООО "Стройцентр", ООО "Юртек", ООО "Аспект" и ООО "Лидергрупп"
Из текста жалобы заявителя ООО "Строй лес" следует:
1. В п. 8.1. проекта контракта заказчиком установлено некорректное описание оплаты выполняемых работ Заказчиком.
2. Заказчик не установил конкретный срок действия контракта в проекте контракта.
3. Заказчиком установлены требования к товару, не соответствующие положениям ГОСТ
4. Установлены излишние требования к параметрам товаров в аукционной документации, которые становятся известны при испытании определенной партии товара.
Из текста жалобы заявителя ООО "Перспектива" следует:
1. В п. 12.3. проекта контракта заказчиком установлены некорректные размеры штрафов.
2. В аукционной документации не установлен конкретный срок окончания действия контракта, в силу чего невозможно определить срок действия банковской гарантии.
Из текста жалобы заявителя ООО "Ремточстрой Инжиниринг" следует:
1. Установлены излишние требования к параметрам товаров в аукционной документации, которые становятся известны при испытании определенной партии товара.
Из текста жалобы заявителя ООО "КоролСтрой" следует:
1. В п.12.6 проекта контракта установлена пеня 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта
2. В описании объекта закупки раздела 3 аукционной документации установлены недействующие ГОСТы.
Из текста жалобы заявителя ООО "Стройцентр" следует:
1. Заказчиком не установлены в проекте контракта значения размеров штрафов.
Из текста жалобы заявителя ООО "Юртек" следует:
1. Установлены излишние требования к параметрам товаров в аукционной документации, которые становятся известны при испытании определенной партии товара.
Из текста жалобы заявителя ООО "Аспект" следует:
1. Заказчиком установлены требования, нарушающие объективность описания объекта закупки
Из текста жалобы заявителя ООО "Лидергрупп" следует:
1. В п.6.6. Инструкции по заполнению заявки заказчик установил излишние требования к содержанию первой части заявки.
2. В п.6 аукционной документации заказчик установил некорректные требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе
3. Заказчиком неправомерно установлен срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации
Из письменного пояснения заказчика следует, что с доводами жалоб не согласны и просят признать их необоснованными.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее:
1. извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-Тендер" - 07.08.2018 года;
2. способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3. начальная (максимальная) цена контракта - 29 766 800,00 руб.;
4. на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалоб по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Строй лес" частично обоснованной по следующим основаниям.
1. Довод в части установления заказчиком в проекте контракта некорректного описания оплаты выполняемых работ Заказчиком признан необоснованным по следующим основаниям.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 13 статьи 34 Закона N44-ФЗ в контракт включаются обязательные условия:
1) о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки;
2) об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
В п.8.1 проекта контракта заказчиком установлено:
Общая стоимость работ по настоящему Контракту (далее - стоимость Контракта), составляет ___________________________ (__________________________) рублей (в т.ч. НДС - ____________ (сумма прописью) рублей.
Оплата по государственному контракту осуществляется с учетом суммы НДС 18% независимо от применяемой системы налогообложения Подрядчика.
Сумма, подлежащая уплате Заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, уменьшается на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации Заказчиком.
Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. N504-ФЗ в часть 13 статьи 34 Закона N44-ФЗ с 1 июля 2018 г. внесены изменения. Так, с 1 июля 2018 г. в контракт необходимо включать условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком. Следовательно, с 1 июля сумма страховых взносов включается в цену контракта, а оплата будет производиться за вычетом указанной суммы.
Рассмотрев представленные аукционные документы, комиссия не обнаружила нарушений Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод жалобы признан необоснованным.
2. Довод жалобы в части отсутствия конкретного срока действия контракта.
Согласно пункта 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки;
В пункте 18.2 проекта контракта аукционной документации установлено:
Настоящий Контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до момента выполнения Сторонами всех взятых на себя обязательств по настоящему Контракту. Отношения по настоящему Контракту прекращаются по завершении гарантийного срока с учетом его возможного продления. Истечение сроков выполнения Работ, предусмотренных настоящим Контрактом, не освобождает Стороны от исполнения принятых обязательств
Комиссией установлено, что в пункте 2.2 аукционной документации указаны сроки выполнения работ: 1 этап в срок до 25 декабря 2018 года, 2 этап в срок до 18 декабря 2019 года.
Таким образом, комиссия считает, что заказчиком установлены сроки выполнения работ.
Довод жалобы признан необоснованным.
3. Заказчиком установлены требования к товару, не соответствующие положениям ГОСТ
Согласно пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Заказчик установил в пункте 12 раздела 3.3. "Товары (материалы), используемые при выполнении работ" следующее:
12 |
Плиты теплоизоляционные (1-й слой для утепления фасада толщиной 100 мм)
|
Область применения: тепло-, звукоизоляция стен, в т.ч. вентилируемых фасадов. Группа горючести: Негорючие НГ По физико-механическим показателям плиты должны соответствовать требованиям:
|
Комиссия установила, что ГОСТ 9573-2012 действующий.
В таблице 3 раздела 3 "Технические требования" ГОСТ 9573-2012 установлено:
Физико-механические показатели плит
Наименование показателя |
Значение для плит марок |
|
ПП-80 |
ПЖ-100 |
|
Плотность, кг/м3 |
Св. 75 до 90 включ. |
Св. 90 до 110 включ. |
Теплопроводность, Вт/(м x К), не более, при температуре: |
|
|
10 °C [(283 +/- 5) К] |
0,037 |
0,036 |
25 °C [(298 +/- 5) К] |
0,039 |
0,038 |
125 °C [(398 +/- 5) К] |
0,054 |
0,052 |
Сжимаемость, %, не более |
8 |
6 |
Прочность на сжатие при 10%-ной линейной деформации, кПа, не менее |
20 |
25 |
Прочность на сжатие при 10%-ной линейной деформации после сорбционного увлажнения, кПа, не менее |
15 |
20 |
Прочность на отрыв слоев, кПа, не менее |
4,5 |
5,5 |
Водопоглощение при частичном погружении, % по массе, не более |
15 |
15 |
Содержание органических веществ, % по массе, не более |
4,0 |
4,0 |
Полнота поликонденсации связующего, %, не менее |
90 |
91 |
Влажность, % по массе, не более |
1 |
1 |
Следовательно, установлено, что марка плиты ПП-80 в описании объекта закупки указана с параметром полноты поликонденсации связующего не менее 91.
Когда как в ГОСТ 9573-2012 установлено значение полноты поликонденсации связующего не менее 90.
Таким образом, показатель полноты поликонденсации связующего в аукционной документации не соответствует ГОСТ 9573-2012.
Между тем, заявитель не представил доказательств того, что указанное нарушение повлияло на процедуру проведения аукциона.
Комиссия считает, что данное нарушение не повлияло на процедуру закупки.
Довод жалобы признан необоснованным.
4. Установлены параметры товаров в аукционной документации, которые становятся известны при испытании определенной партии товара.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Комиссия рассмотрела аукционную документацию, в которой установлены требования к применяемым в процессе выполнения работ товарам. В позициях товара указаны следующее, например:
9 |
Устройство закрывания дверей (доводчик)
|
Климатическое исполнение доводчиков по требованиям ГОСТ 15150- УХЛ. Для левых и правых дверей: универсальный По назначению (номер классификационного признака 1): накладные верхнего расположения для распашных дверей Класс по размеру и массе дверного полотна (номер классификационного признака 2):
Вид по применению в различных климатических условиях (номер классификационного признака 5): М Класс по коррозионной стойкости (номер классификационного признака 6): 1(высокой стойкости) или 2 (умеренной стойкости). Надёжность (безотказность) (номер классификационного признака 3): не менее 50 0000 циклов закрывания - класс 2 . Доводчики, должны иметь дополнительные встроенные функции и должны соответствовать следующим требованиям: обеспечивать замедление открывания двери до достижения ею положения 90° (функция амортизации открывания); обеспечивать время закрывания двери от угла 90° до конца зоны задержки (угла открывания не менее 65°) не менее 20 с при температуре 20 °C (функция задержки закрывания). Момент, необходимый для пересиливания задержки вручную, не должен превышать 150 H·м; обеспечивать требования, приведенные в 5.1 ГОСТ, при минимальной и максимальной настройках силы закрывания, заявленной изготовителем (функция настройки силы закрывания); обеспечивать ускоренное закрывание двери на завершающей стадии от угла 15° (функция конечного дохлопа). Конструкция доводчика должна обладать герметичностью в течение всего срока эксплуатации, т.е. исключать возможность утечки из него рабочей жидкости, предназначенной для работы механизмов доводчика. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 |
Плитка керамическая глазурованная для внутренней облицовки стен (в санузлы)
|
Плитка сорт 1 Форма плитки: квадратная или прямоугольная Боковые грани плитки: с завалом или без завала Лицевая поверхность плиток: гладкая или рельефная, одноцветная или многоцветная (декорированная различными методами). Глазурь: блестящая или матовая Цвет плитки: согласовывается с Заказчиком дополнительно Толщина плитки не менее 6 мм Отклонения от формы плиток не должны превышать значений:
Физико-механические показатели плиток должны соответствовать:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 |
Плитка керамическая для полов (в санузлы) |
Отклонение формы плиток от прямоугольной (косоугольность), отклонение лицевой поверхности от плоскостности (кривизна лицевой поверхности) и искривление граней не должно быть более 1,5 мм. Разность между наибольшим и наименьшим значениями толщины одной плитки (разнотолщинность) не должна быть более 0,5 мм. Лицевая поверхность плиток: гладкая или рельефная, неглазурованная или глазурованной, одноцветной или многоцветная. Глазурь: матовая или блестящая. Боковые грани плитки: завалом или без завала Толщина плитки не менее 6 мм Цвет плитки: согласовывается с Заказчиком дополнительно Физико-механические показатели плиток должны соответствовать указанным в таблице:
Глазурь должна быть химически стойкой к действию раствора N 3 по ГОСТ 27180. |
Комиссией установлено, что в документации содержатся физико-химические показатели товаров.
Например, согласно ГОСТ 6787-2001 для керамической плитки показатели водопоглощения, предел прочности при изгибе, химическая стойкость глазури, термическая стойкость глазури, твердость глазури по Моосу, морозостойкость, износостойкость неглазурованных плиток определяются после проведения испытаний партии .
Соответственно, заказчиком в документации о закупке установлены требования к конкретным показателям товаров, которые определяются по результатам проведения испытаний в соответствии с методами испытаний, установленными соответствующими государственными стандартами.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, установление в документации о закупке требований к физико-механическим, химическим и иным показателям, которые определяются по результатам проведения испытаний предприятием-изготовителем на каждую партию товара, ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявки на участие в аукционе, а также не соответствует требованиям ч. 6 ст. 66 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
Следовательно, в части доводов об установлении в документации о закупке избыточных требований к товарам, которые определяются путем проведения испытаний товара, довод жалобы признан обоснованным
Жалоба ООО "Строй лес" признана частично обоснованным.
Комиссия считает жалобу ООО "Перспектива" необоснованной на основании следующего.
1. Довод в части установления заказчиком в п. 12.3. проекта контракта некорректных размеров штрафа признан необоснованным на основании следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к аукционной документации должен быть приложен проект государственного контракта, который является неотъемлемой частью документации об аукционе
Согласно пункт 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В пункте 12.3 проекта контракта установлено:
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, Заказчик вправе требовать от Подрядчика уплаты штрафа в размере:
а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
(размер штрафа включается в контракт в виде фиксированной суммы, рассчитанной исходя из цены Контракта на момент заключения Контракта в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042).
В соответствии с Постановлением N 1042 размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта.
Согласно пункту 10 Постановления N1042 Правительства Российской Федерации от 30.08.2017, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом, Правила регламентируют порядок начисления штрафов и пени к цене контракта, при этом в Конкурсной документации установлена начальная (максимальная) цена контракта, которая может уменьшиться в ходе проведения закупки.
Изучив проект контракта Конкурсной документации, Комиссия приходит к выводу, что положения проекта контракта Конкурсной документации в отношении размеров штрафов и пени, начисляемых в случае ненадлежащего исполнения контракта, не противоречат Закону о контрактной системе, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
2. Довод в части отсутствия конкретного срока окончания действия контракта, в силу чего невозможно определить срок действия банковской гарантии признан необоснованным на следующих основаниях.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Указанное положение предусмотрено Заказчиком в пункте 15 проекта контракта.
На основании части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
Пунктом 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Пунктом 18.2 проекта контракта установлен срок действия контракта следующим образом:
Настоящий Контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до момента выполнения Сторонами всех взятых на себя обязательств по настоящему Контракту. Отношения по настоящему Контракту прекращаются по завершении гарантийного срока с учетом его возможного продления. Истечение сроков выполнения Работ, предусмотренных настоящим Контрактом, не освобождает Стороны от исполнения принятых обязательств
Указанная формулировка окончания срока действия договора не позволяет определить срок окончания действия контракта, поскольку его наступление поставлено в зависимость от события, относительно которого неизвестно, произойдет оно или нет.
В то же время, в п. 2.2 аукционной документации установлено:
Срок выполнения работ: 1 этап в срок до 25 декабря 2018 года, 2 этап в срок до 18 декабря 2019 года.
Следовательно, заказчиком установлен срок проведения работ, по которому участник может определить сроки действия банковской гарантии, таким образом, довод жалобы признан необоснованным.
Жалоба признана необоснованной.
Комиссия считает жалобу ООО "Ремточстрой Инжиниринг" обоснованной на основании следующего.
1. Установлены характеристики товаров в аукционной документации, значения которых можно определить только путем проведения испытаний.
Данный довод заявителя ООО "Ремточстрой Инжиниринг" аналогичен доводу ООО "Строй лес", который Комиссия признала обоснованной. Оценка аналогичному доводу дано в данном решении на стр.6.
Комиссия считает жалобу ООО "КоролСтрой" частично обоснованной на основании следующего.
1. Довод в части установки в п.12.6 проекта контракта пени 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта
Согласно части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно пункту 10 Постановления Правительства Российской Федерации N1042 от 30.08.2017, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В пункте 3.1 проекта контракта установлено следующее:
В случае просрочки исполнения Поставщиком (Подрядчиком, Исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, Заказчик имеет право потребовать уплаты пени. Пени начисляется за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного настоящим контрактом срока исполнения обязательства.
Пеня устанавливается в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, проанализировав проект контракта, Комиссия не обнаружила нарушений Закона о контрактной системе
2. Довод в части установления в разделе 3 аукционной документации недействующие ГОСТы.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В Разделе 3 документации "Требования к применяемым в процессе выполнения работ товарам" Заказчиком установлены требования:
26 |
Унитаз - компакт |
Тип унитаза по сливу: с круговым сливом - вода равномерно омывает чашу унитаза по всей его внутренней поверхности или щелевой. Форма чаши унитаза: козырьковая или воронкообразная или тарельчатая Выпуск унитаза: прямой (горизонтальный) или косой Вид унитаза- с цельнолитой полочкой Бачок смывной, устанавливаемый на унитазе с боковым или верхним пуском; Крепление крышки унитаза к унитазу из металла, с микролифтом (плавное опускание). Крышка и сиденье унитаза из качественного пластика или дюропласта Фарфор унитаза и бачка высококачественый супер белый Полезный объем бачка смывного, л: не менее 6 Арматура бачка: с одной кнопкой или с двумя кнопками Срок гарантии не менее 10 лет |
||||||||||||||||||||||||||||||||
27 |
Умывальник с пьедесталом |
Тип умывальника: полукруглый или овальный или трапециевидный или прямоугольный Умывальник по способу крепления: с поставкой - пьедесталом, со скрытыми в нём подводящими трубами коммуникаций. Конфигурация верхней поверхности керамического пьедестала должна соответствовать конфигурации нижней поверхности чаши умывальника, для которого предназначается пьедестал. Фарфор умывальника и пьедестала высококачественный супер белый. Срок гарантии не менее 10 лет |
||||||||||||||||||||||||||||||||
56 |
Тепловычислитель ГОСТ 12997 |
|
Согласно информации с сайта Росстандарта, Комиссией установлено, что ГОСТ 30493-96 и ГОСТ 30493-96 являются действующими, ГОСТ Р 51649-2000 заменен на ГОСТ Р 51649-2014, а ГОСТ 12997 не существует.
Следовательно, довод жалобы признан обоснованным.
Комиссия считает жалобу ООО "Стройцентр" необоснованным на основании следующего.
1. Довод в части того, что заказчиком не установлены в проекте контракта все возможные значения размеров штрафов признан необоснованным.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как указано в пункте 2 Постановления N1042 Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 "Правила определения размера штрафа":
Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном пунктами 3 - 9 настоящих Правил, в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта (далее - цена контракта (этапа)).
Комиссией после анализа проекта контракта пришло к выводу, что заказчиком указаны штрафные санкции в разделе 12 "Ответственность сторон" проекта контракта.
Тем самым, жалоба не нашла подтверждения.
Комиссия считает жалобу ООО "Юртек" обоснованной на основании следующего.
1. Требования к техническим характеристикам материалов можно определить только при помощи проведения испытаний.
Данный довод заявителя ООО "Юртек" аналогичен доводам ООО "Ремточстрой Инжиниринг" и ООО "Строй лес", которые Комиссия признала обоснованными. Оценка аналогичному доводу дано в данном решении на стр.6.
Комиссия считает жалобу ООО "Аспект" обоснованной на основании следующего.
1. Заказчиком установлены требования, нарушающие объективность описания объекта закупки.
Данный довод заявителя ООО "Аспект" аналогичен доводам ООО "Юртек", ООО "Ремточстрой Инжиниринг" и ООО "Строй лес", которые Комиссия признала обоснованными. Оценка доводу дано в данном решении на стр.6.
Комиссия считает жалобу ООО "Лидергрупп" частично обоснованной на основании следующего.
1. Довод в части установления в п.6.6. Инструкции по заполнению заявки излишние требования к содержанию первой части заявки признан необоснованным на основании следующего.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Заявитель указывает на пункт 6.6 Инструкция по заполнению заявки Участником закупки, где установлено
Ответственность за достоверность сведений о конкретных значениях показателей используемого товара, товарном знаке (его словесном обозначении), знаке обслуживания, фирменном наименовании, патентах, полезных моделях, промышленных образцах, наименовании страны происхождения товара, указанного в первой части заявки на участие в аукционе несет участник аукциона.
Закон о контрактной системе не содержит обязанности комиссии заказчика устанавливать достоверность сведений о предлагаемой участниками закупки продукции, что также отмечено в письме Минэкономразвития России N Д28и-2222 от 29 июля 2015 г.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссия пришла к выводу, что данное изложение - это пояснение по заполнению заявки.
Тем самым, заказчик не установил требования к первой части заявки.
2. Довод в части установления в п.6 аукционной документации заказчиком некорректных требований к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе признан необоснованным.
В пункте 6 аукционной документации заказчиком установлено следующее:
Вторая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать следующие документы и сведения:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки):
Тем самым, заказчик установил требования согласно пунктам 3-9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 31 Закона о закупках при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
Объектом закупки является строительство здания УПФР в Таттинском улусе, с. Ытык-Кюель, что не предполагает приобретение участником прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Заказчиком в Информационной карте документации об аукционе не содержится требование к участникам аукциона об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма, в связи с чем указанное выше требование к участнику электронного аукциона может не декларироваться во второй части заявки.
Однако указанное нарушение не повлияло на итоги определения поставщика.
3. Довод жалобы в том, что заказчиком неправомерно установлен срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации признан обоснованным.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчик в аукционной документации установил, что участник должен предоставить копию выписки из реестра членов саморегулируемых организаций по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора N58 от 16.02.2017 г. "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" выданной не позднее, чем за 30 дней до даты окончания срока подачи заявок.
Между тем, Законом о контрактной системе не предусмотрено, что выписка из реестра членов саморегулируемой организации должна быть выдана участнику закупки не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок либо другой конкретный срок, в связи с чем, установленное заказчиком требование не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, заказчик нарушил часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", проведя внеплановую проверку, в том числе на соответствие положений аукционной документации требованиям статьи 44 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Строй лес" на действия заказчика Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на строительство здания УПФР в Таттинском улусе, с. Ытык-Кюель (извещение N 0216100000218000029) частично обоснованной.
2. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" на действия заказчика Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на строительство здания УПФР в Таттинском улусе, с. Ытык-Кюель (извещение N 0216100000218000029) необоснованной.
3. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Ремточстрой Инжиниринг" на действия заказчика Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на строительство здания УПФР в Таттинском улусе, с. Ытык-Кюель (извещение N 0216100000218000029) обоснованной.
4. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "КоролСтрой" на действия заказчика Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на строительство здания УПФР в Таттинском улусе, с. Ытык-Кюель (извещение N 0216100000218000029) обоснованной.
5. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Стройцентр" на действия заказчика Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на строительство здания УПФР в Таттинском улусе, с. Ытык-Кюель (извещение N 0216100000218000029) необоснованной.
6. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Юртек" на действия заказчика Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на строительство здания УПФР в Таттинском улусе, с. Ытык-Кюель (извещение N 0216100000218000029) обоснованной.
7. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Аспект" на действия заказчика Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на строительство здания УПФР в Таттинском улусе, с. Ытык-Кюель (извещение N 0216100000218000029) обоснованной.
8. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Лидергрупп" на действия заказчика Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на строительство здания УПФР в Таттинском улусе, с. Ытык-Кюель (извещение N 0216100000218000029) частично обоснованной.
9. Признать заказчика Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) нарушившей пункт 2 части 1 статьи 64, пунктов 1,2 части 1 статьи 33, части 6 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
10. Поскольку указанные нарушения не повлияли на результаты осуществления электронного аукциона предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 31 августа 2018 г. N 06-976/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2018